Место дисциплины в структуре образовательной программы

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия Государственной противопожарной службы

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник Академии ГПС МЧС России

генерал-полковник внутренней службы

______________________Ш. Ш. Дагиров

«_____»___________________2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки

40.05.03 «Судебная экспертиза»

Квалификация (степень)

Специалист

Форма обучения

Очная

Москва 2014

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия Государственной противопожарной службы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки

40.05.03 «Судебная экспертиза»

Квалификация (степень)

Специалист

Форма обучения

Очная

Рекомендовано УМЦ Академии ГПС МЧС России

___________________________________________

«» ____2014г.

2014 г.

Составитель:

А. В. Киричек

Р е ц е н з е н т ы:

Кандидат исторических наук, профессор,

профессор кафедры истории и экономической теории

Академии ГПС МЧС России

Н. Н. Ашенкампф

Кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка и культуры речи

Академии ГПС МЧС России

Е. Н. Бондаренко

Философия: Рабочая программа. Направление подготовки 40.05.03 – «Судебная экспертиза» /Сост. А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. – 41 с.

© Академия Государственной противопожарной

службы МЧС России, 2014


Содержание

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы......... 4

2. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы 6

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся......................... 8

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 9

5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине............................................................................................ 20

6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.................................................................................... 31

7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины........................................................ 33

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 34

9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем..................................................... 39

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине....................................................... 40


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Философия»:

Таблица 1

Код компетенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 способностью действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципами законности и патриотизма Знать: предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности. Уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, включая юридические нормы. Владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук.
ОК-2 способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии Знать: предметную область философии, основные разделы и направления философии; принципы, закономерности и тенденции развития бытия природы, общества, человека и познавательной деятельности. Уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, включая юридические нормы; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения. Владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук.
ОК-9 способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения Знать: предметную область философии, основные разделы и направления философии. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач. Владеть: навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений.
ОК-10 способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность Знать предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач. Владеть основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук.
ОК-11 способностью анализировать свои возможности, совершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности Знать: предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения. Владеть навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных профессиональных различий; навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики.
ОК-13 способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии Знать: методы и приемы философского анализа проблем. Уметь: применять понятия с чётко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссий. Владеть: навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики; навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения.
ОК-16 способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями Знать: методы и приемы философского анализа проблем. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач. Владеть: навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 031003– «Судебная экспертиза» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденным приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 40 (согласно приказу Минобрнауки России от 18.11.2013 г. № 1245 код соответствия – 40.05.03) дисциплина «Философия» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки.

Дисциплина изучается на 1 курсе во 1-м семестре (при очной форме обучения).

Изучение дисциплины направлено на формирование основ гуманитарной культуры обучающихся, прояснение их собственного мировоззрения и системы убеждений на основе знакомства с основным содержанием философских систем, освоение философской и общенаучной терминологии, вооружение основами методологических знаний и навыков, развитие навыков анализа текстов гуманитарной тематики, критического восприятия и оценки социальной и научной информации.

Дисциплина нацелена на решение следующих основных задач:

· формирование у будущих специалистов научно обоснованного, системного мировоззрения;

· вооружение их логикой и методологией научных исследований;

· привитие им навыков критического восприятия реальности, аналитической работы с информацией;

· развитие у них умения выступать публично, аргументированно отстаивать собственную точку зрения как устно, так и письменно.

Дисциплина «Философия» базируется на знаниях, полученных в ходе освоения основной общеобразовательной программы в средней школе, в частности, при изучении дисциплин «История Россия», «Обществознание», «Русский язык», «Русская литература», «Физика» и др.

Дисциплина «Философия» изучается параллельно с дисциплинами гуманитарного, социального, экономического, математического и естественно-научного и профессионального циклов (в частности, «Логикой», «Профессиональной этикой», «Историей России»), что позволяет обучающимся сопоставлять информацию, получаемую из разных курсов и от различных преподавателей, формируя тем самым стереоскопическое видение мира, развивая умение критически мыслить и сопоставлять информацию, получаемую из различных источников.

Вместе с тем, изучение дисциплины «Философия» выступает предварительным условием для изучения других общеобразовательных и профессиональных дисциплин, поскольку именно философия формирует основы научной картины мира, дает наиболее общее представления о средствах научного исследования, вооружает системой общенаучных категорий.

Для освоения дисциплины «Философия» обучающимся необходимо:

· знать основы обществознания и фундаментальных наук (физики, химии, биологии и др.), в частности, основные этапы развития мировой цивилизации, структуру общества, основы государственно-правового строя России, базовые законы и понятия естественных наук;

· понимать место и роль гуманитарного знания в профессиональной подготовке специалиста;

· владеть базовыми категориями общественных, гуманитарных и естественных наук, умением грамотно писать на русском языке, навыками работы с текстами (читать, анализировать, выделять главную мысль, делать выводы по прочитанному);

· иметь представление о Вселенной, её строении и происхождении, о социальной структуре, месте и роли государства в общественной жизни, правах и свободах человека.

Дисциплина «Философия» является неотъемлемой частью, мировоззренческой и методологической основой комплекса общеобразовательных (в частности, социальных, гуманитарных и естественных) дисциплин по направлению подготовки специалистов в области судебно-экспертной деятельности.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом Академии ГПС МЧС России.

Таблица 2

№ п/п Виды учебной работы ЗЕТ Количество часов по учебному плану Форма обучения
Очная Заочная
Семестр Сессия
очно заочно 1-й устан. лабор.
1. Общая трудоемкость дисциплины -    
2. Контактная работа обучающихся с преподавателем: 2,33 -    
  - лекции 0,78      
  - практические занятия 1,22      
  - лабораторные занятия   -   -    
  - контр. работа (кол-во)        
  - реферат (кол-во)        
  - экзамен 0,33      
3. Самостоятельная работа 0,67 -    
  - изучение теоретических вопросов 0,25      
  - контрольная работа (час)            
  - реферат (час)            
  - упражнения            
  - экзамен 0,42      
4. Виды промежуточной аттестации: - экзамен   + -     +      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Наши рекомендации