Место дисциплины в структуре образовательной программы
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной противопожарной службы
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник Академии ГПС МЧС России
генерал-полковник внутренней службы
______________________Ш. Ш. Дагиров
«_____»___________________2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки
40.05.03 «Судебная экспертиза»
Квалификация (степень)
Специалист
Форма обучения
Очная
Москва 2014
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия Государственной противопожарной службы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ
Направление подготовки
40.05.03 «Судебная экспертиза»
Квалификация (степень)
Специалист
Форма обучения
Очная
Рекомендовано УМЦ Академии ГПС МЧС России
___________________________________________
«» ____2014г.
2014 г.
Составитель:
А. В. Киричек
Р е ц е н з е н т ы:
Кандидат исторических наук, профессор,
профессор кафедры истории и экономической теории
Академии ГПС МЧС России
Н. Н. Ашенкампф
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и культуры речи
Академии ГПС МЧС России
Е. Н. Бондаренко
Философия: Рабочая программа. Направление подготовки 40.05.03 – «Судебная экспертиза» /Сост. А. В. Киричек. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2014. – 41 с.
© Академия Государственной противопожарной
службы МЧС России, 2014
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы......... 4
2. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы 6
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся......................... 8
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 9
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине............................................................................................ 20
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.................................................................................... 31
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины........................................................ 33
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 34
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем..................................................... 39
10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине....................................................... 40
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Философия»:
Таблица 1
Код компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-1 | способностью действовать в соответствии с Конституцией РФ, руководствуясь принципами законности и патриотизма | Знать: предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности. Уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, включая юридические нормы. Владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук. |
ОК-2 | способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии | Знать: предметную область философии, основные разделы и направления философии; принципы, закономерности и тенденции развития бытия природы, общества, человека и познавательной деятельности. Уметь: анализировать и оценивать социальную информацию, включая юридические нормы; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения. Владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук. |
ОК-9 | способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения | Знать: предметную область философии, основные разделы и направления философии. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач. Владеть: навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений. |
ОК-10 | способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность | Знать предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач. Владеть основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний философских, социальных и гуманитарных наук. |
ОК-11 | способностью анализировать свои возможности, совершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности | Знать: предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий философии, гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентаций в социальной и профессиональной деятельности. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения. Владеть навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных профессиональных различий; навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики. |
ОК-13 | способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии | Знать: методы и приемы философского анализа проблем. Уметь: применять понятия с чётко определенным содержанием, устанавливать логический смысл суждения, пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссий. Владеть: навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссий и полемики; навыками письменного и аргументированного изложения собственной точки зрения. |
ОК-16 | способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями | Знать: методы и приемы философского анализа проблем. Уметь: использовать принципы, законы и методы философских, гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач. Владеть: навыками научного мышления, использования приемов логического построения рассуждений. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 031003– «Судебная экспертиза» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденным приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 40 (согласно приказу Минобрнауки России от 18.11.2013 г. № 1245 код соответствия – 40.05.03) дисциплина «Философия» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла подготовки.
Дисциплина изучается на 1 курсе во 1-м семестре (при очной форме обучения).
Изучение дисциплины направлено на формирование основ гуманитарной культуры обучающихся, прояснение их собственного мировоззрения и системы убеждений на основе знакомства с основным содержанием философских систем, освоение философской и общенаучной терминологии, вооружение основами методологических знаний и навыков, развитие навыков анализа текстов гуманитарной тематики, критического восприятия и оценки социальной и научной информации.
Дисциплина нацелена на решение следующих основных задач:
· формирование у будущих специалистов научно обоснованного, системного мировоззрения;
· вооружение их логикой и методологией научных исследований;
· привитие им навыков критического восприятия реальности, аналитической работы с информацией;
· развитие у них умения выступать публично, аргументированно отстаивать собственную точку зрения как устно, так и письменно.
Дисциплина «Философия» базируется на знаниях, полученных в ходе освоения основной общеобразовательной программы в средней школе, в частности, при изучении дисциплин «История Россия», «Обществознание», «Русский язык», «Русская литература», «Физика» и др.
Дисциплина «Философия» изучается параллельно с дисциплинами гуманитарного, социального, экономического, математического и естественно-научного и профессионального циклов (в частности, «Логикой», «Профессиональной этикой», «Историей России»), что позволяет обучающимся сопоставлять информацию, получаемую из разных курсов и от различных преподавателей, формируя тем самым стереоскопическое видение мира, развивая умение критически мыслить и сопоставлять информацию, получаемую из различных источников.
Вместе с тем, изучение дисциплины «Философия» выступает предварительным условием для изучения других общеобразовательных и профессиональных дисциплин, поскольку именно философия формирует основы научной картины мира, дает наиболее общее представления о средствах научного исследования, вооружает системой общенаучных категорий.
Для освоения дисциплины «Философия» обучающимся необходимо:
· знать основы обществознания и фундаментальных наук (физики, химии, биологии и др.), в частности, основные этапы развития мировой цивилизации, структуру общества, основы государственно-правового строя России, базовые законы и понятия естественных наук;
· понимать место и роль гуманитарного знания в профессиональной подготовке специалиста;
· владеть базовыми категориями общественных, гуманитарных и естественных наук, умением грамотно писать на русском языке, навыками работы с текстами (читать, анализировать, выделять главную мысль, делать выводы по прочитанному);
· иметь представление о Вселенной, её строении и происхождении, о социальной структуре, месте и роли государства в общественной жизни, правах и свободах человека.
Дисциплина «Философия» является неотъемлемой частью, мировоззренческой и методологической основой комплекса общеобразовательных (в частности, социальных, гуманитарных и естественных) дисциплин по направлению подготовки специалистов в области судебно-экспертной деятельности.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Бюджет времени на изучение дисциплины определяется рабочим учебным планом Академии ГПС МЧС России.
Таблица 2
№ п/п | Виды учебной работы | ЗЕТ | Количество часов по учебному плану | Форма обучения | |||
Очная | Заочная | ||||||
Семестр | Сессия | ||||||
очно | заочно | 1-й | устан. | лабор. | |||
1. | Общая трудоемкость дисциплины | - | |||||
2. | Контактная работа обучающихся с преподавателем: | 2,33 | - | ||||
- лекции | 0,78 | ||||||
- практические занятия | 1,22 | ||||||
- лабораторные занятия | - | - | |||||
- контр. работа (кол-во) | |||||||
- реферат (кол-во) | |||||||
- экзамен | 0,33 | ||||||
3. | Самостоятельная работа | 0,67 | - | ||||
- изучение теоретических вопросов | 0,25 | ||||||
- контрольная работа (час) | |||||||
- реферат (час) | |||||||
- упражнения | |||||||
- экзамен | 0,42 | ||||||
4. | Виды промежуточной аттестации: - экзамен | + | - | + |
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий