История учения о категориях диалектики
Ранние формы философского анализа категорий возникли в древности в учениях, пытавшихся выявить основные принципы бытия. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», обобщившем попытки предшествующей философской мысли выделить наиболее общие понятия о мире и способах его познания. Составленная Аристотелем таблица включала такие категории, как сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание. Эта таблица оказала определяющее влияние на развитие учения о категории. вплоть до нового времени, когда были предприняты попытки изменить её состав в связи с достижениями философии и конкретных наук.
Новый этап в анализе категорий открыло учение И. Канта, который рассматривал категории как априорные формы рассудка, характеризующие не мир «вещей в себе», а познающего субъекта, структуру его мышления. У И. Канта категории делятся на следующие разряды: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Категориальная таблица Канта, связанная с его априоризмом, игнорировала отражательный характер категории: последние рассматривались у И. Канта как неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт.
Новый подход к категориям и диалектическую трактовку их на основе объективного идеализма выдвинул Г.В.Ф. Гегель. Представляя взаимосвязи и взаимопереходы категории как порождения абсолютной идеи, он свёл их в следующую таблицу: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность; причём в эту последнюю входят субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, абсолютная идея, объект).
В современной буржуазной философии отрицается объективное значение категорий, их диалектическая взаимосвязь, обусловленность их развития научным познанием и общественно исторической практикой. В логическом позитивизме(Р. Карнап, О. Нейрат) философский анализ категории подменяется формально-логическим анализом терминов языка, соотношений между ними в связи с изучением таких областей научного знания, как логика, математика, физика. Экзистенциализм (Хайдеггер, Сартр, Ясперс), отражая кризис личности в условиях современного буржуазного общества, возводит в ранг онтологической категории чувства страха, «заброшенности», «заботы» и т. п.
Экзистенциализм (лат. existentia — существование) — одно из субъективно-идеалистических направлений в современной буржуазной философии, считающее, что объективный мир вторичен, а первична «экзистенция», под которой понимается существование индивидуальной духовной жизни. «Экзистенция» будто бы вечна, а мир — это бессвязная лавина психических переживаний субъекта, который ищет свою индивидуальную «экзистенцию». К логике экзистенциалисты относятся нигилистически, называя ее плоской, отчужденной формой «бытового» мышления. Наиболее видными экзистенциалистами являются Ясперс, Хайдеггер, Марсель, Бубер, Сартр и др.
Неопозитивизм – одно из основных направлений буржуацзной философии XXв. Неопозитивизм возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, - знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и т.д. Являясь современной формой позитивизма, неопозитивизм разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Противопоставляя науку философии неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. В действительности неопозитивизм продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Беркли и Юма. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм XIX в., а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм – это своеобразная логико-лингвистическая форма позитивизма, в которой сложные и актуальные проблемы современной логики и языкознания трактуются в духе субъективизма.
Попытки преодолеть субъективно-идеалистической установки неопозитивизма приводят некоторых представителей буржуазной философии к использованию категориального аппарата объективного идеализма (Поппер).
Объективный идеализм – это одна из основных разновидностей идеализма. В отличие от субъективного идеализма объективный идеализм считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т.п.)
Представители неотомизма(от греч. neos – новый, лат. Thomas – Фома) выдвигают религиозное идеалистическое толкование категории, утверждая, что они существовали изначально в божественном разуме как прообразы реальных вещей, свойств, отношений.
Неотомизм – это философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. С 1879 неотомизм получил официальное признание Ватикана (энциклика папы Льва XIII «Aeterni patris»). Наиболее известные представители Н.— Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция),В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, Й. де Фриз (ФРГ), Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия). Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде неотомизм являются Высший институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католич. ин-т, Католич. ун-т в Милане, Ин-т в Пуллахе (близ Мюнхена) и др. Неотомизм — одно из наиболее влиятельных течений в современной буржуазной философии, располагающее многочисленными институтами, издательствами, журналами в ряде стран Европы и Америки.
Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется в неотомизме на жёстко фиксированной догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божеств, откровения: неотомистская философия является служанкой богословия. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с этим мир предстаёт в неотомизме как сотворённый богом и иерархически расчленённый на ряд ступеней, соотношение между которыми описывается на основе преобразованных Фомой аристотелианских моделей.
В рамках томистской классификации форм знания выделяется метафизика — первая философия. Объектом её и основным принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), которое отличается от сущего (ens): метафизика имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести содержат, представление о реальном бытии и его законах и что необходимо устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счёте — между богом и сотворённым им миром, неотомисты пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании т. н. трансцендентальных понятий (единство, истина, благо, прекрасное), которые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. Др. формой устранения этого противоречия выступает в неотомизме учение об аналогии сущего (или аналогии бытия), обосновывающее возможность познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное различие их природ (путём аналогии).
В основе онтологии неотомизма — учение об акте и потенции, согласно которому процессы возникновения тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с точки зрения неотомизма может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего.
Основу натурфилософии неотомизм составляет гилеморфизм (от греч. gil – материя, morfe – форма) — восходящее к аристотелизму учение о форме и материи, согласно которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определенный вид благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганического мира до высшей ступени природного бытия — человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма (форма форм), согласно неотомизму, не связана с материей. Она создаёт и первичную материю, и всё конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является бог.
Расчленяя бытие на природное, или естественное, интенциональное и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение человеческого сознания — обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического рационального познания. Границей научного познания неотомизм объявляет вопросы о сущности бытия, которые относит к сфере философии и теологии. Наука постигает вторичные причины и раскрывает лишь последовательность и внеш. связь событий, тогда как конечные причины всего существующего относятся к сверхъестественному порядку бытия, т. е. к богу. Человечески интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божеств. интеллектом.
Личность в неотомизме есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности — свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческие возможности — получают, однако, своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.
Человеческое общество в социально-политической философии неотомизм понимается как естественное общество; его основной формы — семья, община, профессия, родина, государство. Частная собственность отождествляется в неотомизме с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно неотомизму, существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, Н. пропагандирует так называемый солидаризм, обосновываемый христианским принципом любви к ближнему. На практике это выливается в проповедь социального мира между классами.
Неотомисты активно выступают против диалектического и исторического материализма, издают огромное количество «критических» опусов, полемизирующих с философией марксизма.
Исследовательскими центрами, ведущими борьбу против марксистской философии, являются Русский институт в Ватикане и институт Востосточной Европы во Фрибуре (Швейцария), издающий специальный квартальный журнал «Studies in Soviet Thought».
После 2-го Ватиканского собора (1962—1965), осуществившего перестройку католической церкви, её «модернизацию», неотомизм испытывает всё большее влияние феноменологии, экзистенциализма, персонализма, эволюционно-спиритуалистического учения Тейяра де Шардена и др.