Проблема природы прекрасного в классической античной эстетике. Сократ, Платон, Аристотель
С Сократа ант-я эст-ка отходит от др-гокосмологизма; проблема прекрасного – как проблема сознания, разума.; для него красота из хар-ки вещи превратилась в идею понятия прекрасного. Сократ вывел на фил-й уровень категорию «калокогатия» - прекрасное и доброе –хар-ка ид-го чел-ка.
Платон понимал калокогатию как соразмерность души и тела. Калокогатия, согласно древним грекам, достояние благородного происхождения. У Платона прекрасное часто соседствует с благим, но последнее он ставит выше. В «Пире» Платон от любви к перкрасному переходит к пониманию тдеи красоты, прекрасного самого по себе (как вечной и объективно-сущ-й вне какого-либо субъекта идеи), и намечает некоторую иерархичености красоты в процессе ее постижения чел-м – от чувств-й красоты ч/з красоту дух-ю и нравств-ю к красоте чистого знания.
Для Аристотеля в физ-м мире «красота залюч-ся в величине и порядке» - красивая вещь д.б. легко обозримой, на идеальном уровне – это то, что будучи желательно само ради себя, заслуж-т еще и похвалы и что, будучи благом, приятно, потому что оно благо.
14. Проблема сущности искусства в классической античной эстетике. Понятия «тэхнэ» и «мимезис».
А) Искусство как мастерство «Тэхнэ»-умение создавать вещи в соответств. с сущ. паравилами.
Конструктивное Экспрессивное
(предметная деят.) (безпрелметнаядеят.)
- скульптура, -ткачество… - музыка, - пение, - поэзия (выразит. виды иск.)…
- в обыденной жизни античности
-“иск.” называлась любая чел. деятельность и практич. и теоретическая.
Б) Искусство как воспр. действительности. «Мимезис»-подражание природе, подражание гармонии небесных тел, космосу, который имеет музыкальное и числовое выражение.
o Мимезис Платона – воспр. внешнего вида предмета.
o Мимезис Аристотеля – воспр. внутр. сущности предмета.
Платон: Искусство – маловажный вид деятельности.
1. Иск.должно воспитывать, а на практике оно развращает.
2. Иск. дарит опасное и сомнительное удовольствие (“Дырявая бочка”-не успев насытится, мы вновь опустошаемся).
3. Иск. – это мимезис (художник создает копии копий) Произведение искусства ð это копия
вещиðкопия идеи (эйдос)
- истинная задача художника – прорваться в мир идей.
Аристотель: Иск. – воспр. внутренней сущности вещей. Изображая не частное, а общее (собир.образ)
можно проникнуть в сущность вещей.
Иск.деятельность уважаемая, почётная. Художник выше историка. Художник и философ
на одной ступени (благодаря способности обобщать).