Глава I. Онтология: учение о бытии.

Онтология– учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был затем закреплен в философской системе Х.Вольфа.

Первым вопросом, с которого начинается философия, является

вопрос о бытии. Впервые понятие "бытие" ввел философ элейской школы древнегреческой философии Парменид (504-501 г. до н.э.). Вопрос о бытии является одним из центральных и ведущих не только в плане генезиса философского знания, с него в той или иной степени начинается любая философская концепция. Бытие как исходная первичная характеристика мира - слишком узкое и слишком широкое понятие, которое наполняется конкретным содержанием во взаимодействии с другими философскими категориями. Бытие - все то, что существует тем или иным способом. Таков первый и, казалось бы, явный ответ. Однако, несмотря на очевидность, а также на два с половиной тысячелетия размышлений об этой очевидности, философский вопрос о бытии по-прежнему остается открытым. На эту сложность, тайну, непознанность до конца бытия обращал внимание крупнейший философ ХХ в. М. Хайдеггер.

В современной философской традиции проблема бытия, по прежнему, остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей философии. В обыденном языке термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» являются синонимами. Но в философии они имеют особые смыслы, становятся категориями онтологии – учении о бытии как таковом. Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она определяет и выражает проблему существования в ее общем виде. Слово "бытие" происходит от глагола "быть". Философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

В философии со времен античности различают бытие и сущее. Сущее – совокупность окружающих вещей. Но среди многообразия вещей можно найти то, что является общим им всем, своеобразный признак всего мира (сущего вообще), заключающийся в том, что он – мир- вообще существует. Это выражено в понятии бытия. Издавна основной вопрос философии звучал так: почему есть нечто, а не ничто? Почему вообще что-либо есть, и на чем держится это «есть»? Бытие предстает в качестве последнего, о чем допустимо спрашивать.

Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие бытия, т.е. того, что есть истинно сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить с обращением к этому вечному, либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как философия бытия, то как философия свободы. Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого.

Надо обратить внимание на то, что проблема бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о присущей людям «онтологической потребности» стремиться к безусловному, т.е. признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование. Данная потребность проявляется наиболее остро в те исторические эпохи, когда люди осознают, что выбранный ими способ жить по своему своекорыстному усмотрению и произволу сопряжен с негативными последствиями, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому усмотрению мир начинает демонстрировать однобокость, жестокость, непредсказуемость. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о «смысле жизни». Поиски бытия - это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на какую бессмысленность, ни на свою конечность.

В современной философской литературе указывается на два значения слова "бытие". В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей.

Бытие, по Пармениду, не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно не было бы бытием, а зависело от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, либо оно есть все целиком, либо его нет. Значит, бытию некуда двигаться, не во что изменяться, значит оно всегда только есть, только существует.

Этот тезис по-своему можно оправдать, если под бытием иметь в виду только сам факт существования мира, природы. Да, мир существует, но если мы выйдем за рамки этой простой и универсальной констатации, мы сразу же попадаем в конкретный мир, где движение не только чувственно воспринимаемый, но и умопостигаемый, всеобщий атрибут природы.

Поэтому, в противоположность Пармениду, другой греческий философ Гераклит основное внимание уделяет движению. В отличие от Парменида, Гераклит считал бытие развивающимся, меняющимся, текучим. Само движение он рассматривал как результат взаимоперехода противоположностей. Бытие и небытие неразрывны. Одно порождает другое, одно переходит в другое.

У Платона само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды: это прежде всего мир вечных идеальных сущностей, мир идей, мир вещей - преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полубытие.

Проблема бытия в Христианской культуре всегда рассматривалась в двух формах: бытия Бога, как вневременное, внепространственное, абсолютное, надприродное бытие, с одной стороны, и сотворенный им мир природы - с другой. Творящее и сотворенное - вот главные виды бытия. Бытие и небытие, Бог и человек - соотношение этих понятий определяет собой решение многих философских проблем.

Длительное господство религиозного мировоззрения, отсутствие социальной потребности в коренном пересмотре взглядов на бытие общества и человека приводили к тому, что в течение длительного исторического периода бытие общества рассматривалось идеалистически, т.е. первичным, определяющим считались идеи. Принципиально иная ситуация сложилась в 40-50-х гг. XIX в., когда были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории.

Это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. В философии было введено новое понятие: "общественное бытие". Общественное бытие - это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Появляется новый тип законов развития - законов саморазвития общества и его материальной основы - материального производства.

К ХХ веку обнажились все последствия безбытийного существования человека, его упования собственной свободой. В культуре Нового времени появляется мировоззрение, суть которого Ф.Ницше выразил в афоризме: «Бог умер», что означало ниспровержение всех традиционных ценностей, определяющих смысл европейского самосознания. Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право Творца создавать мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает себя и не нуждается ни в каком трансцендентном обосновании своего бытия. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения» он превратился в систему различных функций: социальных, психологических, политических и т.д., что он потерял целостность, став, говоря словами философа ХХ века Г.Маркузе «одномерным человеком».

Постмодернистская философия во многом продолжила процесс дальнейшего отчуждения человека от подлинного смысла понимания бытия. С точки зрения постмодерна ( М. Фуко,М. Мерло-Понти, Ж. Деррида и др.) идея бытия в разных своих вариантах, от Парменида до Гегеля, оправдывала необходимость для человека подчиняться каким-то высшим ценностям. Признавая существование бытия как чего-то надчеловеческого, люди добровольно поработили себя на века. Избавиться от этого порабощения, низвергнуть высшие ценности, в этом видят задачу философы постмодернисты. Они последовательно проводят мысль о том, что в той мере, в какой философы – классики выдумали абсолютное бытие, т.е. мир идеальный, у реального мира, мира жизненного были отняты смысл, истинность, ценность. Идея абсолютного бытия заставляла людей устремлять свой взор на небеса, в силу чего многие стороны его реальной жизни рассматривались как греховные, запретные. Философия постмодерна, таким образом, окончательно разбожествила мир, сломала вертикаль «высшее-низшее», оправдала «странствия по запретному», к которому вплоть до конца XIX века относились: секс, безумие, тюрьма, половые извращения. Философия постмодерна отвергла классический способ философствования, нацеленный на отработку ощущения самотождественности через отношение к чему-то надчеловеческому, чему-то, что было бы и без людей (Бог, Разум, Истина), и попытались показать людям, что они обретают смысл жизни и нравственную идентичность только в общении с другими людьми.

Философская категория бытия предполагает не просто описание всего того, что есть в наличии во Вселенной, но выяснение природы истинно сущего бытия. Философия пытается прояснить вопрос об абсолютном, несомненном, истинном бытии. Так, одним из фундаментальных вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Бытие и небытие полностью соответствуют друг другу, или же бытие есть, наличествует, а небытия нет? Что такое небытие? Как небытие соотносится с хаосом, с одной стороны, и с ничто, с другой? Вопрос о небытии составляет обратную сторону вопроса о бытии и неизбежно является первой конкретизацией исходной философской проблемой. То, что бытие взятое как абсолют (если следовать взглядам Парменида) окажется в равной степени небытием, уже доказал софист Горгий: поскольку небытие есть небытие, оно есть то же самое, что и бытие, которое есть не больше, чем небытие. Софизм обнаруживает себя в том, что бытие взято в абсолютном значении,а это законно только тогда, когда речь идет об абстракции существования, с помощью которой утверждается, что бытие есть.

Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности?
Вопрос о соотношении бытия и становления требует прояснения смысла еще одной пары онтологических категорий: возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием "реальность". Реальность это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. В последнее время в связи с развитием компьютерных технологий большое значение (со всеми его достоинствами и недостатками) приобретает виртуальная форма бытия – виртуальная реальность. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия также решается в рамках философской онтологии.

В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм; материализм и идеализм; детерминизм и индетерминизм.

Монизм (от лат. monas-один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из единого начала, единой основы (субстанции) всего существующего. Монизм придерживается такового понимания бытия, в котором оно предстает как единое и в своем качестве однообразное. Сущность этого качества толкуется по-разному, поэтому существует множество видов монизма. Например, монизм божественной субстанции (пантеизм), монизм жизни (панвитализм), монизм сознания ( солипсизм, субъективизм) и т.д.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный ) – философская позиция, согласно которой бытие многообразно и состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализм признает, что бытие неоднозначно, а многозначно. Само выражение «плюрализм» ведет свое происхождение от Хр.Вольфа. Современная философия плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований ( напр. – персонализм), детерминированных сущностей и слоев бытия. В особенно яркой форме плюрализм представлен в философии жизни, постмодернизме и других направлениях.

Материализм ( от лат. materialis- вещественный) – воззрение, которое видит основу и субстанцию всего бытия в материи. В материализме сознание, дух, мышление, психическое рассматривается как свойство материи.

Идеализм ( от лат.idea – идея.) – воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее материю, природу как формы проявления духа. В идеализме следует различать его две формы: объективный и субъективный. Для первого (Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель) характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго ( Беркли, Юм, Фихте ) неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. В истории философии в рамках этих двух форм существовали различные вариации, определяемые тем, как трактовалось духовное бытие: как мировой разум (панлогизм) или как мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или как множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений ( идеалистический эмпиризм, сенсуализм) или как алогичное, не постигаемое разумом начало (иррационализм).

Детерминизм( от лат. determination– определяю) – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов. Детерминизм проявляется в разных формах: космологический детерминизм, рассматривающий предопределенность бытия объективными природными процессами; теологический детерминизм, полагающий, что течение все процессов бытия предопределяются действием «целеполагающего начала» – Богом; антропологический детерминизм, исходящий из принципа абсолютной зависимости и причинности жизни человека от всех происходящих в бытии процессов как познанных так и непознанных ( особенно ярко проявил себя в философии и искусстве Древней Греции – Демокрит, стоики, Софокл и др.).

Индетерминизм – отказывается от признания объективности причинной связи. Индетерминизм, в отличии от детерминизма считает, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в Новое время наряду с детерминизмом Б. Спинозы существовала индетерминистическая концепция Д.Юма, который сводил причинность к привычке человеческого ума связывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.
В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческого бытия, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с интеллектом, разумом, мышлением, позиции индетерминизма приобрели большую значимость. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Такие философские направления как философия жизни, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в жизни человека, социокультурной реальности предложили принцип индетерминизма.

Итак, мы видим, что в ходе исторического развития, в особенности познания философского, были выделены различные формы бытия как объективно-реальные (природа, общество, человек), так и трансцендентные (мир абсолютных сущностей, Бог). Идея бытия как трансцендентного Абсолюта рассматривалась в философии идеализма. Материалистическая философия базировала свое учение на признании в качестве единственно истинно сущего бытие природного мира, чувственно воспринимаемых вещей, существующих вне и независимо от человека, т.е. объективно. Если в философии идеализма идея трансцендентного бытия использовалась для обоснования существования чувственного мира, то материалистическая философия признавала этот мир автономным и самодостаточным, не нуждающимся в обосновании. Для его обоснования и была введена категория «материя».

Бытие воплощает идею существования вообще. «Материальное бытие» воплощает идею объектно-вещественного, предметного, реально- природного существования.

Философское понимание категории материи разрабатывались прежде всего философами- материалистами от древних до современных. В древнегреческой философии в основе определения материи лежало понятие материала (субстрата) из которого созданы все вещи: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит). Согласно Аристотелю, материя – это только всеобщая возможность предметного многообразия. Действительность вещественного многообразия, его стимул и цель – это форма, как самодовлеющее, активное начало. Иными словами, идеальный (в конечном счете, познавательный) образ, проект вещи оказался целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар – демиург, Бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи как пассивного, страдательного начала и духа, как начала активности, творчества надолго определил решение проблемы материи в философии.

В механическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. В субстанциональный, материальный фундамент вещей входит ряд механических свойств: протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть, перемещение и т.д.

Концепция материи включает в себя рассмотрение ее как субстанции и как объективной реальности. Рассмотренные выше точки зрения в понимании материи придерживаются субстанциалистского подхода. Субстанция – причина самой себя и вместе с тем источник наличной разнокачественности, вещественного многообразия. Но рассмотрение материи как субстанции не наделяет ее еще системой каких-либо позитивных свойств. Отсюда, содержательный вопрос: «Что такое материя» находит свое решение в трактовке ее как объективной реальности.

Необходимость раскрытия понятия «материя» через сопоставление с пограничной, однопорядковой ей по степени общности категорией «сознание» вызвано тем, что невозможно определить и описать данное понятие, если его рассматривать как всеобщую, абсолютную универсалию.

Впервые об этом говорили европейские мыслители (Гольбах, Руссо), определявшие материю как объективную реальность, существующую до, помимо, вне и независимо от сознания. В.И. Ленин, разделяя данное понимание материи, дополняет его идеей чувственной данности и познаваемости. Определение, данное В.И. Лениным, является наиболее общепризнанным в современном материализме.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

О чем говорит это определение? Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания.

Во-вторых, если признаком материальности является свойство "быть объективной реальностью", то никакие тела, вещи, процессы, как природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материя неисчерпаема.

В-третьих, материя "копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями". Это признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира.

Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

Другими словами, в вопросе о существовании здесь дается первое и последнее слово только самим конкретным вещам. Это и есть позиция науки. Интерпретация материи как объективной реальности окончательно преодолевает недостатки субстратного подхода, освобождая трактовку материи от конкретно- вещественных коннотаций.

Материя неисчерпаема, т.е. многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Прежде всего, можно говорить о строении материи на уровне неживой природы и живой природы.

В структуру материи на уровне неживой природы, с т. з. современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галактики, метагалактики.

Уровень живой природы включает два пол-уровня: биологическую и социальную (общественную) жизнь. На биологическом уровне в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК), белки, клетки, популяции, биоценозы и т.д.

На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, классы, расы, нации и т.д.

Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимостью, неуничтожимостью, неисчерпаемостью. Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство, время.

Все вещи окружающего мира находятся в состоянии движения. Изменения, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, называются развитием.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой – это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Движение предстает как самодвижение материи в силу взаимосвязи противоположностей. Взаимосвязи противоположностей принимают самые разнообразные формы. Одна из наиболее общих противоположностей, свойственная движущейся материи, есть противоположность устойчивого и изменчивого. Движение было бы невозможно, если бы ему не противостояла противоположная сторона – сохранение. Другого рода противоположности, свойственные материи – дискретность и непрерывность. Дискретное и непрерывное в их единстве составляет важнейшую неотъемлемую черту движущейся материи, которую можно назвать структурностью.

Пространство - форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей.

Пространство нашего мира имеет три измерения, поэтому его называют трехмерным. Оно является необходимым условием существования устойчивых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше пространство имело больше размерностей, то планеты не смогли бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит, не было бы планетных систем.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбранным за образец (эталон). Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены "биологические часы". И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек - закономерный итог развития галактики, а потому может "чувствовать" ее ритмы.

В начале ХХ в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение мира, а пространственно-временной срез нашей метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное).

Современная наука считает, что могут существовать миры с другими пространственно-временными параметрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей метагалактики существовало десятимерное пространство-время. Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроскопическом уровне, а шесть - определили структуру микромира, размеры которого меньше 10-33. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый - субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго - объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека.
Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи философа V в. А.Августина. Блаженный Августин считал, что время - это человеческий способ обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует. Время для Августина – это настоящее, имеющее три аспекта. Настоящее как таковое – единственное, что действительно существует. Прошлое живет как настоящее в памяти, а будущее – как ожидание в настоящем.

Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Пространство и время, по мысли И. Канта, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространство - это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать внешние ощущения. Время - это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и время - это формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют.

Подобного субъективистского подхода в понимании времени и пространства придерживался А.Шопенгауэр, который так же исходил из того, что пространство, время, причинность суть лишь формы нашего представления. В пользу данного вывода, с его точки зрения, свидетельствует и то обстоятельство, что мы можем познавать названные формы представления «не познавая самого объекта, а исходя из одного субъекта»: то есть мы можем помыслить и время, и пространство, и причинность, отделив их от какого бы ни было предметно- событийного наполнения.

Еще один пример субъективистского подхода - концепция длительности французского мыслителя Анри Бергсона(1859- 1941). А. Бергсон принципиально различал время и длительность. Длительность, по его мнению, составляет подлинную сущность жизни. Переживая длительность, человек приобщается к жизни, участвует в ней, постигает ее. Бергсон осознал и положил в основу своего учения идею, что время как элемент физического описания реальности и время как определенная величина и мера человеческой жизни – это не одно и тоже. Для выражения психологического, субъективистского времени была им предложена идея длительности. Бергсон теоретически исследовал и возвел в главный принцип своей философской системы известный каждому факт, что время в разные периоды жизни воспринимается нами по- разному: в начале и на закате жизни, в моменты спешки и ожидания. Главная характеристика этого времени – его неделимость и целостность. Длительность предполагает проникновение прошлого и настоящего, различных состояний сознания, постоянное творчество новых форм, развитие, становление. Как субъективное переживание времени, длительность определяет, по Бергсону, духовное своеобразие каждого индивида.

В рамках объективистской парадигмы исторически первой стала субстанциальная концепция пространства и времени. Уже в атомизме Демокрита есть представления о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. По сути дела, словом "пустота" Демокрит обозначает пространство. Пространство в атомизме это вместилище атомов, время - вместилище событий. В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII века и механика И. Ньютона. Пространство в механике И. Ньютона - это пустое вместилище для вещества - материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время - совокупность равномерных моментов, следующих одно за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, независящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII века. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые совершенно иначе характеризуют пространство и время. Так Г.Лейбниц считал, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Пространство - порядок взаиморасположения тел, а время - порядок сменяющих друг друга событий. Несколько позже Г. Гегель указывал на то, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Г. Гегель в частности утверждал, что мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством, любое пространство - это всегда наполненное пространство.

Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные, связаны с именем Аристотеля. Аристотель критиковал Демокрита и отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.

В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна инеевклидовой геометрии Н. Лобачевского.
Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил А. Эйнштейн, вместе с вещами исчезает пространство и время.
Общая теория относительности в свою очередь, распространила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов общей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида. Например, было установлено, что процессы на Солнце протекают медленнее, чем на Земле из-за более высокого гравитационного потенциала на его поверхности. Наблюдалось также отклонение луча света вблизи поверхности Солнца, что свидетельствовало об изменении свойств пространства. Иначе говоря, в зависимости от гравитационных масс время может замедляться или, напротив, ускоряться, а пространство искривляться. Кривизна пространства измеряется отклонением от классических правил геометрии Евклида.

Свою специфику имеет пространство и время жизни общества. Если в неживой и биологических формах материи пространство включает только связи предметов, то в социальное пространство входит и отношение человека к предметам, к месту своего обитания. Например, понятие «Родина» характеризует не только определенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: человек испытывает чувство любви к ландшафту (это может быть лес, горы, море, океан, поле) и тоскует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.

Социальное время - форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением в понимании времени. Древние воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался "бег времени", превышающий уровень биологического ритма человеческого тела. В этом контексте необходимо учитывать, что более сложные общественные системы образуют более широкие, абстрактные и дифференцированные в себе временные горизонты, нежели простые общества.

Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. Например, в старости человек перестает спешить, "усмиряет" бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.

Сегодня, кажется само собой разумеющимся, что пространство и время общества, находящееся под возрастающим давлением научно-технического прогресса, подверглось сильной денатурализации. Это социальное пространство уже не позволяет природе навязывать ему структуру его временных периодов с той же степенью жесткости, как это было раньше. Здесь достаточно указать хотя бы на тот факт, что в современных высокоиндустриальных обществах аграрная часть населения, распорядок дня которой практически полностью зависел от природных реалий, уменьшился с 90 до 10%, и более того, даже эти десять процентов стали в меньшей степени зависеть от естественных факторов. Безусловно, овладение природой с помощью науки и техники во много крат сократило время принятия решений и действий в социальном пространстве, что в меньшей степени стало определяться переменчивыми и непостоянными силами природы.

Вспомогательная литература по теме

Алексеев П.В. Понятие «материя» // Вопросы философии №12. 1990

Габричесвский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии №3 1994

Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии. М.,1998

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1986

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1992

Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии №1 1997

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Хайдеггер. Время и бытие.М.,1993

Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике? // Вопросы философии № 1 1997

Наши рекомендации