Понятие научной парадигмы, история науки как смена парадигм. История науки с точки зрения теории научно-исследовательских программ
УШАКОВ:
Две широко известных концепции развития науки, научного знания, учитывающие процессуальность науки, откровенно включающих исторический аспект, чего не было у неопозитивистов. — Нередко характеризуются как постпозитивистский подход. ПАРАДИГМА — от греческого «образчик» — образец деятельности который в своем применении варьирует, обогащается, уточняется, действует как направляющее, структурирующее начало дальнейших действий, управляет текущими научными разработками; — (*у Куна): некоторое концептуальное, теоретическое достижение, служащее руководством научной деятельности; — пример решения задачи, служащий базой дальнейшего усовершенствования данного способа решения, его приложений к классу более трудных задач, разработки в сторону обобщения и конкретизации; — уточняется с помощью явных правил; — модель деятельности; — Богатство смыслов — синоним мировоззрения — синоним картины мира — синоним стиля мышления, др; — Объединяет научное сообщество; — Придает научной области черты зрелой науки; Нормальная наука — наука в стадии наличия парадигмы; — характеризуется практикой исследования задач, имеющих однотипные решения; — преобладание задач-головоломок, т.е. имеющих решение в рамках данной парадигмы; — наличие ограничений на возможные решения; — демонстрирует высокую эффективность парадигмы; — нацелена на совершенствование парадигмы; — преобладание известной консервативности; — связана с поступательным движением познания ко все более изощренным задачам-головоломкам; — носит явно кумулятивный характер. Научная революция как смена парадигмы: — постепенное накопление трудностей, аномалий, исключений из правил в рамках данной парадигмы; — аномалии появляются только на фоне парадигмы (Т.Кун); — длительность и неоднозначность обнаружения аномалий; — постепенное осознание научным сообществом недостаточной эффективности парадигмы — переход к состоянию кризиса парадигмы; — переход к стадии «экстраординарной науки» — появление серьезного конкурента — поляризация научного сообщества; — Научная революция — процесс смены парадигмы научной деятельности. — Примеры научных революций — Коперник — Лавуазье — Ч.Дарвин; — радикальные изменения в облике научной области — ученые начинают «видеть мир по-другому» — новая характеристика универсума, некоторой его части; — пересмотр оснований и методологии предметной области; — формирование новых перспектив на базе новой парадигмы — но многочисленные осложнения (Коперник не более точен, чем Птолемей); — невозможность логико-методологической оценки приемлемости-неприемлемости новой парадигмы; — особая роль представлений о сравнительном потенциале старой и новой парадигм; — Эвристический импульс новой парадигмы — появление уверенности в разрешимости задач, неразрешимых в рамках старой парадигмы; — Увеличение сторонников новой парадигмы по мере накопления решений задач на основе новой парадигмы — особенно задач-головоломок; — Укрепление и завершение процесса принятия новой парадигмы; — Затем все по-новому подобным же образом. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА — совокупность базисных идей, разворачивающаяся в некоторую последовательность сменяющих друг друга теорий. — Связана с именем И.Лакатоса (Лакатоша); Составляющие программы: —— 1) «Жесткое ядро» — исходные положения философского и частнонаучного характера — сохраняется во всей последовательности теорий; —— 2) Эвристика — принципы, предписывающие, что следует (положительная эвристика) и чего не следует (отрицательная эвристика) делать ученому — положительная: выбор проблем и методов — отрицательная: чего следует избегать, запрет на немедленное отрицание положений «ядра» в случае рассогласования с эмпирическими данными; —— 3) «Защитный пояс» — совокупность вспомогательных гипотез вокруг ядра, нацеленных на устранение разногласий с данными эмпирических проверок. — Отражает, по мнению Лакатоса, динамику научного познания; — Связана с комплексами научных идей, сохраняющими свое влияние весьма продолжительное время — позволяет долгое время работать в ситуациях серьезных конфликтов теорий с эмпирическими свидетельствами; — Учитывает ситуации рациональной неразрешимости в развитии науки (**??); — Позволяет выйти за рамки измерения процесса научного познания в единицах теорий и мыслить в терминах более крупных концептуальных образований (**?! — прообраз будущей многоуровневой, политеоретической организации научного знания); — Предлагает новый масштаб рационального истолкования хода научного познания — рациональную реконструкцию; Примеры программ: —— 1) теория тяготения Ньютона — постепенная переработка контрпримеров в подкрепляющие факты — в частности, в связи с проблемой наблюдаемого движения Луны; —— 2) микробиологическая программа Луи Пастера — искать бактериальную причину болезней — в целом оправдалась; —— 3) другие примеры — концепции эволюции — фрейдовский психоанализ — корпускулярная теория света, др. Функционирование научных программ: — НИП — структурирующее начало — задает области исследований зрелый характер — ведет к осознанному деланию науки — исследователь знает, чтоон делает и для чего; — Ядро НИП — основное теоретическое содержание — нечто неопровржимое — принимается конвенциально — наличие иммунитета, запаса прочности; Критерий выбора НИП из числа конкурирующих — по Лакатосу— способность НИП справляться с эмпирическими данными (объяснять их и предсказывать новые) — Если лучше справляется, то НИП есть прогрессирующая — Если хуже, то регрессирующая; — У прогрессирующей НИП теоретический рост опережает эмпирический рост — успешно предсказывает новые факты — Регрессирующая НИП преобладание ретроспективного объяснения фактов, у нее также быстро растет число вспомогательных гипотез (ad hoc); — Научные революции являются победой прогрессирующих НИп над соответствующими регрессирующими НИП; — Научное познание представляет собой процесс возникновения, развития, взаимодействия и конкуренции научно-исследовательских программ; — Лакатос исходит из принципиальной сравнимости НИП (См.: Кун о парадигмах). ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД Л.Лаудана — проблеморешающая модель научного познания: — Цель науки — создание теорий с высокой проблеморешающей эффективностью; — Прогресс науки означает, что новая теория может решать больше проблем, чем предыдущая; — При этом следует различать 1) эмпирические научные проблемы (связаны с объяснением фактов) и 2) концептуальные проблемы (связаны с внутренней логикой развертывания теории — внутренняя противоречивость, двусмысленность постулатов); — Аномальные эмпирические и концептуальные проблемы являются показателем недостатков теорий; — Позволяет согласовать когерентный и корреспондентный принципы рассмотрения познания, истинности научного знания; — Научное продвижение складывается из двух частей: 1) эмпирических подтверждений и 2) концептуального развития; — Проблемный подход приводит Лаудана к методологии исследовательских традиций. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ Л.Лаудана — развитие идей Лакатоса — это комплексы убеждений, имеющих фундаментальный характер; — Всякая исследовательская традиция (ИТ) состоит из: 1) онтологических представлений (сущности, процессы данной области) и 2) теоретико-познавательных и методологических норм (как должно исследовать); — ИТ реализуются в виде семейств теорий, как совместимых, так и конкурирующих между собой — Семейства теорий объединяются принятием одной и той же базовой онтологии и одних и тех же методологических норм; Функции ИТ: — 1) отбор допущений, непротиворечивых относительно базисного знания; — 2) определение тех частей теорий, которые должны быть усовершенствованы; — 3) формулирование правил сбора данных и проверки теорий; — 4) постановка концептуальных проблем для тех теорий из традиции, которые нарушают ее требования; — Наличие в концепции ИП перспективного компонента в оценке теорий и традиций — более сложный подход, чем у Лакатоса, ориентировавшегося больше на то, что уже есть. — Нацеленность Лаудана, как и Лакатоса, на рациональную реконструкцию хода научного познания — позволяет объяснить многое в науке, что обычно кажется иррациональным. |