Наука и истина
Нравственные ценности, смысл и цель жизни, моральные качества просачиваются сквозь науку, подобно тому как море просачивается сквозь рыбацкие сети.
И все же человек плавает в этом море, и потому он не может исключить его из своего кругозора.
Хьюстон Смит1
Наука добивается столь поразительных успехов, что люди порой забывают — она небеспредельна. Разве не обладает всемогуществом то, благодаря чему у них появились антибиотики, генетическая инженерия, космические корабли и атомные бомбы? Некоторые ученые, пребывая под глубоким впечатлением от своей научной дисциплины, считают, что у науки есть ответы на все главные мировые проблемы, и чем скорее мы усвоим научное мировоззрение, тем скорее эти проблемы будут решены. Время от времени тесное сотрудничество между учеными из стран, имеющих самые разные политические системы, приводится в качестве примера того, как можно преодолеть политические конфликты и установить мир во всем мире. Подобное мнение говорит о том, какой авторитет приобрела наука в глазах людей. Однако если вспомнить о борьбе, временами вспыхивающей в научных кругах, или кризисе, связанном с ядерным и химическим загрязнением, то мы поймем, что, по крайней мере на сегодняшний день, науке не удается стать решением всех наших проблем. Кроме того, ученым, как и прочим профессионалам, свойственен довольно узкий взгляд на реальность. Столь ограниченное мировоззрение может стать препятствием в стремлении охватить всю истину. Уилл Роджерс, которому принадлежит немало мудрых изречений, напоминает нам, что «нет глупее человека, чем ученый, если у него отнять то, чему он был научен»2. В предыдущей главе мы говорили о некоторых научных достижениях. Теперь же мы дополним картину, внимательно рассмотрев факторы, ограничивающие возможности науки.
ЧТО ТАКОЕ НАУКА?
Что такое наука, вроде бы известно всем. Наука — это то, чем занимается человек, называемый ученым! На самом деле, вопрос интересный и одновременно сложный. Науке можно дать множество определений. Вот лишь несколько основных концепций: 1) упорядоченное знание, 2) поддающееся проверке знание, 3) факты о природе, 4) истолкование природных явлений, 5) система воззрений, основанных на научных принципах (определение, предполагающее, что мы знаем, какие принципы научные, а какие нет), 6) методология поиска истины о природе, и 7) натуралистическая философия, исключающая сверхъестественное.
По сути дела, нам точно неизвестно, что такое наука и как она действует, — что звучит довольно странно для столь успешного предприятия. Питер Медавар, нобелевский лауреат и бывший президент Британской ассоциации содействия научному прогрессу, так охарактеризовал эту дилемму: «Спросите ученого, что такое научный метод, и на его лице появится серьезное выражение оттого, что ему необходимо высказать мнение, но при этом глазки у него забегают, поскольку он не знает, как скрыть тот факт, что мнения как такового у него нет. Если на него нажать, то он, возможно, промямлит что-нибудь об "индукции" и "установлении законов природы"; но если бы кто-то из сотрудников лаборатории стал говорить, что пытается установить законы природы путем индукции, то мы бы подумали, что ему давно пора в отпуск»3.
Мы признаем, что наука дает результаты, но в определенном смысле ученые не знают, чем они занимаются. Отчасти это связано с комплексом разнообразных научных процедур, многие из которых не имеют точного определения, а отчасти — с тем фактом, что мы действительно не знаем, что такое наука. А это возвращает нас к нашему первоначальному определению: наука — это то, что делают ученые. И все же у нас есть общее представление о сущности науки: это поиск истины и истолкование природных явлений.
НАУКА ИМЕЕТ ДЕЛО ТОЛЬКО С ОДНОЙ СТОРОНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Один из наиболее очевидных недостатков науки, особенно так называемой натуралистической (механистической) науки, заключается в том, что она оставляет множество вопросов без ответа. Исключительно натуралистическая научная система воззрений пренебрегает многими областями, которые, как мы полагаем, тоже составляют часть реальности. Достаточно лишь вспомнить такие понятия, как первичный смысл реальности, мораль, добро и зло, свобода выбора, участие, совесть, сознание, цель, верность или бескорыстная любовь, чтобы понять, что существует обширная сфера за пределами простых натуралистических причинно-следственных интерпретаций.
Целый ряд ведущих мыслителей так или иначе свидетельствуют о реальности, существующей вне науки. Ванневар Буш, сделавший выдающуюся карьеру ученого и администратора и известный как «отец современной информатики», утверждает, что «наука абсолютно ничего не доказывает. Она не способна прояснить самые насущные вопросы»4. Видный астроном Артур Стэнли Эддингтон, говоря о сферах познания, недоступных науке, отмечает: «Закон природы не имеет силы для невидимого мира, ибо его применение невозможно без символов, и его совершенство — это совершенство символической связи. Мы не можем применить подобную схему к аспектам нашей личности, которые можно выразить в числовом значении с тем же успехом, что и извлечь квадратный корень из сонета»5.
Знаменитый математик и философ Альфред Норт Уайтхэд также подчеркивал ограниченность научной интерпретации, указывая на присущую ей несообразность: «Ученые, задавшиеся целью доказать, что они не преследуют определенной цели, представляют собой интересный предмет для изучения»6. Врач и писатель Оливер Уэнделл Холмс описал эту связь более наглядно с помощью колкого замечания: «Наука — это первоклассная мебель для верхних палат человека, если у него присутствует здравый смысл на первом этаже»7. Философ Хьюстон Смит выражается прямее: «В исследовании сути вещей нет отправной точки лучшей, чем современная наука. В равной степени, нет и конечной точки худшей, чем она»8. Все эти высказывания подчеркивают присущее науке несовершенство.
Вопрос о происхождении морали в научном контексте также иллюстрирует неполноту науки. Является ли нравственность производной науки? Этот вопрос служит темой продолжительных дискуссий9. Нравственна ли наука? Ученые, несомненно, не чужды морали. Однако очень трудно примирить Дарвиновскую эволюцию с ее «властью зубов и когтей», с конкуренцией и проистекающей из нее гибелью всех, кроме самых приспособленных, и наше морально ответственное общество, заботящееся о немощных и бедных. Концепция эволюционного альтруизма едва ли способна дать объяснение человеческой морали, основанной на свободной воле10. Ученые, приверженные натуралистической философии, могут отрицать существование свободной воли, но у людей больше нравственных качеств, чем можно было бы предположить, судя по концепциям происхождения, постулирующим выживание самых приспособленных. Чисто натуралистическая наука не может дать исчерпывающие и убедительные ответы на вопрос о происхождении моральных устоев. Науке, время от времени заявляющей о том, что она не подвержена религиозным, нравственным и политическим влияниям11, с трудом удается включать подобные атрибуты в свой арсенал концепций и гипотез.
Выражение «научное мировоззрение», пожалуй, заключает в себе внутреннее противоречие, поскольку наука дает лишь частичное представление о реальности. Наука — это не всеохватывающее мировоззрение. Любое целостное мировосприятие должно включать те области опыта, которые находятся вне рамок натуралистических интерпретаций. Нам не следует низводить истину до уровня нашего упрощенного понимания. Мы не должны ограничиваться наукой в поиске ответов на многочисленные вопросы.
Свойственный для науки ограниченный взгляд на реальность становится очевидным, когда мы рассматриваем вопросы, связанные с первопричинами. Наука хорошо справляется с описанием физического мира, его особенностей и взаимосвязей, но она не сильна в причинах, лежащих в основе природных явлений. Она может многое сказать нам о том, «как» идут процессы в природе, но почти ничего о том, «почему» они идут. Критики обвиняют научные концепции в том, что они представляют собой замкнутые системы, которые определяют все термины, увязывая их друг с другом. Это все равно, что описать пони как маленькую лошадь, а лошадь — как большого пони. Подобные описания не дают нам реального представления о лошади или пони. Современная наука не добилась значительных успехов в объяснении таких основополагающих понятий, как наше бытие, совесть и моральная ответственность. «Если вы попросите науку сделать атомную бомбу, она покажет вам, как это делается. Если вы спросите науку, стоит ли вам ее делать, она будет хранить молчание»12.
Ограниченность науки проявляется еще и в том, что она не справляется с истолкованием уникальных событий. Успех науки зиждется, главным образом, на повторяющихся ситуациях, которые позволяют открывать соответствующие принципы. Если событие произошло лишь однажды, например, сотворение или эволюция первой клетки, наука не способна провести серьезный анализ. Она может предоставить лишь косвенную, второстепенную информацию.
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
В ожесточенном противостоянии между креационизмом и эволюционизмом время от времени кто-то из ученых заявляет, что общая теория эволюции — это такой же факт, как и тяготение. Подобные утверждения, как и следовало ожидать, вызывают неоднозначную реакцию. Одним они нравятся, поскольку и тяготение, и эволюция являются натуралистическими концепциями, признанными большинством современных ученых. Другие видят существенную разницу в степени их обоснованности. Мы можем с легкостью продемонстрировать тяготение, в отличие от общей теории эволюции.
Многие из нас познакомились с реалиями науки, выполняя лабораторные эксперименты, которые должны были привести к определенным ожидаемым результатам. Благодаря им мы приобрели большую уверенность в научном методе. Мы могли предсказать итог подобных экспериментов. Конечно, иногда результаты отличались от запланированных, и, как правило, мы объясняли неудачу неверной последовательностью действий, неточными измерениями, загрязнением и пр., и нам даже в голову не приходило, что проблема может быть в науке как таковой. Подобные базовые эксперименты способствовали тому, что в нашем разуме утвердилось представление, будто наука — это абсолют, и если события выходят из-под контроля, вину за это можно возлагать на что угодно, кроме самой науки.
Предсказуемость простых лабораторных опытов подтверждена многочисленными свидетельствами. Достоин сожаления тот факт, что широкая публика и даже некоторые искушенные ученые редко задумываются о контрасте между подобными хорошо отлаженными экспериментами и неопределенностью, сопровождающей исследование, проводимое впервые. Они рассматривают науку как простую, надежную процедуру. Однако сложное исследование может быстро переубедить нас в этом. Нам необходимо понять — то, что мы называем «передним краем науки», является также и «гранью неведомого».
Некоторые ученые попытались в какой-то мере устранить путаницу, связанную с разными степенями доверия к науке, обособив некоторые из менее надежных научных областей и объединив их под общим названием исторической науки™. Как и прочим широким понятиям, исторической науке нельзя дать простое определение. Не следует путать ее с одинаковым по звучанию термином, которым пользуются историки при описании своей методологии. В естественнонаучном контексте историческая наука относится в первую очередь к тем научным аспектам, которые с трудом поддаются проверке и менее предсказуемы по причине большей своеобразности — по крайней мере в рамках имеющихся у ученых практических возможностей. Они нередко включают в себя концепции, связанные с прошлым и, следовательно, имеющие исторический оттенок. Физика и химия, как правило, считаются менее историческими, в то время как это свойство характерно для многих аспектов геологии, биологии и палеонтологии. Эта разница отчасти является результатом сложного сочетания принимаемых во внимание факторов — физика и химия являются самыми простыми и предсказуемыми, а биология и палеонтология, имеющие дело с огромным числом взаимодействующих факторов, сопряжены с большей неопределенностью. Историческая наука, в отличие от более устойчивой экспериментальной науки, предоставляет больше возможностей для умозрительных заключений и требует более осторожного подхода. Одни аспекты исторической науки более достоверны, чем другие. Как правило, мы можем с большей уверенностью судить об изначальной форме ископаемого животного, чем о причинах, вызвавших гибель этого организма.
С исторической наукой связано значительное число серьезных противостояний, возникших в научной среде. Например, в изданной недавно книге под названием Великие столкновения в геологии14 рассматривается семь конфликтов, и все они относятся к интерпретациям прошлого. В качестве примеров можно назвать возраст Земли, массовое вымирание животных и ледниковые периоды. Подобным полемикам способствует неопределенность исторической науки. Еще один знаменательный пример, свидетельствующий об ориентировочном характере исторический науки, связан с европейскими Альпами. Каждые несколько лет кто-то выдвигает очередную общую теорию образования этой сложной и хорошо изученной горной цепи, и конца этому не видно. Да это и не удивительно, если учитывать, насколько трудно получать достоверные данные о прошлом.
ЭМОЦИИ В НАУКЕ
Газетный заголовок гласил: «Креационизм — это научная проституция». Это было лишь одно из множества подобных высказываний, которые мне довелось услышать в Новом Орлеане, где я присутствовал на симпозиуме Американского геологического общества. Меня до сих удивляет, что он так широко освещался в прессе.
Процитированное выше утверждение принадлежало профессору геологии Орегонского государственного университета, который председательствовал на одном из заседаний, посвященном сотворению и геологии. Он заявил также, что креационисты «злонамеренно и цинично вводят в заблуждение добропорядочных граждан» и «столь же фальшивы как трехдолларовая купюра» (в Соединенных Штатах нет денежных купюр такого достоинства). Один биолог из Бостонского университета утверждал, что «библейский катастрофизм до омерзения лжив». Тот же оратор настаивал, что креационизм как наука «представляет собой политическое и религиозное зло». Видный ученый из Американского музея естественной истории охарактеризовал креационизм как «тиранию хорошо организованного и движимого сильными мотивами меньшинства». Еще один ученый из того же учреждения заклеймил креационную науку в купе с экологической зо-нацией15 как «мошенничество». Его коллега из Государственного университета штата Джорджия объявил креационизм «лживой псевдонаукой, выдаваемой за науку истинную», а геолог из Геологической службы Соединенных Штатов предостерегал, что «нельзя позволять науке поддаваться обману креационистов» и что «если вы креационист, значит, вы. оказались не там, где нужно». Последнее утверждение стало особенно актуальным, когда в конце одного из заседаний выступавшему в поддержку творения участнику не дали договорить до конца, поскольку конференция посчитала его точку зрения неприемлемой. Хотя вопрос о сотворении рассматривался на каждом заседании, ни один из 15 запланированных ораторов не был креационистом. Этот симпозиум едва ли можно обвинить в сбалансированном подходе.
Эмоции, вырвавшиеся на волю во время этих заседаний, значительно превосходили то, что мне довелось наблюдать на других научных конференциях. Многие ученые забыли об объективности и скатились до брани. Я был поражен метаморфозой стереотипного ученого — одетого в белый халат, хладнокровного, беспристрастного аналитика. Эволюционисты неустанно твердят, что креационизм, в отличие от теории эволюции, ненаучен. Однако поведение некоторых эволюционистов на этих заседаниях отнюдь не убедило меня, что эволюция является чисто научной концепцией.
Если творение — «нонсенс», то стоит ли оно такой бурной реакции? Зачем тратить столько эмоциональной энергии на очевидное заблуждение? Обилие насмешек, снисходительных и неодобрительных замечаний навело меня на мысль о том, что креационизм, возможно, более серьезный враг, чем готовы были признать многие ораторы. Может быть, прав был Мишель де Монтень, когда сказал: «Не сумев добиться своей цели, мы обрушиваемся на нее с бранью»16?
Дабы креационисты не успокаивались в самодовольстве и самолюбовании, позвольте мне заметить, что несколько ораторов на симпозиуме представили хорошо задокументированные примеры ошибок, совершаемых креационистами. Подобные ошибки, включая часто повторяемое утверждение, что докембрийских окаменелостей не существует, слишком многочисленны, чтобы пренебречь ими как совершенно нехарактерными. На основании личного знакомства, а также выступлений на данном симпозиуме, я могу засвидетельствовать о благородстве, воспитанности и эрудированности определенной части эволюционистов. Однако некоторые услышанные мною колкие замечания не так-то просто забыть.
Неужели противоречия между творением и эволюцией стали настолько острыми, что наука, разум и понимание утратили свою силу? Изложенные выше обвинения вынуждают нас сделать вывод, что эмоциональная реакция мешает науке. Подобное поведение подрывает доверие к научному процессу. Конечно, негативная эмоциональная реакция некоторых ученых вовсе не обязательно отражается на целостности научного процесса как такового. Однако все-таки нельзя совершенно отделить одно от другого.
Все мы, включая ученых, легко поддаемся влиянию субъективных факторов, таких, как давление со стороны своих сверстников или коллег. Соломон Эш провел одно из классических исследований17 в этой области. В его опытах было задействовано 123 студента. Он разделил их на группы по семь человек и попросил сравнить длину нескольких линий, начерченных на больших карточках. Студенты должны были отвечать устно, и каждый из них мог слышать ответы других. Один из студентов в каждой группе пребывал в неведении, что его товарищей заблаговременно попросили давать определенные неверные ответы. Исследователями было отмечено влияние, которое оказывали неправильные ответы на человека, не знавшего о том, что другие намеренно лгут. Эксперимент показал, что групповое давление в форме неправильных ответов увеличило число ошибок в оценке длины линий с 1 до 37 процентов. Лишь одна четверть студентов, участвовавших в этом опыте, не поддалась социальному давлению. Некоторые не пошли против мнения большинства даже в том случае, когда разница в длине линий на больших карточках, находившихся всего лишь в нескольких метрах от них, составляла целых 17 сантиметров. Эш утверждает: «Вызывает опасение обнаруженная нами тенденция к конформизму в нашем обществе, столь серьезная, что более или менее интеллектуальные молодые люди с готовностью называют белое черным. Она поднимает вопросы относительно методов образования и ценностей, которые определяют наше поведение».
Целый ряд исследований, предметом которых был сам научный процесс, выявили субъективность научной оценки. Анализу процесса экспертного рецензирования, определяющего, какие гипотезы подлежат публикации, а какие нет, было посвящено несколько работ. Майкл Дж. Махони18 из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, проводя подобный эксперимент, разослал пять различных вариантов одной статьи 75 «рецензентам» для оценки. В статьях, отличавшихся друг от друга только данными и их интерпретацией, приводились результаты мнимой экспериментальной проверки последствий внешнего поощрения внутренней мотивации у детей. Рецензенты, не знавшие, что результаты были выдуманными, дали гораздо более высокую оценку методологии и представлению данных, а также рекомендовали к публикации те варианты, которые согласовывались с традиционными взглядами, а не противоречили им. По всей видимости, не так-то просто опубликовать свою работу, если вы «не в русле». После того, как обнаружилась подлинная сущность исследования, около четверти так называемых рецензентов выразили явное неодобрение по поводу того, что их обманным путем вовлекли в эксперимент. Трое из них пытались даже заставить Американскую ассоциацию психологов оштрафовать или вынести порицание Майклу Махони.
Социолог Роберт Мертон19 доказал, что видные ученые оказывают большее влияние на научный процесс, поскольку пользуются несоразмерным признанием благодаря своим открытиям, и им гораздо легче публиковаться. Подобные обстоятельства препятствуют справедливой оценке действительно серьезных открытий.
Еще одним примером внешнего давления в науке может служить так называемое открытие N-лучей, совершенное французским физиком Рене Блондло. В 1903 году, исследуя поляризацию рентгеновского излучения, Блондло заметил, что искра между двумя электродами как будто становилась ярче под воздействием нового вида радиации, который вел себя иначе, чем обычные рентгеновские лучи. Он назвал новое излучение «N-луча-ми» в честь города Нанси, в котором находился его университет. Вся его система идентификации и анализа строилась на наблюдениях за яркостью искры, а не на изменениях ее размеров, которые содействовали бы более объективной оценке. Блондло оказался не единственным ученым, который был захвачен этими «лучами». Вскоре «как минимум сорок человек» сообщили о существовании этого излучения, и его анализу было посвящено «около 300 статей, вышедших из под пера целой сотни ученых и врачей и опубликованных в период с 1903 по 1906 гг.»20. В ходе исследований было обнаружено, что эти лучи испускаются мышцами животных, растениями в темноте, а также возникают при расщеплении альбуминоидов. Ученые отмечали также, что N-излучение нервной системы человека усиливается при его интенсивной мыслительной деятельности. Это новое излучение улучшало визуальное восприятие, и находились люди, которые использовали его для объяснения спиритических явлений. Изучение N-лучей вскоре стало «малой отраслью промышленности»21. Более того, в 1904 году Французская Академия наук, официальная организация французских ученых, увенчала труды Блондло престижной премией Ле-Конт. Однако нескольким ученым не удалось воспроизвести предполагаемые результаты. Те, кто наблюдал лучи, как правило, обвиняли скептиков в недостаточной чувствительности их глаз к увеличению интенсивности искры и прочих световых эффектов, производимых лучами. Со временем сомневающихся ученых становилось все больше. Их скептицизм сильно окреп в 1904 году, когда Р. У. Вуд из Университета Джонса Гопкинса посетил лабораторию в Нанси в роли сыщика, чтобы ответить на вопрос о подлинности излучения. Пока Блондло демонстрировал спектральные свойства лучей в затемненной комнате, Вуд незаметно снял алюминиевую призму со спектроскопа, имевшую важное значение для эксперимента, однако Блондло констатировал все те же результаты даже без призмы!22 Во время своего визита в Нанси Вуд обнаружил и другие необъяснимые явления и заявил, что все данные представляют собой лишь плод воображения ученого. Этот случай, будучи освещенным в британских, французских и немецких научных журналах, не сразу положил конец поддержке N-лучей со стороны научного сообщества. Исследования и дискуссии продолжались еще несколько лет, хотя интерес к новому излучению вскоре угас. Оказалось, что N-лучей не существует. Этот эпизод представляет теперь лишь исторический интерес и учит нас проявлять осторожность, даже когда множество ученых единодушны по какому-либо вопросу.
ВОПРОС О МОШЕННИЧЕСТВЕ В НАУКЕ
Трагическая история Пауля Каммерера23 также служит нам своеобразным предостережением от поспешности в оценках научных интерпретаций. В начале двадцатого века уроженец Вены Каммерер изучал воздействие природных факторов на амфибий. Сделанные им открытия укрепляли его в склонности к ламаркизму. Он проводил эксперименты над жабой-повитухой, имеющей следующую особенность: самец носит оплодотворенные яйца в специальных ячейках в коже, пока из них не вылупятся детеныши. Когда Каммерер заставил их спариваться в воде, он заметил, что спустя несколько поколений у самцов развились брачные подушечки на лапках, помогающие самцу крепче держаться за самку во время размножения в воде. Его открытие вызвало много шума, и Каммерер приобрел большую известность. Газеты, особенно британские, писали, что он совершил, «возможно, величайшее биологическое открытие века», и что «Каммерер подхватил эстафету у Дарвина»24. Он получил экспериментальное подтверждение теории эволюции. Благодаря своей славе Каммерер был удостоен звания профессора Московского государственного университета. Однако к 1926 году в распоряжении Каммерера остался единственный экземпляр, подтверждавший его открытие. Помимо этого он утверждал, что несколько десятков ученых видели подушечки на лапах его жаб и были вполне удовлетворены.
Некто ПК. Нобль, сотрудник Американского музея естественной истории, отправился в Австрию, чтобы изучить единственный оставшийся образец. Тщательное исследование, проведенное им и другими учеными, показало, что брачные подушечки возникли в результате чернильной инъекции в лапки жабы. Несколько недель спустя Каммерер застрелился. В оставленной им записке он утверждал, что никогда не совершал научных подтасовок, в которых его обвиняли, что он догадывается, кто мог обработать образец, и что у него просто не хватит сил на повторные эксперименты. Ему было всего лишь 46 лет. В свете этих обстоятельств его смерть представляется довольно странной. Исследователи горячо обсуждают вопрос, действительно ли Каммерер совершил мистификацию.
Тот факт, что другие ученые обнаружили и исправили ошибку, достоин одобрения и отражает принципиальность большинства ученых. Однако необходимо затронуть и другие связанные с этой трагедией вопросы. Зачем кому-то понадобилось впрыскивать чернила в лапки жабы? Если открытие Каммерера было столь важным, почему никто не взялся повторить его эксперимент? И самое главное, почему наука провозгласила это открытие большим успехом, если свидетельств в его обоснование было чрезвычайно мало?
Есть и другие примеры мошенничества и фальсификации в науке. По этому поводу было выпущено несколько книг, включая и такое издание, как Изменившие истине: обман и мошенничество в научном мире25. Авторы данного труда полагают, что наука довольно сильно отличается от традиционных представлений о ней, сложившихся у обывателей. В этой книге описывается научный мир, имеющий долгую историю жесткой конкуренции и умышленной подтасовки данных. Авторы указывают, что многие научные светила прошлого время от времени искажали данные, чтобы обеспечить процветание своим гипотезам. В книге также затронута проблема самообмана, легковерия и подделок в науке и детально изложены некоторые из недавних случаев мошенничества в научных исследованиях. Это издание должен прочитать каждый ученый.
К счастью, несмотря на вышеизложенные факты, умышленный обман в науке — явление чрезвычайно редкое. Однако полностью игнорировать его не стоит. Если учесть, что каждые 35 — 40 секунд публикуется один научный отчет, то количество зарегистрированных случаев фальсификации представляется весьма незначительным.
Тем не менее существует еще одна проблема, связанная с научной деятельностью. Эта проблема — самообман. Ее обрисовал Льюис Бранскомб, бывший вице-президент и ведущий ученый корпорации Ай-Би-Эм, ныне сотрудничающий с Гарвардом26. Ученые попросту склонны экспериментировать и вести поиски до тех пор, пока не получат ожидаемые результаты. Затем они останавливаются. Их вынуждают публиковаться, и это зачастую мешает им продолжить исследования, чтобы выяснить, насколько обоснованны полученные ими данные. Это приводит к так называемой «блокировке интеллектуальной фазы». Такие ученые обретают уверенность в своих гипотезах, поскольку они согласуются с ожидаемыми результатами, что облегчает проникновение ошибки. В качестве примера можно привести поддержку, оказанную Каммереру с его брачными подушечками. Бранскомб утверждает: «Оживление интереса к научной честности и порядочности может принести огромную пользу как науке, так и обществу, которому мы служим». И хотя научная деятельность в основном ведется очень честно, нам необходимо помнить о проблеме «блокировки интеллектуальной фазы» (самообмана), которая способствует появлению непредумышленных ошибок. Это важная проблема. Подобная «блокировка» представляет собой значимый компонент в устойчивых парадигмах.
ДОМИНИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМ
Во 2-й главе мы говорили о преобладающих представлениях, называемых парадигмами. Хотя концепция парадигмы возникла в результате изучения различных аспектов науки как таковой, не стоит забывать, что наука в этом смысле не уникальна, потому что образ мышления, основанный на какой-либо парадигме, может охватывать все сферы познания. В других главах мы увидели, как наука порой возвращается к отвергнутым ранее парадигмам. Например, ученые некогда верили в самопроизвольное возникновение жизни. Затем они отвергли эту идею, после чего признали ее вновь27. То же самое можно сказать о катастрофизме, который поначалу пользовался научным признанием, затем был отвергнут и снова принят28.
Подобные примеры указывают на определенного рода «стадное» поведение, свойственное представителям научной мысли. Наукой занимаются люди, и ей присущи те же недостатки, что и прочим видам человеческой деятельности. И хотя наука время от времени меняет парадигмы, человеческая природа ученого зачастую противится подобным сдвигам. Не так-то просто отказаться от укоренившихся представлений, которые отстаивал много лет. Видный немецкий физик Макс Планк откровенно признавал, что «новая научная истина одерживает победу не потому, что ей удается убедить своих противников и открыть им глаза на новый свет; она торжествует по мере того, как ее противники вымирают и нарождается новое поколение, которому она хорошо знакома»29. Смена парадигм порой занимает много времени.
Нам нужно учитывать все эти факторы, когда мы хотим дать оценку научному консенсусу, который может время от времени меняться и не всегда соответствовать истине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научный процесс сопряжен с целым рядом хорошо известных проблем. 1) Определенные аспекты реальности лежат за гранью науки. 2) Данные, полученные исторической наукой, трудно проверить. 3) В отношении ученых к науке сильна эмоциональная составляющая. 4) Принятие той или иной парадигмы оказывает значительное влияние на научное сообщество.
Хотя некоторые предпочитают отвергать всю научную информацию, ссылаясь на ее упрощенность, искаженность, ошибочность и ограниченность, такая точка зрения вряд ли оправдана. Мы не должны забывать о впечатляющих успехах науки, особенно в экспериментальной сфере. Не следует использовать ограничения и проблемы, присущие науке в некоторых областях, как оправдание отрицанию ценности науки как таковой. С другой стороны, нельзя согласиться и с упрощенческим обожествлением науки. Она дала нам обилие новой информации, но мы должны помнить, что есть наука хорошая и есть наука плохая. Необходимо проводить четкое различие между ними.
ССЫЛКИ
1. Smith H. 1976. Forgotten truth: the primordial tradition. New York and London: Harper and Row, p. 16.
2. Цитата из: DurantW. 1932. Onthemeaning of life. Mew York: Ray Long and Richard R. Smith, Inc., p. 61.
3. Medawar PB. 1969. Induction and intuition in scientific thought. Jayne Lectures for 1968. Memoirs of the American Philosophical Society 75:11.
4. Bush V. 1967. Science is not enough. New York: William Morrow and Co., p. 27.
5. Eddington AS. 1929. Science and the unseen world. The Swarthmore Lecture, 1929. London: George Alien and (Jnwin, p. 33.
6. Цитата из: Sullivan JWN. 1933. The limitations of science. New York: Mentor Books, p. 126.
7. Holmes OW. 1892. The poet at the breakfast table. Boston and New York: Houghton Mifflin and Co., and Cambridge: Riverside Press, p. 120.
8. a) Smith, p. 1 {note 1). См. также: b) Morgan J. 1996. The end of science: facing the limits of knowledge in the twilight of the scientific age. Reading, Mass., and New York: Helix Books, Addison-Wesley Pub. Co., Inc.
9. В качестве примера можно упомянуть: a) Appleyard В. 1992. Understanding the present: science and the soul of modern man. London: Picador, Pan Books; b) Bowler PJ. 1993. Darwinism. Twayne's studies in intellectual and cultural history. New York: Twayne Publishers, pp. 8-13; c) Bulger RE, Heitman E, Reiser SJ, editors. 1993. The ethical dimensions of the biological sciences. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 1-63; d) Mayr E. 1988. Toward a new philosophy of biology: observations of an evolutionist. Cambridge, Mass., and London: Belknap Press of Harvard University Press, pp. 75-91; e) Proctor RN. 1991. Value-free science? Purity and power in modern knowledge. Cambridge, Mass., and London: Harvard University Press; f) Rappaport RA. 1994. On the evolution of morality and religion: a response to Lee Cronk. Zygon 29:331-349; g) Sorell T. 1991. Scientism: philosophy and the infatuation with science. International library of philosophy. London and New York: Routledge, pp. 74-97; h) Stein G J. 1988. Biological science and the roots of Nazism. American Scientist 76:50-58.
10. См.: Mayr (note 9d). И. См. главу 20.
12. Chauvin R. 1989. Dieu des Fourmis Dieu des Etoiles. Paris: France Loisirs, p. 214.
13. См.: a) BirdWR. 1987, 1988, 1989. Philosophy of science, philosophy of religion, history, education, and constitutional issues. The origin of species revisited: the theories of evolution and of abrupt appearance, vol. 2. New York: Philosophical Library, pp. 109-111. А также: b) Simpson GG. 1963. Historical science. In: Albritton CC, Jr., editor. The fabric of geology. Reading, Mass., and Palo Alto, Calif.: Addison-Wesley Pub. Co., pp. 24-48.
14. a) Hallam A. 1989. Great geological controversies. 2nd ed. New York: Oxford University Press. A preponderance of disputed past events is also reported in: b) Mbller DW, McKenzie JA, Weissert H, editors. 1991. Controversies in modern geology: evolution of geological theories in sedimentology, Earth history and • tectonics. London, San Diego, and New York: Academic Press.
15. Теория экологической зонации рассматривается в главе 10.
16. Montaigne M de. 1588, 1993. Essays, book 3, chapter 7. Of the incommodity of greatness. Fiorio J, translator. In: Andrews R, editor. Columbia dictionary of quotations. New York: Columbia University Press, p. 199.
17. AschSE. 1955. Opinions and social pressure. Scientific American 193(5):31-35.
18. a) Dickson D. 1986. Researchers found reluctant to test theories. Science 232:1333; b) Mahoney MJ. 1977. Publication prejudices: an experimental study of confirmatory bias in the peer review system. Cognitive Therapy and Research 1:161-175.
19. Merton RK. 1968. The Matthew effect in science. Science 159:56-63.
20. NyeMJ. 1980. N-rays: an episode in the history and psychology of science. Historical Studies in the Physical Sciences 11:125-156.
21. Broad W, Wade M. 1982. Betrayers of the truth: fraud and deceit in the halls of science. New York: Simon & Schuster, p. 113.
22. Wood RW. 1904. The N-rays. Nature 70(1822):530, 531.
23. a) Anonymous. 1926. Obituary: Dr. Paul Kammerer. Nature 118:635,636; b) Goran M. 1971. The future of science. New York and Washington, D.C.: Spartan Books, pp. 73-77; c) Koestler A. 1971. The case of the midwife toad. London: Hutchinson and Co.; d) Noble GK. 1926. Kammerer's Alytes, part 1. Nature 118:209, 210; e) Przibram H. 1926a. Kammerer's Alytes, part 2. Nature 118:210, 211; f) Przibram H. 1926b. Prof. Paul Kammerer. Nature 118:555; g) Silverberg R. 1965. Scientists and scoundrels: a book of hoaxes. New York: Thomas Y. Crowell Co., pp. 188-206; h) Wendt H. 1956. In search of Adam: the story of man's quest for the truth about his earliest ancestors. Cleugh J, translator, Boston: Houghton, Mifflin Co., and Cambridge: Riverside Press, pp. 320-326. Translation of: Ich suchte Adam.
24. Цитата из: Goran, p. 74 (note 23b).
25. a) Broad and Wade (note 21); b) Feder KL. 1990. Frauds, myths, and mysteries: science and pseudosclence in archaeology. Mountain View, Calif., and London: Mayfield Pub. Co.; c) Kohn A. 1986. False prophets: fraud and error in science and medicine. Rev. ed. Oxford and Cambridge, Mass.: Basil Blackwell.
26. Branscomb LM. 1985. Integrity in science. American Scientist 73:421-423.
27. Более подробно см. главу 4.
28. Более подробно см. главу 12.
29. Planck М. 1949. Scientific autobiography and other papers. Gaynor F, translator. Westport, Conn.: Greenwood Press, pp. 33, 34. Translation of: Wissenschaftliche Selbstbiographie, mil Dokumentation zu ihrer Entstehungsgeschichte (1943-1948) ausgewahlt.