Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Контрольные вопросы:

Тема 1.

1. Является ли философия наукой?

2. Каковы основные черты философского мышления?

3. Чем философия отличается от других форм мировоззрения?

4. Что объединяет и что разделяет философию и религию?

5. В чем сходство и отличие искусства и философии?

6. Какова структура философского знания?

7. Каковы причины возникновения философии?

8. В чем состоит роль философии в культуре?

Тема 2.

1. В чем своеобразие философии Древней Индии?

2. Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая?

3. Есть ли общие черты между древнеиндийской и древнекитайской философией?

4. Можно ли отождествить смерть и нирвану?

Тема 3.

1. Каковы основные принципы философии Античности?

2. Назовите причины возникновения философии в Древней Греции.

3. Как можно объяснить фразу Гераклита о том, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку?

4. Кого можно считать первым философом Запада и почему?

5. В чем заключается роль Сократа в истории философии?

6. Почему Платон и Аристотель считаются вершинами античной мысли?

7. Что является главной целью для человека с точки зрения кинизма, эпикуреизма и стоицизма?

Тема 4.

1. Каковы основные принципы философии Средневековья?

2. Каковы основные принципы философии Возрождения?

3. В чем состоят основные философские проблемы средневековой мысли?

4. Какую роль для философии сыграло появление Священных писаний?

5. Почему в эпоху Возрождения начинает возрастать интерес к социальным проблемам?

6. Что такое пантеизм?

Тема 5.

1. Каковы основные принципы философии Нового времени?

2. Каковы критерии достоверности знаний с точки зрения Декарта и Ф. Бэкона?

3. Что значит фраза Декарта «мыслю, следовательно, существую»?

4. Почему в Новое время проблема метода стала одной из наиболее важных в философии?

5. Как поменялись представления о строении мира в эту эпоху?

Тема 6.

1. Почему философию ряда немецких мыслителей 18-19 веков выделяют в особый период?

2. В чем состоят причины кризиса классической философии в середине XIX века?

3. Каковы альтернативные способы философствования, сформировавшиеся в результате кризиса классической философии?

4. Что означает фраза Ф. Ницше «бог умер»?

Тема 7.

1. Какой характер принимает философская мысль в XX веке и почему?

2. Каковы основные идеи экзистенциализма?

3. В чем сходство и отличие феноменологии и трансцендентального идеализма Канта?

4. Что является главной идеей прагматизма?

5. Какую роль в философии XX века сыграла герменевтика?

6. Можно ли считать психоанализ одним из философских направлений и почему?

7. В чем причины зарождения позитивизма, каков путь его эволюции?

8. Что попытались сделать мыслители, которых относят к постмодернистам?

Тема 8.

  1. Каковы основные проблемы и понятия онтологии?
  2. Как связана онтология с другими разделами философии?
  3. Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии?
  4. Как определить бытие и небытие?
  5. Что есть сущность?
  6. Материя и субстанция: что общего у этих двух понятий и чем они различаются?
  7. Каковы основные концепции идеального?

Тема 9.

  1. Существует ли развитие и как его понимать?
  2. В чем ошибка лапласовского детерминизма?
  3. Чем обусловлено распространение идеи индетерминизма?
  4. Чем отличаются динамические закономерности от статистических?
  5. Какие альтернативные диалектическому подходы к пониманию развития мира известны в философии?

Тема 10.

1. Что изучает гносеология?

2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?

3. Что такое субъект и объект познания?

4. Какие виды знания выделяют философы?

5. Почему философы различают чувственное и рациональное?

6. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина?

7. Что рассматривается философами в качестве критериев истины?

8. Каковы цели познания?

Тема 11.

  1. Какие проблемы рассматривает философия науки?
  2. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм-антисциентизм»?
  3. Каковы критерии научного знания?
  4. Как развивается наука? Каковы постпозитивистские модели развития научного знания?
  5. Чем отличаются эмпирический и теоретический уровни научного познания?
  6. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?
  7. Какую роль играет интуиция в научном познании?

Тема 12.

  1. Что изучает философия техники?
  2. Как соотносятся между собой наука и техника?
  3. Каковы отрицательные моменты совершенствования техники?
  4. Есть ли способы устранения негативных последствий технического прогресса?

Тема 13.

1. В чем причина особой сложности проблемы сознания?

2. Как понимается сознание в философии?

3. Каковы функции сознания?

4. Что такое бессознательное и каковы его функции?

5. Можно ли считать сознание продуктом деятельности мозга и почему?

6. Что такое язык и как он связан с мышлением?

Тема 14.

1. Что отличает философский подход к рассмотрению человека?

2. Как трактуется в философии природа и назначение человека?

3. Что такое личность с философской точки зрения?

4. В чем заключается ценность свободы?

5. Как Вы считаете, свободна ли человеческая воля?

6. Что такое смысл жизни, и каковы основные подходы к его пониманию?

Тема 15.

1. Что такое ценность с философской точки зрения, как возможно их существование?

2. Какие виды ценностей существуют?

3. Что такое моральные ценности, и какую роль в жизни человека они играют?

4. Что такое эстетические ценности, нужны ли они человеку?

5. Совместимы ли религиозные ценности со свободой совести?

Тема 16.

1. Что такое социальная философия? Как соотносится социальная философия с общественными науками?

2. Что характеризует общество как систему?

3. Какие существуют подходы в социальной философии к определению социальной структуры общества?

4. Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона?

5. Что изучает философия истории?

6. Каковы движущие силы исторического процесса?

7. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса?

8. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса?

9. В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса?

10. Существует ли смысл и цель в истории?

11. Есть ли прогресс в истории, каковы его критерии?

12. Как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и информационного общества?

13. Назовите основные характеристики правового государства и гражданского общества?

Тема 17.

  1. В чем состоит специфика информационного общества?
  2. Каковы достоинства и недостатки информационного общества?
  3. Каковы в современной науке основные концептуальные направления в предсказании будущего человечества?
  4. В чем заключается сходство, а в чем различие оптимистических и пессимистических прогнозов будущего человеческой цивилизации?
  5. Каковы основные направления глобальных проблем современности?
  6. В чем заключаются основные аргументы движения «антиглобалистов» и, какие рецепты выхода из сложившейся ситуации они предлагают?

Темы рефератов:

Философия как мудрость и мировоззрение.
Понятие и типы мировоззрения.
Предмет, структура и функции философии.
Место и роль философии в культуре человечества.
Общая характеристика и классификация древнекитайских философских учений.
Общая характеристика и классификация древнеиндийских философских учений.
Философские взгляды Лао-цзы.
Философское учение Будды.
Философские воззрения Конфуция.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Философия Гераклита.
Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).
Философия Сократа.
Философское учение Платона.
Метафизика Аристотеля.
Философия Демокрита.
Кинизм: философские взгляды Диогена.
Философское учение Эпикура.
Стоицизм и скептицизм.
Неоплатонизм: Плотина, Прокл.
Периодизация и общая характеристика средневековой религиозной философии.
Влияние Библии на становление и развитие философии Средневековья.
Философские воззрения А. Августина и Ф. Аквинского.
Мистическая философия Дионисия Ареопагита и Мейстера Экхарта.
Философские взгляды Р. Бэкона.
Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
Натурфилософия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно).
Мистическая метафизика Парацельса и Я. Бёме.
Н. Макиавелли о государстве и общественном строе.
Политическая философия Мишеля де Монтеня.
Социальная утопия Т. Мора.
Социально-мистическая философия Т. Кампанеллы.
Общая характеристика философии Нового времени.
Эмпиризм Ф. Бэкона.
Рационализм Р. Декарта.
Английская философия XVII-XVIII вв. (Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
Европейские рационалисты XVII в. (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц).
Французская философия XVIII в. (Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Руссо, Д. Дидро).
Критическая философия И. Канта.
Философские взгляды И.Г. Фихте.
Философия Ф.В.Й. Шеллинга.
Метод и система философии Г.В.Ф. Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Классическая марксистская философия (К. Маркс и Ф. Энгельс).
Иррациональная философия А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление.
С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма.
Философия жизни Ф. Ницше.
Философия А. Бергсона.
Феноменология Э. Гуссерля.
Экзистенциализм К. Ясперса.
Философия М. Хайдеггера. Проблема Бытия и сущего.
Экзистенциальная философия Ж.-П. Сартра и А. Камю.
Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Юнг).
Русская религиозная философия (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).
Понятие и основные разделы теоретической философии (общая характеристика).
Соотнесение метафизики и онтологии.
Метафизическое понимание мира.
Понятие и формы бытия.
Материя и природа.
Главные онтологические категории (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое).
Пространство и время. Эволюция представлений.
Движение и развитие. Основные формы движения.
Бессознательное, сознание и самосознание.
Соотнесение понятий «теория познания», «гносеология» и «эпистемология».
Метафизика и диалектика: проблема разграничения.
Основные формы знания и познавательной деятельности человека.
Чувственное, рациональное и интуитивное познание. Роль интуиции в познании.
Проблема истины и ее критериев в гносеологии.
Определение научной парадигмы. Парадигмы объективности, субъективности и интерсубъективности.
Ценности, их природа и принципы классификации.
Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Моральные, нравственные и эстетические ценности.
Основные понятия философской антропологии.
Проблема происхождения человека.
Жизнь, смерть и бессмертие человека.
История антропологических учений.
Существование и сущность человека. Диалектика исторической необходимости и свободы личности.
Специфика социально-философского познания общества.
Логика развития социальной философии.
Понятие социума. Отличие общества от социума.
Общество как система.
Философские истоки и особенности формационного подхода к периодизации всемирной истории.
Цивилизационный подход к типологизации общественно-исторических систем.
Понятие социальной структуры общества.
Демографическая, этническая и поселенческая структуры общества.
Социально-классовая, стратификационная и профессионально-образовательная структуры общества.
Государство и гражданское общество.
Культура и цивилизация.
Духовная жизнь общества и главные формы ее развития.
Понятие науки. Основные этапы развития научного исследования.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Неопозитивистские и постпозитивистские концепции развития науки (Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Предмет философии истории.
Информационное общество: особенности, проблемы и перспективы.
Проблема начала и конца человеческой истории.
Становление и волны развития цивилизации.
Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность.
Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней.
Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Темы эссе:

1. О пользе и вреде философии.

2. О роли науки в современном мире.

3. О прекрасном.

4. Искусство как средство самосохранения.

5. Вера в современном мире.

6. Человек между образованием и образовательной системой.

7. Информация и знание в жизни человека.

8. Как нам обустроить Россию?

9. Между добром и злом…

10. О смысле смерти.

11. Есть ли в жизни место творчеству?

12. О соотношении творчества и инновации.

13. Чему нас учит история?

14. О границах свободы.

15. Что значит быть?

Наши рекомендации