I. Актуализация знаний. Устный счет. 2. У Алёнки и Тани по 4 карандаша
1. Дорисуйте ниточки.
2. У Алёнки и Тани по 4 карандаша. Алёна дала Тане 2 карандаша. Сколько карандашей стало у каждой девчонки?
3. Впишите третье число.
4. Отгадайте, какое слово зашифровано.
Г 9 + 9 = С 7 + 5 = Е 12 – 7 =
В 15 – 6 = О 7 + 7 = К 7 + 6 =
И 16 – 8 = Н 16 – 9 =
(Снеговик.)
II. Работа по учебнику (раздел «Выбираем, чем заняться»).
Задание 1. Нарисуйте числа 34, 120, 217 египетскими иероглифами.
34 = 120 = 217 = .
– Запишите эти числа римскими цифрами.
34 = XXXIV 120 = CXX 217 = CCXVII.
– Запишите эти числа греческими буквами.
34 =ΔΔΔ | | | | 120 = ΗΔΔ 217 = ΗΗΔ | | | | | | |
– Нарисуйте эти числа придуманными значками.
34 = | | | • • • • 120 = ■ | | 217 = ■■ | • • • • • • •
Задание 2. Разгадайте шифр.
Б | У | Р | А | Т | И | Н | О |
Задание 3. Угадайте правило и запишите следующее число в каждом ряду.
Задание 4. Игра по цепочке.
– Какие числа до 20 будут проигрышными для того, кто начинает игру? (19, 18, 17, 16, 15, 14, 13.)
Задание 5. Запишите все двузначные числа, которые можно составить из цифр 1, 5, 7. Цифры могут повторяться. Сколько получилось чисел? (9 чисел.)
15 51 71
17 57 75
11 55 77
Задание 6. Запишите число 7 в виде суммы трёх слагаемых всеми возможными способами.
7 = 1 + 1 + 5 7 = 1 + 4 + 2 7 = 2 + 3 + 2
7 = 1 + 2 + 4 7 = 1 + 5 + 1 7 = 3 + 3 + 1
7 = 1 + 3 + 3 7 = 2 + 2 + 3 7 = 3 + 1 + 3
– Сколько способов вы придумали?
– Записи, которые отличаются только порядком слагаемых, можно считать одинаковыми.
Задание 7. Рассмотрите рисунок. Вороны держат в клювах свои номера. За один ход две вороны могут взлететь и поменяться местами. За сколько ходов вороны могут сесть так, чтобы их номера шли в порядке увеличения?
Задание 8. Определите закономерность и закончите вычисления.
3 + 7 = 10 6 + 7 = 13 9 + 7 = 16
4 + 7 = 11 7 + 7 = 14 10 + 7 = 17
5 + 7 = 12 8 + 7 = 15
III. Самостоятельная работа (раздел «Мозаика заданий»).
Задание 1. Запишите цифрами число, следующее за числом а) 64, б) 79, в) 40, г) 125.
Задание 2. Найдите неизвестную сторону треугольника.
Варианты ответа: а) 3, б) 4, в) 4, г) 5.
Задание 3. Выполните вычисления по цепочке.
Задание 4. Найдите разность между самым большим и самым маленьким числом.
а) 75 – 62 = 13 в) 36 – 25 = 11
б) 87 – 33 = 54 г) 146 – 99 = 47
Задание 5. Найдите неизвестное число.
а) (41 + 35) – 33 = 76 – 33 = 43
б) (61 + 17) – 24 = 78 – 24 = 54
в) (34 + 36) – 21 = 70 – 21 = 49
г) (35 + 18) – 37 = 53 – 37 = 16
– Решите задачу. 10 ребятам дали либо конфету, либо яблоко, либо и то и другое. Сколько ребят получили и конфету, и яблоко? (а) 2 человека; б) 5 человек; в) 0 человек; г) 7 человек.)
IV. Итог урока.
– Какие числа называют двузначными? Однозначными?
– Сколько всего цифр вы знаете? (10.)
Урок 17
Сложение и вычитание в пределах 20
Цели деятельности учителя: создать условия для совершенствования вычислительных навыков (сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток), для развития умения составлять и решать задачи по рисунку; способствовать развитию умения представлять число 20 как сумму нескольких слагаемых.
Планируемые результаты образования.
Предметные:умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток, представлять число 20 как сумму нескольких слагаемых, составлять и решать задачи по рисунку, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: имеют положительное отношение и интерес к урокам математики, познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):регулятивные: планируют собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания); познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока