Билет 20. Особенности метроритмической организации в произведениях разных стилей
Барокко: Устанавливаютс принципы новой ритмики во многом связанной с гомофонно- гармоническим мышлением. Характерна непрерывность музыкальной ткани (полифоническими средствами, опоры на общие формы движения, комплиментарная ритмика- остановка в одном голосе компенсируется движением в другом)
Классицизм: увеличение роли метра, ровность темпа, энергичность темпа, яркие ударения.
Романтизм:ослабление акцентности, норма- регулярная акцентность, преодоление квадратности, типично внутреннее деление тактовых долей, смягчение метрических ударов, стирание метрических границ, ослабление ритмической пульсации, исполнительская свобода (рубато). Ритмическая организация индивидуализируется.
Шуман- переменность, нерегулярность, синкопирование.
Скрябин- ненормативное дробление, неквадратность, противоречие мотива и такта.
20 век: Становится определяющим первостепенным элементом. Появляются такие явления, как ритмический тематизм, ритм не зависит от танцевально-музыкального и поэтико-музыкального ритма, основывается на принципе нерегулярности и ассиметрии (нормативной становится переменность тактового размера, исполнение смешанных размеров, противоречие мотива и такта- гемиола.(Чайковский- дет. Альбом Вальс. Середина.), неквадратность построения, полиритмия- нормативное и ненормативное деление доли, полиритмия- сочетание разных метров, фрагмент, звучащий в рамках времени, определённого автором).
Билет 21. Интервал как структурный элемент музыкальной ткани.
Интервал – промежуток (мелодические и гармонические, составные характерные и альтерированные)
Классификация интервалов: по акустическому принципу и т.д.
Роль интервала зависит от его положения:
- Начальное положение –роль существенна, так как сознание готова к восприятию;
- Серединное положение.Интервал зависит от намеченной логики развития и имеет продолжающее динамизированное контрастное значение по отношению к другим;
- Каденционное –исторически сложившееся стереотипы;
- Интервал в околоцензурном положениион чаще всего обезличен, ибо цензура разрывает его эффект.
Три позиции интервала:
1. Активная (существенная черта построения );
2. Пассивная (часть множества не выделяющееся из общего движения);
3. Нулевая (Риман – мертвые, то есть теряет мелодическую реальность)
Иентервал (расстояние). В современной музыке интервал рассматривается как аккорд, т.к. они обладают некоторыми свойствами аккорда. Роль мелодического интервала, зависит от его положения.
1)Начальное (его роль более существенна, т.к. первые звуки мы воспринемаем с наибольшим вниманием).
2)Серединное (роль зависит от намеченной логики, может иметь продолжающее, динамизирурующее или контрастное по отношению к предыдущему значение)
3)Каденционное (также, что и у предыдущего роль)
4)Интервал в околоцезурном положении. Такой интервал обезличен, т.к. цезура разрывает интервал на 2 части. Первый звук- к предыдущему разделу, а второй к послецезурному разделу. Риман называет такие интервалы мёртвыми.
Различают 3 каденции:
1) активная (интервал- существенная чать построения).
2) Пассивная (интервал- чать множества, обезличен, не выделяется из общего движения)
3) нулевая («мёртвые интервалы», он теряет мелодическую реальность и не ощущается как интервал).
Основное большинство интервалов играют пассивную роль. Активных интервалов сравнительно немного. В истории музыки за каждым интервалом закрепилось определённое значение
1) Нисходящие секунды- интонации плача
2) По звукам трезвучия- фанфары
3) Секста-квинта-терция- золотой ход валторны.
В реальной компазиторской практике надо учитывать контекст, в котором живёт интервал, условия использования.