Функции текстов разных функциональных стилей

Специфические черты стиля.

Стилевые черты (стилистические особенности) текстов.

Научный Официально-деловой Публицистический Художественный Обиходный
1. Обобщенность изложения фактов 1. Строгость изложения мыслей 1. Страстность тона изложения 1. Художественная образность 1. Непринужденность собеседников (общения)
2. Аргументированность (доказательность) суждений 2. Бесстрастность изложения мыслей 2. Призывность 2. Художественная выразительность 2. Разговорная (непринужденная) эмоциональность
3. Конкретность излагаемых мыслей 3. Строгая официальность тона изложения 3. Эмоциональность суждений (выражение собственного отношения к проблеме) 3. Художественная конкретность (перевод слова-понятия в слово-образ) 3. Спонтанность (неподготовленность) речи
4. Логичность изложения мыслей 4. Полное отсутствие личностного начала (безличность изложения) 4. Яркое личностное начало 4. Эмоциональность художественная 4. Разговорная образность
5. Бесстрастность в изложении (выражении) мыслей Императивность (волеизъявление и предписание) 5. Информативность излагаемого материала 5. Художественная экспрессивность 5. Разговорная экспрессивность
6. Смысловая точность (однозначность) употребляемых понятий и выражаемых мыслей 6. Точность формулирования мыслей 6. Аргументированность доводов 6. Динамизм повествования 6. Разговорная выразительность
7. Безóбразность в изложении материала 7. Однозначность (недвусмысленность) мыслей 7. Точность изложения фактов, данных 7. Недопустимость стандарта и клише 7. Предметно-понятийная контрастность
8. Объективность излагаемого материала 8. Стандартизированность формулировок (клишированность) → устойчивость словесных формул 8. «Открытая оценочность речи» 8. Авторская индивидуальность (ярко-выраженное личностное начало) 8. Определенная клишированность речи (поздравление, пожелание, соболезнование...)
9. Определенная сухость и строгость изложения (скрытая эмоциональность)   9. Экспрессивность изложения мыслей (выражение чувств, переживаний; выразительность речи)    
    10. Стандартизованность (устойчивость речевых фраз: люди в белых халатах; зеленые береты).    

Типовые сферы общения

Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Обиходный (разговорный) стиль
1. Собственно-научный подстиль – научная деятельность людей (сфера научных исследований) 1. Канцелярский подстиль – сфера делопроизводства 1. Собственно-публицистический подстиль – массовая коммуникация (газета, радио, ТВ, документальное и публицистическое кино); – общественно-массовые мероприятия 1. Сфера словесного художественного творчества (сфера искусства слова): а) художественная литература; б) художественное кино в) театр; г) художественное ТВ. 1. Обиходно-бытовой подстиль – домашний быт (обиход); – круг знакомых, друзей; – неофициальные взаимоотношения собеседников.  
2. Научно-учебный (академический) подстиль – сфера образования и обучения 2. Законодательный подстиль – сфера законодательства (правовая сфера) 2. Информативный подстиль (см. выше)     2. Производственно-бытовой подстиль – сфера неофициального общения на производстве (на службе, на работе...)
3. Научно-популярный подстиль – сфера популяризации научных сведений 3. Производственный(официально-производственный; производственно-деловой) подстиль – сфера официального производства (промышленная, торговая, сельскохозяйственная, медицинская, автомобильная, образовательная обслуживающая и т.д. 3. Агитационный подстиль а) (см. выше) б) митинги, демонстрация в) общественные и политические форумы    
4. Научно-технический подстиль – сфера исследований в технике, в промышленности, сельском хозяйстве и т.п. производствах.   4. PR-стиль а) (см. выше) б) (см. выше)      

Речевые жанры (речевые произведения) стилей

Научный Официально-деловой Публицистический Художественный Обиходный (разговорный)
1. Собственно-научный подстиль – монография – диссертация – научные статьи – рецензии – аннотации – отзывы о научных трудах – научные сообщения – рефераты, – научные доклады – научный диспут 1. Канцелярский подстиль – заявления – приказы – распоряжения – объявления – объяснительные записки – акты – протоколы – справки – запросы – ходатайства 1. Собственно-публицистический подстиль – публицистические (газетные и журнальные) статьи – интервью – публицистические эссе – репортажи – публицистические очерки 1. Прозаические жанры – романы – повести – рассказы – художественные эссе – басни – сказки – фельетоны – эпитафии 1. Обиходно-бытовой подстиль – монолог – диалог – полилог (беседа) – личные неофициальные письма – личные неофициальные записки – поздравления – соболезнования
2. Академический подстиль – лекции – учебники – учебные пособия – дискуссии на занятиях – учебное кино и ТВ – учебные сообщения – учебные доклады 2. Законодательный подстиль – указы главы государства – конституция страны – постановления правительства – законодательные акты государства – кодексы (уголовный, гражданский, семейный, кодекс о труде, жилищный...) – пакты (межгосударственные соглашения) – постановления и законодательные акты территориального образования страны 2. Информативный подстиль – информационные сообщения – информационные статьи – колонки редактора 2. Поэтические жанры – стихотворения – поэмы – сонеты – баллады – басни – былины – мадригалы – фельетоны – эпитафии 2. Производственно-бытовой подстиль – монолог – диалог – полилог – личное неофициальное письмо – личная неофициальная записка
3. Научно-популярный подстиль – научно-популярные брошюры – научно-популярные статьи – научно-популярное кино и ТВ – научно-популярные лекции 3. Производственный подстиль – инструкция (письменная форма) – инструктаж (устная форма) – производственные совещания – производственные планерки – официальные заседания (педсовет, родительский комитет и т.п.) – рецепты – официально-деловые письма 3. Агитационный подстиль – митинговые речи – агитационные листовки – агитационные бюллетени – агитационные речи на ТВ, по радио, в СМИ 3. Драматургические жанры – пьесы – трагедии – комедии – драмы – водевили  
4. Научно-технический подстиль – технический паспорт – руководство к действиям – инструкция по применению 4. Рекламный подстиль – рекламные объявления – рекламные листовки – рекламные ролики – рекламные щиты – резюме 4. PR-стиль – агитационные листовки – пиар-акции – пиар-публикации – агитационные бюллетени    

Функции текстов разных функциональных стилей

Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль Обиходный (разговорный)
1. Собственно-научный подстиль: – доказательство излагаемых сведений – изложение научных фактов интерпретация научных фактов – опровержение другого мнения – фиксация научных сведений – обобщение научных сведений   1. Канцелярский подстиль (подстиль делопроизводства) – дача указаний –фиксация официально-деловых сведений – обслуживание сферы делопроизводства   1. Собственно-публицистический подстиль – воздействие на читателя/слушателя – привлечение внимания к общественно-значимым событиям – личностная оценка общественно-политического события – формирование позиции читателя/слушателя Эстетическая (воспитание чувства прекрасного) – Этическая (воспитание речевого поведения) (влияние на мысли и чувства художественными образами – Изображение (рисование) словами – Эмоциональное воздействие на разум человека 1. Обиходно-бытовой подстиль – обмен мыслями, чувствами, эмоциями – привлечение внимания собеседника – сообщение сведений бытового характера – эмоциональное воздействие на собеседника – установление контакта (контактоустанавливающая → фатическая функция)
2. Академический (научно-учебный) подстиль: – фиксация учебного материала – обучение – изложение учебного материала – объяснение учебного материала – передача знаний 2. Законодательный подстиль – фиксация сведений сферы законодательства – интерпретация законодательных актов – обслуживание правовой сферы общества 2. Информативный подстиль (информационный) – информирование массового читателя/слушателя об общественно значимых событиях – привлечение внимания к общественно важным событиям   2. Обиходно-производственный подстиль – обмен информацией неофициально-производственного характера
3. Научно-популярный подстиль: – популяризация научных знаний – популярное объяснение научных фактов – популярное изложение научных сведений   3. Официально-производственный (производственно-деловой) подстиль – фиксация сведений производственно-делового характера – обслуживание официально-производственной речевой сферы – инструктирование – постановка задач 3. Агитационный (пропагандический) подстиль – пропаганда (пропагандирование) идеологии государства (идейное воздействие) – агитирование (агитация) идей... (распространение идей с целью воздействия на сознание, настроение, общественную активность населения) – призыв к определенным общественным действиям – критика/антикритика государственного и общественного устройства – влияние на поступки людей    
4. Научно-технический подстиль: – фиксация научно-технических знаний – объяснение научно-технических фактов (сведений) – интерпретация (растолкование, разъяснение, истолкование) научно-технических сведений 4. Рекламный подстиль (подстиль реклам) – информативная (сообщение деловых сведений) – призывная («зазывная») – привлечение внимания покупателя/делового партнера 4. PR-стиль (пиар-стиль) – убеждение людей – агитирование избирателей (призывная функция)    
PS: для 1-4 – информативная (сообщение объективных, обобщенных знаний)        

Наши рекомендации