Iii. тексты разных стилей речи

Официально-деловая речь

Упражнение 111

Рассмотрев образец постановления, напишите новое, используя содержание текста предшествующего задания.

Постановление Государственной Думы «О внесении изменения постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой

Отечественной войне 1941 – 1945 годов»

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. В абзаце первом пункта 12 постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года № 398-ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» («Парламентская газета», 2000, 27 мая, № 98) слова «подпунктов “a”, “в”, “г” пункта 2, пунктов 3 – 6, подпункта “б” подпункта 8 (в части подпунктов “а”, “в” и “г” пункта 2), подпунктов “в”, “г”, “д” и “е” пункта 8 заменить словами “пунктов 2 – 6, 8”.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и не распространяется на лиц, в отношении которых амнистия была применена до вступления в силу настоящего Постановления.

Москва, 28 июня 2000 года, № 492-ГД

Председатель Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Г. Селезнев

Упражнение 112

Согласно образцу напишите акт, используя форму следующего текста. Подчеркните в нем типичные деловые обороты речи.

АКТ

приема – передачи услуг, оказанных по договору № _____ от______200_ г.

Исполнитель, в лице Генерального директора ООО «Мир продаж» Белова Вячеслава Алексеевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и

Заказчик, в лице Директора по торговой политике ОАО Концерна «Калина» Чуватина В. В., действующего на основании Доверенности 3855 от 6.12.2001г., с другой стороны,

составили настоящий акт о нижеследующем:

1. Исполнитель сдает, а Заказчик принимает следующую работу, выполненную на региональном рынке г. Великий Новгород и Новгородская область по договору об оказании информационных услуг, связанных с реализацией продукции Заказчика:

исследование парфюмерно-косметического рынка

г. В. Новгород и Новгородской области

2. Заказчик не имеет претензий к Исполнителю по качеству, полноте и своевременности выполненных услуг.

3. Размер вознаграждения Заказчика составляет 121720 руб., в том числе НДС 20287,00 руб.

4. Настоящий акт является основанием для проведения расчетов с Исполнителем за оказанные услуги.

Заказчик ________________ Исполнитель________________

Упражнение 113

Внесите исправления в оформление текста приказа.

Открытое акционерное общество

«Севзапмонтожавтоматика»

20 октября 1999 года

Приказ №63

Согласно Постановлению правительства РФ No1206 от 3.11.1994 года «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

Приказываю:

С 21 октября 1999 года осуществлять ежемесячную компенсационную выплату в размере 50% минимального размера оплаты труда за счет средств фонда оплаты труда Ивановой Ольге Павловне, оператору ЭВМ, находящейся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет (приказ №141-к от 21.10.99).

Генеральный директор Л. Л. Дмитриев

Упражнение 114

Отредактируйте текст объявления.

Продается

В Тамбовской области, ст. Пушкари, недалеко от ж/д вокзала. Дом большой, обнесенный кирпичом, имеет 3 комнаты, большую кухню и веранду. Огород 11 соток. Участок огороженный. Звонить: _______________

Упражнение 115

Напишите объявление, используя образец.

Дом зимний жилой в Мичуринском р-не, с. Тарбеево, 9х7 м, участок 20 соток, сад, колодец, баня. Телефон в Мичуринске 2-36-40.

Упражнение 116

Используя публицистический текст, напишите официально-деловые инструкции, рекомендации.

Советы ГИБДД

Детям и родителям

Тоже – транспорт

Если вы приобрели своему ребенку роликовые коньки или доски, то вам необходимо знать, что катание на роликовых коньках и досках – травмоопасное занятие. Оно требует специальной подготовки, экипировки и знаний.

Кататься можно на стадионах, в парках, на закрытых для движения транспорта площадках.

Позаботьтесь об экипировке. Подготовьте налокотники, наколенники. Не лишними будут защитный шлем и перчатки.

Запрещено на коньках или досках переезжать проезжую часть дороги даже по пешеходным переходам (Из газет).

Научная речь

Упражнение 117

Выберите научную статью по своей специальности и напишите к ней аннотацию, рецензию, реферат, конспект.

Аннотация – краткое разъяснительное примечание.

Рецензия – критический разбор какого-л. произведения.

Реферат – изложение содержания научной работы.

Конспект – краткое письменное изложение содержания чего-л.

Упражнение 118

Какому виду текста соответствуют следующие обороты?

По мнению автора, вслед за автором, автор приходит к выводу.

Актуальность темы очевидна, так как; в предмете анализа, центральным вопросом является, содержание работы сводится к…; несомненным достоинством статьи, в целом работа имеет высокую оценку, отдельные недочеты не снижают ее уровня, к недостаткам работы можно отнести, автор затронул актуальную тему, работа соответствует требованиям…

Статья, опубликованная в …; посвящена … ; в статье говорится о...; а также упоминается…

Упражнение 119

Сделайте правильное библиографическое описание источника.

Андре Нотон Колдовской мир С-Пб Северо-Запад 1992

Кожа. Секретные материалы Бен Мецрих АСТ 1999

Маслова Е. Н. Памятник «Тысячелетию России» Лениздат 1972

Звездные Волки против Звездных королей. Москва изд-во Эксмо-Пресс Сухинов С. С.

Странники Вселенной Непомнящий Н. Н. Москва АСТ

Краткий справочник по химии Э. Г. Злотников С-Пб изд-во Питер 1997

Упражнение 120

Выделите типичные части аннотации.

Р. Буайе. Теория регуляции. – М.: Научно-издательский центр «Наука для общества», РГГУ. 1997. – 212с.

Теория регуляции – недавно возникшее в рамках институциализма направление экономического анализа. Выдвинутая французскими экономистами теория регуляции была воспринята в других странах и образовала один из заметных центров притяжения тех ученых, которые не удовлетворены господствующим сейчас в экономической науке неоклассическим направлением.

Книга Р. Буайе является первым систематическим изложением нового теоретического подхода.

Для преподавателей, студентов, аспирантов и специалистов в области экономики, социологии и политологии.

Издательский центр РГГУ 125267, г. Москва, Миусская пл., корп. 1, к. 21 Отдел реализации – т. 9434200, ф. 2505109.

Упражнение 121

Разделите аннотацию на части, найдите ключевые слова.

Статья Е. Рудеман «Особенности национального лечения», опубликованная в журнале «Будь здоров!» № 8, 1999, посвящена вопросу соотношения научной медицины и национальной. Автор выделяет распространенные заболевания у разных народов и специфические подходы к лечению.

Упражнение 122

Отредактируйте текст аннотации.

Аннотация

В этой статье говорится о проблемах загрязнения окружающей среды, а также называются последствия этих воздействий. Автор хочет показать то, что надо создавать меры по решению этих проблем. Эта статья называется «Экология» и публикуется она в пособии по химии, автором которого является Г. П. Хоменко.

Упражнение 123

Подчеркните типичные для текста реферата обороты речи. Исправьте речевые ошибки.

В статье «Роберт Кох. Страницы жизни», написанной доктором медицинских наук Т. Голубевой речь идет об известном немецком микробиологе, ученом Р. Кохе. Автор рассказывает о жизни этого человека, о его больших достижениях, сделанных в науке, таких как открытие возбудителя холеры, называемого запятой Коха. Делает открытие о природе возникновения сибирской язвы, буквально поразившее весь мир. Автор подчеркивает, что Р. Кох делает все достижения в лабораториях, совершенно лишенных условий для нормальной научной работы и доходит до всего сам. Голубева отмечает, что после того, как Р. Кох стал известным человеком, он стал высокомерным и циничным, но коллеги все равно его уважали.

Таким образом, автор хочет показать, как много человек может достичь даже в условиях, на первый взгляд, не пригодных для научных открытий и подчеркивает, как важно остаться самим собой.

Упражнение 124

Напишите конспект, тезисы одной из научных статей по вопросам культуры речи.

Заочная форма обучения

В самостоятельную работу студентов входит:

1.Написание рефератов – в течение 3,4 семестров (8 ч.).

2.Подготовка к написанию теста – в течение 4 семестра (2 ч.).

4.Подготовка к зачету – в течение 4 семестра (10 ч.).

5.Самостоятельное изучение отдельных тем – в течение семестров (68 ч.).

6.Выполнение тренировочных упражнений – на практических занятиях.

Тематика рефератов

1. Основные понятия культуры речи.

Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятность, чистота и выразительность речи.

2. Литературный язык - основа культуры речи.

При работе над темой следует основываться на том, что литературный язык - высшая форма национального языка, обслуживающая все сферы человеческой деятельности.

3. Основные признаки литературного языка.

Этими признаками принято считать следующие: обработанность, нормированность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка, надтерриториальность, надсоциальность, наличие устной и письменной формы, наличие разветвленной системы стилей.

4. Формы существования языка.

Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, принципы сосуществования на современном этапе.

5.Языковые нормы русской речи.

В реферате необходимо в общих чертах охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.

6. Русский язык среди других языков мира.

Раскрывая эту тему, необходимо отметить родственные связи русского языка, лексико-грамматические особенности, распространенность, взаимодействие с другими языками.

7.Связь русского языка с историей и культурой русской нации.

Необходимо рассказать о длительном и сложном историческом пути развития русского языка, соотнести основные характеристики языка с культурными достижениями русского народа.

8.Современное состояние русского литературного языка.

Необходимо дать развернутую характеристику лексико-грамматического состояния языка на современном этапе развития.

9. Функциональные стили русского языка.

В основу работы должны быть положены понятия стилистики вообще и выделение стилистических средств, функционирующих в определенной сфере человеческой деятельности.

10. Научный стиль литературного языка и его особенности.

В данной работе доминирующим положением должна стать характеристика научного стиля как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного языка с особенностями употребления и специфической организацией. Следует обратить внимание на использование специальной лексики, на особенности морфологического и синтаксического строя, на экстралингвистические средства организации научного текста.

11. Официально-деловой стиль литературного языка и его особенности.

В данной работе доминирующим положением должна стать характеристика официально-делового стиля как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного языка с особенностями употребления и специфической организацией. Следует обратить внимание на стандартность данного стиля, отсутствие эмоций и наличие клише.

12. Публицистический стиль литературного языка и его особенности.

В данной работе доминирующим положением должна стать характеристика публицистического стиля как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного языка с особенностями употребления и специфической организацией. Следует обратить внимание на реализацию функции воздействия как ведущей для публицистического стиля, а также описать жанровую специфику и языковые особенности данного стиля литературного языка.

13. Особенности разговорного стиля русского литературного языка.

В реферате необходимо раскрыть специфические особенности разговорного стиля литературного языка, выявить его отличия от книжных стилей литературного языка.

14. Основные характеристики письменной речи.

Необходимо исходить из того, что письменная речь графически закрепленная, со строгим соблюдением языковых норм, лексическими и синтаксическими особенностями.

15. Основные характеристики устной речи.

Необходимо исходить из того, что устная речь – это речь звучащая, что определяет её некоторые языковые особенности. Следует обратить внимание на разграничение формы разговорной и кодифицированной речи.

16. Лексика ограниченного и неограниченного употребления.

Необходимо дать пояснение понятий ограниченного и неограниченного употребления лексических единиц языка, сферы их функционирования.

17. Средства выразительности речи.

Необходимо раскрыть вопрос о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств.

18. Языковые особенности деловой речи.

Необходимо отразить виды делового общения и зависимость языковых особенностей от формы речи (письменной или устной).

19. Основные условия делового общения.

Необходимо всесторонне охарактеризовать основные условия делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой и речевой этикет.

20. Виды делового общения.

К таковым относят: беседу, переговоры, производственные совещания, собеседования, деловой разговор по телефону.

21. Формулы речевого этикета. Их назначение и функции.

Целесообразно разграничить формулы речевого этикета на 2 группы - нейтральные и официальные; детально описать данные формулы с указанием сферы их применения.

22. Невербальные средства общения.

Следует обратить внимание на особенности невербальных средств общения, описать их взаимодействие с вербальными (лингвистическими), представить их классификацию, проиллюстрировать виды невербального общения с помощью предметных картинок или фотоматериалов.

23. Служебная документация и правила ее оформления.

Реферат можно начать с характеристики официально-делового стиля литературного языка, затем представить и описать типы служебных документов.

24. Особенности языка рекламы.

Выявление особенностей языка рекламы связано с целями и задачами рекламирования, видами и средствами распространения рекламы.

25. Методика публичного выступления.

Необходимо описать виды публичных выступлений и слагаемые подготовки данных выступлений.

26. Основы полемического мастерства.

Следует определить виды полемики, а также вербальные и невербальные средства, обслуживающие полемические выступления.

27. Культура научной и профессиональной речи.

В реферате целесообразно раскрыть роль «специального языка» и его основные лингвистические особенности; рассмотреть терминологию и её виды, стилевые и жанровые особенности научного стиля.

28. Культура ораторской речи.

Необходимо рассмотреть роды и виды ораторской речи; роль функциональных стилей; функционально-смысловые типы речи; этапы подготовки ораторской речи.

29. Культура дискутивно-полемической речи.

Необходимо рассмотреть понятие «спор», дать его определение; проанализировать особенности спора как формы организации человеческого общения.

30. Этико-социальные аспекты культуры речи.

Необходимо рассмотреть особенности культуры поведения и этические нормы общения, проявление категории вежливости в русском языке, а также социальные аспекты культуры речи.

31. Точность, ясность речи.

Необходимо рассмотреть понятие «точность словоупотребления»; стилистическую оценку диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов; точность словоизменения и формообразования; ясность синтаксических конструкций.

32. Богатство речи.

В основе реферата может лежать рассмотрение следующих понятий: лексика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия; стилистические возможности словообразований; стилистическое использование частей речи; многообразие синтаксического конструирования.

33. Правильность речи.

В основе реферата может лежать рассмотрение следующих понятий: лексическая сочетаемость; правильное употребление фразеологизмов; грамматическая правильность речи; порядок слов в предложении.

34. Особенности литературного произношения.

В основе реферата может лежать рассмотрение следующих понятий: орфоэпия; стили произношения; особенности произношения иностранных слов, имён и фамилий и т.д.

Теоретические вопросы, рекомендованные

для самостоятельного изучения

1. Культура речи как качество и как наука о качестве речи. Культура речи как особая прикладная дисциплина, ее предмет, цели и задачи изучения в педагогическом вузе. Связь культуры речи с другими науками – 2 часа.

2. История становления культуры речи как научной дисциплины. Современная теоретическая концепция культуры речи. Деятельность государств в области языка. Языковая политика - 2 часа.

3. Язык и речь. Основные функции языка и речи. Основания классификации форм речи. Устная и письменная формы речи. Психолого-педагогические различия устной и письменной форм речи. Основные признаки устной речи - 2 часа.

4. Понятие речевой деятельности. Виды речевой деятельности устной формы речи: говорение – слушание и их этапы. Слушание как необходимое условие эффективной речевой коммуникации. Основные принципы и приемы слушания в речевой коммуникации. Виды слушания. Стили говорящего и слушающего. Виды речевой деятельности письменной формы речи: письмо – чтение и их этапы - 2 часа.

5. Основные единицы речевого общения. Речевое взаимодействие - 2 часа.

6. Организация словесного взаимодействия. Законы коммуникации. Организационные принципы речевой коммуникации Дж. Остина, П.П. Грайса и др. Принцип вежливости (максимы) Дж. Н. Линча - 2 часа.

7. Эффективность речевой коммуникации. Психологические принципы общения. Принцип равной безопасности. Принцип доцентрической направленности. Принцип адекватности - 2 часа.

8. Вопрос о функциональных стилях и функциональных разновидностях современного русского литературного языка. Соотношение понятий стилевой, стилистический. Взаимодействие функциональных стилей - 2 часа.

9. Язык художественной литературы. Художественная речь и ее особенности - 2 часа.

10. Научный стиль: сфера применения, функция, основные стилевые черты, лексико-грамматические особенности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности - 2 часа.

11. Официально-деловой стиль: разновидности, сфера применения, функция, основные стилевые черты, основные лексико-грамматические особенности, жанровое разнообразие - 2 часа.

12. Текстовые и языковые нормы делового стиля. Приемы унификации языка служебных документов. Языковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Правила оформления документов. Новые тенденции в практике русского делового письма. Речевой этикет в документе - 2 часа.

13. Публицистический стиль: сфера применения, функции, основные стилевые черты, лексико-грамматические, синтаксические особенности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств - 2 часа.

14. Разговорная речь как функциональная разновидность языка: основные признаки, фонетические, лексические, морфологические особенности. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Просторечие - 2 часа.

15. Прагматика общения. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики, приемы. Психологические и социально-ролевые характеристики участников общения. Речь в межличностном общении. Особенность речи в межличностном общении. Фатическая и информативная речь. Речь и самораскрытие. Речь и самооценка. Роль слушающего - 2 часа.

16. Речевое общение. Структура речевой коммуникации. Структура речевой ситуации. Структура речевого действия - 2 часа.

17. Точность как коммуникативное качество. Слова-паронимы и точность речи. Избыточность средств выражения и точность речи 2 часа.

18. Логичность как коммуникативное качество. Экстралингвистические условия логичности речи. Лингвистические условия логичности речи - 2 часа.

19. Чистота как коммуникативное качество. Использование в речи диалектных и профессиональных элементов. Иноязычные слова и выражения в речи. Иноязычные слова в современной русской речи. Речевые штампы и канцеляризмы. Слова-сорняки. Жаргонизмы - 2 часа.

20. Богатство как коммуникативное качество. Синонимия и богатство речи Антонимия и богатство речи. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство речи. Словообразование как источник речевого богатства. Грамматические ресурсы речевого богатства - 2 часа.

21. Выразительность как коммуникативное качество. Благозвучие как фонетическое средство выразительности. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи. Выразительные возможности грамматики. Паралингвистические средства выразительности - 2 часа.

22. Уместность как коммуникативное качество. Стилевая уместность. Ситуативно-контекстуальная уместность. Личностно-психологическая уместность - 2 часа.

23. Литературный язык и его свойства. Хронологические рамки современного русского литературного языка. Изменение социальной базы и структуры русского языка. Письменная основа русского языка. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка - 2 часа.

24. Нормативный аспект культуры речи. Понятие о языковой норме. Динамическая теория нормы. Вариантность норм. Нормы императивные и диспозитивные. Понятие речевой ошибки. Нормализация и кодификация. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка - 2 часа.

25. Общая характеристика орфоэпических норм. Сближение произношения с написанием - 2 часа.

26. Орфоэпические нормы. Произношение звука, обозначаемого буквой Г. Произношение сочетаний согласных звуков. Произношение орфографического сочетания согласных ЧН. Особенности перехода Э в О в современном русском языке. Произношение заимствованных слов.

26. Акцентологические нормы. Особенности и функции русского ударения. Семантическая (смыслоразличительная) функция ударения. Ударение в глаголах. Ударение в формах кратких страдательных причастий. Ударение в односложных предлогах НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ. Изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова. Ударение в форме Р.п. мн.ч. у существительных мужского рода. Ударение в формах кратких прилагательных. Ударение в форме сравнительной степени прилагательных - 2 часа.

27. Грамматические нормы. Имя существительное. Определение рода несклоняемых существительных. Определение рода аббревиатур. Определение рода сложносоставных слов. Определение рода существительных с увеличительными и уменьшительными суффиксами. Существительные общего рода. Согласование существительных мужского рода с существительными, называющими лица женского пола - 2 часа.

28. Грамматические нормы. Окончания существительных в родительном падеже множественного числа. Родительный падеж множественного числа у существительных среднего рода. Существительные, не имеющие формы единственного числа. Вариантные окончания предложенного падежа единственного числа существительных мужского и женского рода - 2 часа.

29. Грамматические нормы. Нормы склонения собственных имен. Имена собственные: согласование по падежу. Норма склонения топонимов (в сочетаниях с географическим термином). Географические названия с финалиями –ов(о), -ёв(о), -ев(о), -ин(о), -ын(о) - 2 часа.

30. Грамматические нормы склонения имен числительных. Варианты падежных окончаний числительных. Нормы согласования составных собирательных числительных с существительными. Нормы согласования составных количественных числительных - 2 часа.

31. Грамматические нормы. Сказуемое при количественно-именном подлежащем - 2 часа.

32. Классификация лексических и синтаксических речевых ошибок. Пунктуация как показатель речевой культуры - 2 часа.

33. Этический аспект. Речевой этикет: функции, формулы. Проявление категории вежливости в русском языке. Телефонный этикет и его нарушения. Невербальные средства общения - 2 часа.

34. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи - 2 часа.

Вопросы к зачёту

1. Современная речевая ситуация и ее особенности.

2. Речь и речевая деятельность.

3. Виды и функции речи.

4. Соотношение языка и речи.

5. Процесс коммуникации и его особенности.

6. Общение как сложный коммуникативный процесс. Виды и типы общения.

7. Невербальные средства общения. Их функции в передаче информации.

8. Язык как средство общения и средство познания.

9. Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Его свойства и функции. Соотношение национального (общенародного) и литературного языка.

10. Функциональные стили русского литературного языка.

11. Особенности научного стиля. Свойства. Языковые средства выражения.

12. Особенности публицистического стиля. Свойства. Способы языкового выражения.

13. Реклама. Особенности языка.

14. Особенности официально-делового стиля. Свойства. Способы языкового выражения.

15. Нелитературные варианты языка: жаргон, диалект, просторечие.

16. Понятие нормы. Типы и виды норм. Нормы обязательные и вариантные, старшие и младшие.

17. Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка.

18. Лексические нормы.

19. Стилистические нормы.

20. Нормы употребления грамматических форм имени существительного.

21. Нормы употребления грамматических форм имени прилагательного.

22. Нормы употребления грамматических форм имени числительного.

23. Нормы употребления грамматических форм глагола.

24. Нормы употребления предлогов.

25. Синтаксические нормы. Изучение синтаксических норм в современной школе.

26. Филологические словари русского языка. Типология словарей.

27. Современная коммуникация и правила речевого общения.

28. Техника речи и ее составляющие.

29. Русский речевой этикет. Понятие языковой формулы.

30. Публичное выступление. Особенности. Структура.

31. Повествование, описание, рассуждение как типы текста.

Наши рекомендации