Практические занятия для студентов очной формы обучения
Практическое занятие 1. (Тема 1.1). Предмет и метод философии права. Право и нравственность.(2 часа)
План:
1.Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение.
2. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования. Цели философии права.
3. Особенности философско-правовой методологии.
4. Онтология, гносеология, аксиология.
5. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений. Различие между правом и нравственностью. Развитие взглядов на право, мораль и нравственность в философско-правовой литературе. Правовая культура и нравственность.
Задания для подготовки к практическому занятию:
На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся философии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между философией права и другими юридическими науками. С использованием положений теории государства и права о понимании права, о соотношении права и нравственности подобрать конкретные примеры несоответствия правовых и моральных ценностей. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с проблемами нравственной оценки правовых норм, с определением влияния моральных норм на формирование правовой культуры правоприменителей.
Практическое занятие 2. (Тема 1.2). Нравственные ценности в философии права.(2 часа)
План:
1.Понятие и виды ценностей. Универсальный характер ценностей.
2. Система ценностей, имеющих отношение к праву и государству. Право и свобода. Право и равенство. Солидарность, социальное партнерство, государство и право. Право и справедливость. Право и другие ценности.
3. Государство как ценность. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. Анархическое отрицание ценности государства.
4. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в отечественной и зарубежной литературе. Юридические ценности: универсальные и отраслевые (права человека, презумпция невиновности и т.п.).
5. Органическая связь государства и права.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам ценностного подхода к праву, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры конкуренции разных социальных ценностей.
Практическое занятие 3. (Тема 2.1). Типология правопонимания.(2 часа)
План:
1. Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.
2. Социальная и юридическая природа права.
3. Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями.
4. Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления следует уяснить сущность онтологических и гносеологических причин плюрализма в понимании права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критериями классификации теорий права, с различием между философскими и юридическими критериями.
Практическое занятие 4. (Тема 2.2). Реалистические концепции права.(2 часа)
План:
1. Родовые признаки и различия реалистических концепций права.
2. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние.
3. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв. Его причины. Предшественники социологического подхода в истории философско-правовой мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущего практического занятия, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики реалистических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с принципиальными различиями между юридическим и социологическим позитивизмом по вопросам понимания права, источников права, реализации права.
Практическое занятие 5. (Тема 3.1). Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. (2 часа)
План:
1. Общее и особенное в метафизических теориях.
2. Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.
3. Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.
4. Совместимость классических типов понимания права.
5. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики метафизических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с различиями между теориями естественного права, с возможностью совместимости классических типов понимания права, с развитием интегративного подхода к пониманию права.
Практическое занятие 6. (Тема 3.2). «Новые» теории права. (2 часа)
План:
1. Либертарно-юридическая концепция права.
2. Коммуникативная теория права.
3. Естественно-позитивная и другие теории права.
4. Критика «новых» теорий права.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики «новых» теорий права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критикой либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права.
Практическое занятие 7. (Тема 4.1). Государственно-правовые идеалы и действительность.(2 часа)
План:
1. Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.
2. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.
3. Объективное и субъективное в правопонимании, правотворчестве и реализации права.
4. Современный идеал демократического, правового и социального государства.
5. Идеал и действительность в правосознании.
6. Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам государственно-правовых идеалов, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи возможности и действительности в реализации государственно-правовых идеалов; уяснить значение правовой культуры как показателя объективного состояния общества и арены борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
Практическое занятие 8. (Тема 4.2). Соотношение интересов личности, общества и государства.(2 часа)
План:
1. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов.
2. Объективное и субъективное право.
3. Природа конфликта интересов.
4. Способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.
5. Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам соотношения интересов личности, общества и государства, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры проявления конфликта личных, общественных и государственных интересов. Продумать основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства.