Предмет научного исследования
Говоря о процессе познания, мы чаще всего начинаем с представления об отражении предмета в мысли. Следовательно, и в научном знании в целом отражается внешний мир. Однако такое понимание явно недостаточно для объяснения всех особенностей научного познания.
Процесс формирования знаний нельзя уподоблять получению материальной копии, зеркально отображающей интересующий нас объект. Если взять часто используемый пример ключа и его отпечатка на восковой пластинке, то, получив этот отпечаток, мы еще не получили никакого знания. Просто мы один предмет заменили другим, объективно связанным с первым. Такая замена часто производится в интересах удобства научного исследования (ключ может находиться и у другого человека, а мы тем не менее можем изучить его форму).
Научное познание, разумеется, гораздо более сложный и опосредованный процесс. Свойства исследуемых объектов отображаются при этом чаще •всего не путем непосредственного воздействия на органы чувств человека, а в виде показаний приборов, кривых на графиках, текстового описания данных опыта и т.п. Но, чтобы описать явления и отразить объективные связи, в особенности недоступные непосредственному наблюдению, исследователь должен выразить их в понятиях, в логических структурах (например, схемах) или в математической форме и т.д.
Если мы обратимся к какому-либо конкретному научному исследованию или открытию, то обнаружится, что значительная (а иногда и подавляющая) часть работы исследователя состоит в поиске таких образов, схем, понятий, которые бы дали возможность запечатлеть то новое, что обнаружено исследователем. Часто ученый наполняет новым содержанием уже имеющиеся в языке понятия (например, наследственность и изменчивость у Дарвина, атом у Дальтона, товар у Маркса и т.д.) или конструирует новые (радиоактивность, нейтрон, протон и т.д.), причем часто еще до открытия явления, как бы "про запас".
Например, Дирак предсказал существование микрочастиц с элементарным положительным зарядом — позитронов, которые затем были обнаружены экспериментально. Впоследствии эта ситуация повторялась в физике элементарных частиц неоднократно. Многие частицы "открывались" и назывались сначала в теории, а затем и в опыте. В современной физике довольно широко используется понятие кварков, из которых предположительно "построены" элементарные частицы. Необходимость их существования вытекает из теоретических моделей взаимодействия элементарных частиц. И лишь в последние годы получены экспериментальные подтверждения существования кварков.
Но в этом случае встает закономерный вопрос: если ученый имеет дело по преимуществу с описанием, а не с самим объектом, а описания формируются из им же самим созданных (или переосмысленных) понятий, то как относится такое описание к объективному миру? Эта проблема стала центральной для неопозитивизма и затем лингвистической философии и философии науки в целом. Исходя из того бесспорного факта, что ученый описывает явления на определенном языке, абсолютизируя эту сторону познания, некоторые философы пришли к выводу, что язык науки и вообще язык и способы его употребления определяют и саму структуру мира.
Действительно, исследования лингвистов и этнографов показали, что представление о мире задается категориальной структурой языка, которая складывается в жизненно важных сферах человеческой деятельности (гипотеза лингвистической относительности). Но эти же исследования выявили то обстоятельство, что на любом языке можно выразить то или иное понимание реальности. Конечно, проблема реальности, в данном случае стоящей как бы за языком, достаточно сложна. Ведь у нас нет других средств, кроме языка (в широком смысле слова: любой знаковой системы), для ее представления (репрезентации) и мы вынуждены какое-то из этих представлений отождествлять с объективной реальностью, придавать ему онтологический статус. По ходу изложения мы не раз будем затрагивать эту проблему, а в разделе о языке науки остановимся на ней подробнее.
Субъект и объект познания
Для того, чтобы иметь возможность анализировать процесс познания, мы должны сформулировать некоторые исходные положения (утверждения) о том, что исследуется, познается, и кто осуществляет этот процесс. При анализе познания обычно выделяют объект и субъект познания, а также используемые средства.
Субъект — активно познающая и практически действующая сторона процесса познания — индивид, группа людей или все человечество в целом (в абстрактном выражении — социальная система).
Объект — та часть реальности, которая включена в познавательно-практическую деятельность субъекта, в конечном счете, вся материальная действительность, в том числе, общественная жизнь; психическая и. познавательная деятельность человека.
Сами воспроизведения реальности в сознании человека, будучи объективированы, например, в речи, тексте, рисунке, чертеже, выступая прежде всего в качестве орудия, средства познания, могут также быть объектом исследования. Хотя в определенном отношении такие конструкции рассматриваются с точки зрения их внутренней структуры, и формы (например, изучением языковых форм занимается грамматика, способов построения чертежей начертательная геометрия и т.д.) как явления, существующие сами по себе, в конечном счете, в итоге, они могут интересовать нас лишь в их отношении к тем явлениям и объектам, которые они воспроизводят.
Вне этого отношения слово языка, например, теряет свой смысл, превращается в "звук пустой", чертеж становится лишь хаотическим* нагромождением линий и т.д. (так и бывает в действительности-, когда мы слушаем речь на незнакомом языке или разглядываем чертеж, не понимая, что на нем изображено).
Следовательно, не язык, используемый наукой, сам по себе определяет содержание научного знания, а тот фрагмент реальности; который подвергается исследованию, и тот комплекс технических средств и методов научного познания (включающий язык в качестве одного из компонентов), который при этом применяется.
В историческом процессе развития науки постепенно выделялись все новые и новые отрасли научного знания. Эта дифференциация происходила в основном по нескольким взаимосвязанным направлениям.
1. В практической деятельности обнаруживались группы, объектов, обладающих какими то общими (с практической точки зрения) свойствами. Изучение этих объектов выделялось в особую сферу знания. Таким путем возникло большинство естественных наук: астрономия (все объекты которой находятся на небе), ботаника (объект — растение), минералогия (объект — те части, тела земной коры, которые имели практическое значение для человека)и т.п.
2. Когда наука стала относительно самостоятельной сферой человеческой деятельности, она стала разрабатывать свои особые научные методы и средства исследования. Некоторые методы и средства, будучи применены к исследованию мира, дали начала отдельным научным дисциплинам. Таким путем сформировались, например, аналитическая химия, сравнительная эмбриология, радиоастрономия и другие науки. Как видно, этот второй путь формирования научных дисциплин связан с высоким уровнем развития науки, когда уже сложившиеся сферы научного знания в процессах дифференциации интеграции науки порождают новые науки.
3. Еще один способ формирования научного знания — систематизация имеющихся сведений с целью оптимизации процесса передачи информации другим людям. Известно, что науки типа наблюдательной астрономии, геометрии, механики формировались на начальной стадии своего развития в значительной мере под влиянием необходимости передать комплекс знаний, необходимых для практической деятельности в этих областях (астрономия - календарь, навигация; геометрия — измерение земельных участков и т.п.). В некоторых случаях это обстоятельство играло существенную роль в развитии уже сложившейся науки. Например, Д.И.Менделеев начал работу над созданием периодической системы элементов с целью дать студентам четкие и хорошо упорядоченные знания по химии.
Эти способы выделения новых научных дисциплин и есть в то же время способы формирования предмета научного исследования.
Предмет науки или предмет научного исследования, таким образом, представляет собой единство объективного содержания и субъективной формы. Предмет познания выступает перед нами не "сам по себе", а в формах чувственного восприятия, языка и логических структур мышления. При этом предмет выделяется в соответствии с определенными общими представлениями о мире, в соответствии с научной картиной мира.
Следует различать объект науки и предмет научного исследования. Объект — это какие-то явления, связи, взятые "сами по себе" в их объективном, независимом от сознания существовании. Предмет, как уже говорилось, — это выделенные с помощью определенных средств и зафиксированные в языке (в тексте, чертеже, графике) некоторые стороны, свойства, отношения объекта. Кратко говоря, объект + средства формируют предмет науки. Различие между объектом и предметом носит, конечно, относительный характер. Ведь чтобы зафиксировать, описать объект, мы тоже используем определенные средства, в первую очередь, язык. Поэтому соотношение объекта и предмета науки можно рассматривать и как постепенную дифференциацию объективного мира на отдельные сферы, которые вначале выступали как предметы каких-либо наук, а замет, по мере дальнейшей дифференциации научного знания "переходили" в разряд объектов. Например, зарождающаяся биология имела своим предметом все живое. Сейчас все живое, жизнь выступает как объект изучения для огромного количества биологических наук, каждая из которых выделяет в этом объекте с помощью своих специфических средств исследования свой предмет (цитология — клеточное строения организмов, генетика — способы передачи наследственных признаков, биогеография — распределение живых организмов по поверхности Земли и т.д.).
Во всех этих случаях важную роль играют средства и методы научного исследования. Чтобы избежать субъективного подхода к предмету науки, не надо забывать, что связи и отношения, изучаемые наукой, рассматриваются как существующие объективно, независимо от средств и методов. Разнообразные средства и методы научного исследования лишь помогают выявить, обнаружить эти связи и отношения, и поэтому они вторичны по отношению к объекту.