Объект и предмет научного исследования в менеджменте

Объект научного исследования в менеджменте. В научно-исследовательской работе важно правильно определить объект исследования. Объектом исследования научного познания является фрагмент объективной реальности. С точки зрения организации вся объективная реальность состоит из двух классов объектов — из систем и процессов. Поэтому объектом научного исследования выступает либо система (например, финансовая система предприятия), либо процесс (например, процесс материального обеспечения производственной деятельности). Также объектом может выступать совокупность процессов и систем, например производственный цех металлургического завода. Объект условно обособляется (выделяется) исследователем для целей научного исследования.

С качественной стороны системы и процессы могут быть объективными (материальными) и субъективными, выделенными интеллектуально исследователем. В рамках менеджмента встречаются все перечисленные виды процессов и систем, а также смешанные процессы и системы, с качественной стороны являющиеся объективно-субъективными. Пример приведен на рис.1.

Рис. 1. Основные классы объектов окружающего мира, которые могут быть выделены в качестве объектов исследования [Латлифулин]

Так как менеджмент — это особый вид целенаправленной деятельности человека, которая осуществляется в рамках различных систем на основе социальной составляющей, то под процессом менеджмента понимается установление различных связей (отношений) между элементами социально-экономической системы: количественных, качественных, временных, пространственных и пр. Основным субъектом определения и установления таких связей (процесса менеджмента) является человек, который привносит в них свое субъективное — интеллектуальное, эмоциональное, культурное и прочие начала. Природа всех социальных процессов и систем изначально носит двойственный объективно-субъективный характер и включает как фрагменты объективного, материального происхождения, так и интеллектуальные, субъективные фрагменты действительности. То есть, говоря об объекте исследования в менеджменте, следует учитывать, что любой из них носит объективно-субъективный характер. Это важно с точки зрения выбора методов и средств анализа и характеристики объекта.

Предмет исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное, общее и частное. Определение предмета исследования — достаточно сложная задача , так как в качестве объекта могут рассматриваться любые материальные, интеллектуальные, объективные, субъективные или смешанные процессы и системы.

Одной из общепризнанных основ определения и представления предмета исследования научного менеджмента является выделение фрагмента объекта исследования, который содержит определяющие организационные отношения (ОО). Организационные отношения возникают между субъектами организационных отношений. Субъектами могут выступать отдельные люди, группы людей (сотрудники организации), различные системы, в том числе социальные (сотрудники, объединенные единой целью), социально-экономические (сотрудники, объединенные единой целью, связанные экономическими, административными, технологическими и прочими отношениями), технологические, организационные и др.

На рис. 2 приведен пример выбора объекта — предмета управленческого исследования.

Рис. 2. Пример выбора объекта-предмета управленческого исследования

В реально существующих и идеально представляемых процессах и системах встречаются самые разнообразные проявления организационных отношений, которые могут стать предметом исследования менеджмента. Концептуально, в настоящее время можно выделить следующие основные группы отношений, которые могут выступать предметом исследования (табл. 2.).

Таблица 2

Проявления организационных отношений [21]

Критерии Статические Динамические
Количественные     Пропорции Прогрессии
Конструктивныс Структуры Графики
Качественные Формы Программы
Коммутационные Классификации Процедуры
Иерархические Полномочия Исполнение
Временные Сроки Расписания
Содержательные Состав Механизм
Комплексные Системы Процессы

Учет функционального аспекта позволяет еще больше разнообразить объект и предмет исследования. Приведем примеры формулировки объекта и предмета исследований с учетом функционального аспекта.

Объект исследования: система управления корпорации алюминиевой отрасли.

Предмет исследования: организационная структура управления маркетинговыми процессами корпорации алюминиевой отрасли.

Объект исследования: система отбора инвестиционных проектов бизнес-инкубатора.

Предмет исследования: процесс отбора инновационных проектов для посевного финансирования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1) Что такое объект научного исследования? Какие основные классы объектов окружающего мира, которые могут быть объектом исследования, вам известны?

2) Охарактеризуйте основные классы объектов окружающего мира.

3) В чем суть двойственности объектов менеджмента?

4) Как соотносятся между собой объект и предмет научного исследования? Приведите пример.

5) Какой предмет исследования является общепризнанным в менеджменте?

6) Придумайте примеры отношений, которые могут выступать предметом исследования в менеджменте (опирайтесь на табл. 2).

Наши рекомендации