Раздел 4. Духовная и социальная жизнь человека
Тема 4.1. Философия и научная картина мира.
Программа
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Тема 4.2. Философия и религия. Мировые религии. Православие.
Программа
Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.
Тема 4.3. Философия и история.
Программа
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного прогрессивного развития (К. Ясперс, М. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Тема 4.4 Философия и культура.
Программа
Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Тема 4.5. Философия и глобальные проблемы современности.
Программа
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.
Методические указания
Философия человека или философская антропология XX века продолжает поиск подлинности человека.
В результате споров представителей различных философских школ современности сегодня человек рассматривается как венец природы, которому нет равных. Он уникален и универсален. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремился органично внедриться в будущее.
Множество людей озабочено судьбой и природой человека, рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства.
Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными.
Совокупность людей – это общество. Результаты исследования общества позволяют считать, что общество будет изменяться нелинейно, единство человечества всегда будет сопровождаться многообразием цивилизаций.
Творческий характер деятельности человека не позволяет прогнозировать ход эволюции человечества на большие промежутки времени. Более того, важнейшую роль в деятельности человека играет процесс познания окружающего мира.
В результате смены теорий меняется наше понимание Вселенной. Представления ученых о мире, его строении и развитии в каждую эпоху различны. Такую исторически определенную панораму знаний об объективной реальности называют научной картиной мира.
В истории науки можно выделить три научных революции, которые привели к складыванию определенных картин мира.
Первая, аристотелевская (VI—IV вв. до н. э.), произошла тогда, когда впервые появились определенные нормы и образцы научного знания. Аристотель, именем которого назван этот этап научного развития, создал формальную логику, которая стала инструментом выведения и систематизации знания. Благодаря ему появился своего рода образец организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), он же предложил первую классификацию наук. Для аристотелевской научной картины мира было характерно представление о Земле как центре мироздания (наиболее полно геоцентризм был обоснован Птолемеем), мир объяснялся умозрительно.
Вторая научная революция — ньютоновская (XVI—XVIII вв.). Она началась с переходом от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. Исаак Ньютон подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. В результате естествознание заговорило языком математики, были выделены объективные количественные характеристики тел (форма, величина, масса, движение), получившие свое выражение в строгих математических закономерностях. Наука этого времени стала ориентироваться на эксперимент, а основой для объяснения мира стала классическая механика.
Третья научная революция может быть названа эйнштейновской (рубеж XIX—XX вв.). Ее обусловила целая серия открытий (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т. д.), которые подорвали важнейшую предпосылку механистической ньютоновской картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы. Для эйнштейновской картины мира характерен анти-механицизм: с точки зрения современных естественно-научных представлений, Вселенная представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Многообразие природных явлений не сводится к механическим взаимодействиям, потому что последними объясняется далеко не весь окружающий мир. Более того, сами механические взаимодействия представляют собой следствия или проявления других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (сильных, слабых, электромагнитных, гравитационных). Основой новой картины мира стали общая и специальная теории относительности и квантовая механика, тесно связанные с именем Альберта Эйнштейна (1879—1955) и других физиков. Позднее в рамках этой новой картины мира произошли кардинальные изменения и в других науках — в астрономии (теория расширяющейся Вселенной), биологии (развитие генетики) и др.
Философия истории интересуется направленностью исторического процесса.
Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека. Античная философия истории – это философия вечного становления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров (Гераклит), душепереселения и душевоплощения (Платон).
Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловечеством.
Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф. Бэкон, Р. Декарт) поступательного, от менее совершенного к более совершенному движения общества. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами.
В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника становится совершеннее, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без этого не возможно в принципе представление о прогрессе. Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие.
Многое философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Благодаря исследованиям Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локальных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации.
Глобальные процессы в современном мире.Современные общественные процессы, их положительные и отрицательные следствия имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, то есть распространяются на весь земной шар и соответственно на все человечество. Такая ситуация исподволь подготавливалась на протяжении нескольких столетий и полностью оформилась в последние десятилетия.
Практически все специалисты, которые пишут на эту тему, согласны, что главный признак глобализации – это появление наднациональной экономики.Национальные государства больше не могут полностью контролировать потоки товаров, услуг, капиталов, информации, технологий, массовой культуры, которые благодаря международным корпорациям и современным средствам связи с ускорением и во все больших объемах пересекают все границы. Наиболее подвижны информация и финансы.
Глобальные проблемы современности можно разделить на три группы.
Первую группу составляют интерсоциальные ГПС, к которым традиционно относят:
· проблему мировой войны с применением оружия массового уничтожения;
· проблему «Север-Юг», т.е. проблему неравенства преимущественно северных стран «ядра» и южных стран, относящихся к «перефирии».
Развязывание мирового ядерного конфликта без альтернативы уничтожает человечество и биосферу Земли. Чернобыльская катастрофа, мизерная по сравнению с военными сценариями, послужила наглядной иллюстрацией ужасных последствии возможной войны. Математические модели «ядерной зимы», которые разрабатывали коллективы зарубежных ученых и отечественных исследователей под руководством академика Н.Н. Моисеева, подтвердили этот прогноз. Всем ответственным политикам сегодня ясно, что атомная война как средство достижения победы и политико-экономических преимуществ окончательно устарела. Но «свято место пусто не бывает», и сегодня на него претендуют международный ядерный терроризм и техногенные катастрофы на мирных ядерных объектах.
Проблема «Север-Юг» выражается в радикальном различии уровня и продолжительности жизни в этих группах стран, в огромных долгах и неконкурентности экономик развивающихся государств, которые находятся на периферии мировой экономической системы. Их зависимость от сильных партнеров растет и, как следствие, растет внутренняя нестабильность, увеличивается вероятность вооруженных конфликтов и локальных войн. Отсутствие перспектив повысить жизненный уровень и победить в конкурентной борьбе ведущие державы приводит к усилению национализма, религиозного фундаментализма, политического консерватизма. В этом несправедливом распределении благ и выгод и находит свое «моральное» оправдание международный терроризм.
Вторая группа – это социоприродные проблемы. Проблемы в этой сфере условно можно разделить на три подгруппы:
· Проблемы исчерпания ресурсов (минеральных, водных, энергетических, продовольственных и др.)
· Загрязнение и последующая деградация природной среды
· Проблема оскудения видового разнообразия
Третья группа составляет социальные проблемы.Наиболее нашумевшая проблема – демографическая. В разных регионах мира она принимает диаметрально противоположные формы: развивающиеся страны страдают от перенаселения, многие развитые страны – от недостатка или резкого сокращения людских ресурсов, или депопуляции.
«Римский клуб» - неправительственная организация, объединившая около ста бизнесменов, ученых, политиков и общественных деятелей из нескольких стран, была создана в 1968г. Ее члены заказывали и финансировали подготовку докладов о состоянии мировой экономики, ресурсов, народонаселения, природной среды. Долгие годы президентом Римского клуба был итальянец Аурелио Печчеи. На русский язык переведена его книга «Человеческие качества». Всего для этой организации было подготовлено более 20-ти докладов. Первый доклад под названием «Пределы роста»(1972г.) произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все обсуждали мрачные перспективы глобального кризиса, если сохранятся существующие тенденции развития, и возможность законсервировать ситуацию.
В более поздних докладах тональность изменилась, были приложены усилия для того, чтобы сформулировать позитивные цели для человечества, найти достойный выход из тупика затратной индустриальной экономики, поддержать идею сбалансированного развития. Доклад каждый раз готовил новый международный коллектив. Его публикация становилась новой вехой в развитии глобального моделирования. Рекомендациями Римского клуба пользовались правительства и крупнейшие международные организации.
Человечество сегодня стоит перед выбором, каким требованиям глобализированного мира надо соответствовать, а каким тенденциям сознательно противостоять. И то, и другое очень непросто, но хочется надеяться, что человечество с вызовами будущего справится.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные признаки научного знания.
2. Какое место в науке занимает научная традиция?
3. Что такое научная картина мира? Когда и где появилась первая научная картина мира?
4. С какой точки зрения геоцентрическое представление о мире является верным и с какой – неверным?
5. Когда появилась эйнштейновская картина мира? Что для нее характерно?
6. Какую роль религия играет в системе культуры?
7. Какие ранние формы религии вы знаете?
8. Какую роль в истории развития человечества играют мировые религии?
9. Какова роль русской православной церкви в развитии России?
10. Какие концепции развития общества вы знаете?
11. Почему традиции, обычаи исторически устойчивы?
12. Почему может порваться «связь времен»?
13. В чем специфика философского анализа культуры?
14. Существует ли прогресс в культуре?
15. Чем отличаются «массовая» и «элитарная» культуры?
16. В чем специфика народной культуры?
17. В чем состоит глобальный кризис наших дней?
18. В чем суть современного этапа взаимоотношений человека и природы?
19. Каковы условия формирования глобального сознания?
20. Какова роль личности в решении глобальных правовых и экономических проблем?
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ № 1.
- Философия: предмет, место и роль в жизни человека.
- Понятие бытия, его смысл и значение.
3. Философия об общественном прогрессе. Антропологический кризис.
ВАРИАНТ № 2.
1. Что представляет собой мировоззрение человека?
2. Познание мира ( сущность, содержание, формы).
3. Основные сферы общественной жизни, их содержание.
ВАРИАНТ № 3.
1. Философия Древнего мира
2. Философское учение о материи и природе.
3. Общество и религия. Основные мировые религии.
ВАРИАНТ № 4.
1. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.
2. Философия и наука о сознании.
3. Понятие культуры в философии.
ВАРИАНТ № 5.
1. Философия Нового времени.
2. Движение познания. Понятие истины и заблуждения.
3. Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира.
ВАРИАНТ № 6.
1. Философия 20 столетия.
2. Научное и вненаучное познание.
3. Идея и образ человека в истории философии.
ВАРИАНТ № 7.
1. Философия в России ( истоки, содержание, особенности).
2. Философское учение о человеке.
3. Философия истории. Человек и история.
ВАРИАНТ № 8.
1. Важнейшие понятия философской антропологии.
2. Философия о смысле жизни и ценностях человека.
3. Философское учение о мире и его бытии.
ВАРИАНТ № 9.
1. Человек и окружающая природа.
2. Общество как система отношений между людьми.
3. Культура в жизни общества. Культура и цивилизация.
ВАРИАНТ № 10.
1. Духовная жизнь общества, её содержание.
2. Глобальные проблемы и будущее человечества.
3. Исторические типы и формы философии.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНУРА – М, 2011. – 480 с.
2. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средн. спец. учебн. завед. – М.,: Логос, 2009. – 288 с.
3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).
4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
5. Основы философии: учебник для средних специальных учебных заведений / В.П. Кохановский (и др.); под ред. В.П. Кохановского. – Изд. 12-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 308 с.- (СПО).
Дополнительные источники:
6. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
7. Методические указания по проведению самостоятельных работ. Владивосток, 2012.
8. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2010.
9. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – М.: Альфа – М: ЦИФРА – М, 2010. – 368 с.
10. Философия: Для студентов вузов, обуч. по нефилософским спец./ Под ред. проф. М.Н. Росенка. – М.: Гардарики, 2005. – 430 с.
11. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008
12. Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008
13. Философия: энциклопедический словарь /под.ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.
14. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение — М..: АСТ, 2008.
15. Хрестоматия по философии — М.: Проспект, 2008.
Философы:
16. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М. 1979 год
17. Хрестоматия по истории философии в 3т. «Владос», Москва, 2000 г.
18. Фрейд «Психоанализ, религия, культура», Москва 1992 год.
19. Бердяев Н. «Основные проблемы русской мысли», Москва. Наука 1990 год
20. Бердяев Н. «О назначении человека», Москва 1996 год
21. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция», Москва 1996 год
22. Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель», Молодая гвардия 1993 год.
23. Паскаль Б. «Мысли» Из-во Сабашниковых, 1995 год
24. Сорокин П.А. «Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество», Политиздат 1992 год.
25. Толстой Л.Н. «Путь жизни», Высшая школа, 1992 год
26. Чаадаев П.Я. «Философские письма», Современник, 1989 год
27. Фрак С.Л. «Смысл жизни. Духовные основы общества», Республика, 1992 год.
28. Фромм Э. «Искусство любить», Педагогика, 1990 год
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/
2. Философский порталhttp://www.philosophy.ru
3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru
4. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
5. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/
6. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
7. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/
Перечень экзаменационных вопросов.
1 Философия : предмет, место и роль в жизни человека и общества. 2 Что представляет собой мировоззрение человека ? 3 Философия – особого рода мировоззрение и форма познания. 4 Исторические типы и формы философии. 5 Философия Древнего мира. 6 Философия Средних веков и эпохи Возрождения. 7 Философия Нового времени. 8 Философия 20 столетия. 9 Философия в России ( истоки, содержание, особенности ). 10 Понятие бытия, его смысл и значение. 11 Бытие, формы его проявления. 12 Основные понятия теории бытия. 13 Философское учение о материи и природе. 14 Картина мира и природы. 15 Философия и наука о сознании. 16 Отражение, его сущность и формы проявления. 17 Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира. 18 Познание мира (сущность, содержание, формы ). 19 Движение познания. Понятие истины и заблуждения. 20 Научное и вненаучное познание. 21 Философское учение о человеке. 22 Предмет и круг проблем философской антропологии. 23 Философия о смысле жизни и ценностях человека. 24 Ценности и ценностные ориентации человека в мире. 25 Понятие природы, её роль в жизни человека. 26 Современный человек и природа, характер их отношений. 27 Понятие общества в социальной философии. 28 Основные сферы общественной жизни, их содержание. 29 Духовная жизнь общества, её содержание. 30 Структура и культурное значение духовной сферы. 31 Определение религии. Её истоки, структура и функции. 32 Основные религии мира, их характеристика. 33 Свободомыслие, атеизм, свобода совести. 34 Понятие культуры и цивилизации в философии. 35 Социальная обусловленность и значение культуры. 36 История общества в зеркале философской мысли. 37 Человек – субъект исторического процесса. 38 Глобальные проблемы и будущее человечества. 39 Философия об общественном прогрессе. Антропологический кризис. 40 Сущность глобальных проблем, их истоки и пути решения. |