Раздел 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Тема 4.1. Культура и духовная жизнь

Студент должен:

иметь представление:

– о подвидах материальной культуры;

– о подвидах и элементах духовной культуры;

– о понятии и функциях социокультурной сферы общества;

– о динамике культуры и культурном воспроизводстве;

– о явлении диффузии в межкультурных взаимодействиях;

знать:

– функции культуры;

– определение доминирующей культуры общества, субкультур и контркультур;

уметь:

– различать материальную и духовную культуру;

– сравнивать формы и разновидности культуры;

– показать особенности культурного развития современной России.

Культура как часть духовной сферы общества. Материальная и духовная культура. Подвиды материальной культуры: природные объекты, искусственно-природные объекты, синтетически-природные объекты, социально-материальные объекты, социально-культур-ные объекты.

Подвиды духовной культуры: произведения искусства, различные формы общест-венного сознания, общественно-психологические явления. Основные элементы духовной культуры: язык, ценности, нормы. Ценностные ориентации. Функции культуры: человеко-творческая (гуманистическая), регулятивная (нормативная), ценностная (аксиологичес-кая), познавательная (гносеологическая), образовательная, воспитательная, объединяющая (интегративная), ретранслирующая, знаковая (семиотическая). Понятие социокультурной сферы общества. Функции социокультурной сферы: трансляционная, селекционная, инно-вационная.

Формы и разновидности культуры: народная (фольклор), элитарная, массовая. Суб-культуры и контркультуры. Доминирующая культура общества. Актуальная культура. Ди-намика культуры. Явление диффузии в межкультурных взаимодействиях. Культурное воспроизводство. Особенности культурного развития современной России.

Тема 4.2. Мораль как регулятор социального поведения

Студент должен:

иметь представление:

– о видах культурных норм;

– об этике как науке о нравственности;

знать:

– понятие социальных норм;

– функции морали;

– базовые нравственные категории;

– структурные элементы морали;

уметь:

– сформулировать «золотое правило» нравственности.

Понятие социальных норм. Место морали среди социальных норм. Виды культур-ных норм: общественные обычаи, обряды, ритуалы и нормы морали. Сущность морали как особой культурно-нормативной формы. Функции морали: регулятивная, оценочная, воспитательная. Этика как наука о нравственности.

Базовые нравственные категории: гуманизм, долг, честь, достоинство, совесть. По-нятие о добре и зле. Моральный выбор. Структурные элементы морали: нравственное со-знание, нравственные отношения, нравственная деятельность. Нравственная культура личности. «Золотое правило» нравственности.

Тема 4.3. Религия как феномен культуры. Мировые и национальные религии.

Студент должен:

иметь представление:

– о теологическом и материалистическом подходах к происхождению религии;

– о видах религиозных обрядов;

– о типах христианских религиозных объединений;

– о ранних формах религии; – о классификации мировых и национальных религий;

знать:

– функции религии;

–структурные элементы религии; происхождение, основные положения, мировых и национальных религий;

уметь:

– охарактеризовать роль религии в современном мире;

– раскрыть принцип свободы совести и вероисповедания; – обосновать принцип веротерпимости и сотрудничества различных религиозных конфессий.

Религия как форма мировоззрения и феномен духовной жизни общества. Теологи-ческий и материалистический (светский, рационалистический) подходы к происхождению религии. Функции религии: сплочение людей, регуляция поведения людей, социальная организация поведения человека, организация практики жизни. Религиозное сознание. Ве-ра как способ существования религиозного сознания.

Структурные элементы религии: религиозная доктрина, религиозный опыт, рели-гиозный культ (священные обряды и ритуалы), религиозная организация. Виды религи-озных обрядов: негативные (запрет), позитивные (подражание), искупительные (покая-ние). Внекультовая религиозная деятельность. Типы христианских религиозных объединений: церковь, секта, деноминация. Ранние формы религии: тотемизм, магия, фетишизм и анимизм. Роль религии в современном мире. Принцип свободы совести и вероисповеда-ния. Понятие мировые и национальных религий. Проявления религиозной нетерпимости. Религиозные конфликты и войны. Веротерпимость и сотрудничество различных религиозных конфессий.

Тема 4.5. Искусство

Студент должен:

иметь представление:

– о типичных концепциях искусства;

–об эстетике как науке;

–о моралистическом и имморалистическом подходах к взаимосвязи искусства и морали;

–о взаимоотношениях между искусством и религией;

знать:

– различные толкования понятия «искусство»;

–ведущие социальные функции искусства;

–характеристику основных видов искусства;

уметь:

– обосновать критерии оценки художественной ценности произведений искусства.

Различные толкования понятия «искусство». Искусство как вид духовного произ-водства. Сущность искусства и его происхождение. Типичные концепции искусства: кон-цепция подражания природе, концепция творческого самовыражения («искусство ради искусства»), концепция знаково-символической системы. Ведущие социальные функции искусства: познавательная, воспитательная, гедонистическая, эстетическая.

Искусство как эстетическая деятельность. Эстетика как наука о сущностях творчес-кого освоения действительности по законам красоты. Структура искусствознания: история искусства, теория искусства, художественная критика. Основные виды искусства. Худо-жественные средства и приемы. Индивидуальность восприятия искусства. Критерии оцен-ки художественной ценности произведений искусства.

Взаимосвязь искусства и морали. Моралистический и имморалистический подходы к этой проблеме. Взаимоотношения между искусством и религией.

Тема 4.6.Наука

Студент должен:

иметь представление:

– о науке как форме познания, виде духовного производства и специализированном виде профессиональной деятельности;

–о состоянии и проблемах развития науки в современной России;

–о ценностях научных норм по Р. Мертону;

знать:

– субъект, объект и предмет науки;

–функции науки;

–классификацию научных направлений;

уметь:

– объяснить две тенденции в развитии современной науки: дифференциацию и интегра-цию направлений;

–обосновать нормы научной этики и социальную ответственность ученого.

Наука как рационально организованная форма человеческого познания, вид духов-ного производства и специализированный вид профессиональной деятельности. Субъект, объект и предмет науки. Средства научного познания. Основная задача научной деятель-ности. Функции науки: познавательно-объяснительная, культурно-мировоззренческая, производительная, прогностическая, гуманистическая, творческая. Особенности подготов-ки и востребованность ученых в обществе.

Классификация научных направлений: общественные, гуманитарные, естествен-ные, технические. Деление наук на фундаментальные и прикладные. Междисциплинарные исследования. Две тенденции в развитии современной науки: дифференциация и интегра-ция направлений. Состояние и проблемы развития науки в современной России.

Этика науки. Нормы научной этики: общечеловеческие моральные требования и за-преты, специфические, характерные этические нормы науки. Ценности научных норм по Р. Мертону: универсализм, общность, бескорыстность, организованный скептицизм. Со-циальная ответственность ученого.

Тема 4.7. Образование

Студент должен:

иметь представление:

– о связи образования с воспитанием в процессе социализации личности;

–об исторических формах образования;

–о традиционной и инновационной методике обучения;

–о положении с образованием в современном мире;

знать:

– соотношение образования, обучения и самообразования;

–понятие системы образования: образовательные уровни, виды и формы образовательных учреждений;

–черты современного образования;

уметь:

– проанализировать проблемы реформирования системы образования в современной Рос-сии.

Образование в системе духовного производства. Функции образования в современ-ном мире: интегративная и дифференцирующая. Связь образования с воспитанием в про-цессе социализации личности. Соотношение образования, обучения и самообразования. Значение образования для самореализации. Исторические формы образования.

Понятие системы образования. Образовательные уровни: дошкольное, начальное, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профес-сиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное. Виды образо-вательных учреждений по источникам финансирования: государственные, муниципаль-ные, частные и благотворительные. Формы организации учебного процесса: долгосрочные и краткосрочные, стационарные и дистанционные, очные и заочные, с отрывом и без от-рыва от производства. Традиционная и инновационная методики обучения. Технология учебного процесса.

Черты современного образования: демократичность, всеобщность, гибкость и не-прерывность. Положение с образованием в современном мире. Проблемы реформирова-ния системы образования в современной России.

Раздел 5. ЭКОНОМИКА

Тема 5.1. Экономика и ее роль в жизни общества

Студент должен:

иметь представление:

– о происхождении и различных толкованиях понятия «экономика»;

– о функциях экономики как науки;

– о ключевых задачах экономики по П. Самуэльсону

знать:

– основные цели экономической политики;

– фазы экономического цикла;

– стадии движения продукта в экономике;

– субъекты национальной экономики;

уметь:

– разделять механизмы и отрасли собирающей и производящей экономики;

– сравнивать и характеризовать микроэкономические, макроэкономические и мегаэконо-мические категории;

– соотносить стадии движения продукта и субъекты экономики.

Происхождение и различные толкования понятия «экономика». Функции эконо-мики как науки: прогностическая, практическая (рекомендательная). Ключевые задачи экономики по П. Самуэльсону. Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика.

Роль экономики в обществе. Основные цели экономической политики: стабиль-ный рост национального объема производства, стабильный уровень цен, высокий уро-вень занятости, поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост. Экономическая культура. Экономичес-кая свобода и социальная ответственность. Нравственно-правовые основы экономичес-ких отношений.

Добывающая (собирающая) и производящая экономика. Стадии движения про-дукта в экономике: производство, распределение, обмен, потребление. Субъекты нацио-нальной экономики: домашнее хозяйство, предприятие (фирма), государство. Соотно-шение между стадиями движения продукта и субъектами экономики.

Тема 5.2. Экономические системы. Экономическое и юридическое содержание собственности.

Студент должен:

иметь представление:

– о рыночном и нерыночном профилях экономических систем;

– о протекционизме и меркантилизме;

– о переходных экономических моделях; – о понятии, субъекте и экономическом содержании собственности;

– о разгосударствлении, приватизации и национализации;

знать:

– понятие и элементы экономической системы;

– признаки традиционной экономической системы;

– характеристики административно-командной экономической системы;

– особенности рыночной экономики свободной конкуренции;

– черты современной рыночной экономики; – первоначальные способы приобретения права собственности;

– производные способы приобретения права собственности;

– способы прекращения права собственности.

уметь:

– сопоставлять современные национальные модели рынка;

– анализировать особенности современной российской экономической системы. – различать распоряжение, владение и пользование собственностью;

– давать сравнительную характеристику основных форм собственности в условиях рыноч-ной модели экономики.

Понятие экономической системы. Элементы экономической системы: социально-экономические отношения, организационно-правовые формы хозяйственной деятель-ности, способы регулирования экономической деятельности (хозяйственный механизм), конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Типы экономических систем, их отличительные признаки. Рыночный и нерыноч-ный профили экономических систем. Традиционная экономическая система. Протек-ционизм и меркантилизм. Административно-командная система. Рыночная экономика свободной конкуренции. Современная рыночная экономика (современный капитализм, «смешанная экономика»). Современные национальные модели рынка: американская, японская, немецкая, шведская, французская, южнокорейская, Переходные экономичес-кие модели. Особенности современной российской экономической системы.

Понятие собственности. Субъект собственности. Экономическое содержание собственности. Присвоение и отчуждение. Распоряжение, владение и пользование. Ос-новные формы собственности в условиях рыночной модели экономики. Частная соб-ственность: единичная, партнерская, корпоративная. Общественная собственность: кол-лективная, государственная, муниципальная, общенародная. Иные формы собствен-ности: индивидуальная, кооперативная, акционерная. Смешанные и комбинированные формы собственности.

Разгосударствление и приватизация. Национализация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.

Первоначальные способы приобретения права собственности: хозяйственная и трудовая деятельность граждан и организаций, находка, обнаружение клада, сбор обще-доступных вещей, приобретательская давность. Производные способы приобретения права собственности: покупка, получение в дар, получение по наследству. Способы прекращение права собственности.

Тема 5.3. Производство и его факторы

Студент должен:

иметь представление:

– о материальных потребностях и благе;

– о проблеме рационального и эффективного использования ограниченных ресурсов;

– о видах инвестиций;

– о менеджменте;

– о разделении труда и специализации производства;

знать:

– классификацию экономических ресурсов;

– типологию факторов производства;

– показатели эффективности производства;

уметь:

– сравнивать производство, воспроизводство и расширенное воспроизводство;

– сопоставлять экономические ресурсы и факторы производства;

– характеризовать сферы материального и нематериального производства.

Материальные потребности. Благо. Экономическое благо. Свойства блага: полез-ность, редкость (ограниченность). Блага индивидуального и коллективного пользова-ния, одноразового и многократного применения. Блага-субституты и комплиментарные блага.

Ресурсы. Экономические ресурсы. Группы экономических ресурсов: природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные. Ограниченность и необходи-мость выбора ресурсов. Проблема рационального и эффективного использования огра-ниченных ресурсов.

Экономическая деятельность. Производство, воспроизводство, расширенное вос-производство. Факторы производства: труд, капитал (в натурально-вещественной фор-ме и стоимостной форме), земля, предпринимательская деятельность. Инвестирование: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), инвестиции в запасы мате-риальных оборотных средств (сырье), инвестиции в основной капитал (машины, обору-дование, здания, сооружения) – капиталовложения. Амортизация. Чистые инвестиции. Взаимосвязь всех видов инвестиций. Менеджмент.

Сопоставление экономических ресурсов и факторов производства. Мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов. Сфера материального производства: производство материальных благ и производство материальных услуг. Сфера немате-риального производства: производство нематериальных благ и производство нематери-альных услуг.

Измерители экономической деятельности. Экономическая эффективность. Пока-затели эффективности производства: производительность труда, материалоемкость, ка-питалоемкость, рентабельность. Разделение труда и специализация производства. От-расли и подотрасли производства. Первичный, вторичный и третичный секторы эконо-мики. Производительные силы и производственные отношения.

Тема 5.4. Рынок как особый институт

Студент должен:

иметь представление:

– об отличии современного рынка от рынка эпохи свободной конкуренции; - о свойствах товара;

– о принципе эквивалентности в обращении товаров;

– о депозитах, процентах и марже;

– о бартере и трансакционных издержках;

– об эмиссии денежных средств;

знать:

– о пути России по продвижению к рынку; - понятие и виды товаров;

– условия развития товарного производства;

– функции и признаки денег;

– понятия девальвации денег и инфляции;

уметь:

– показать некоторые итоги экономического развития России; - эволюцию денежного обращения;

– охарактеризовать кредитно-финансовые учреждения;

– сопоставлять различные виды инфляции.

Рынок как регулятор экономической жизни. Обмен как стадия движения продукта в экономике. Понятие товара. Виды товаров: вещи, действия (услуги). Два типа хозяйства: натуральное и товарное. Условия развития товарного производства: общественное разделение труда, многообразие форм собственности, необходимость обмена. Принцип эквивалентности (равенства) в обращении товаров. Свойства товара: полезность, ценность (стоимость). Закон убывающей предельной полезности.

Суть денег как всеобщего эквивалента товарного производства. Эволюция денеж-ного обращения: товары-посредники (вещественные деньги), благородные металлы (их достоинства – качественная однородность, произвольная делимость, сохраняемость и ред-кость), полноценные деньги, неполноценные деньги: бумажные, билонные, кредитные, электронные, векселя. Признаки денег: портативность, однородность, относительная ста-бильность, узнаваемость.

Функции денег: мера стоимости товаров и услуг, средство обращения (обмена), средство сбережения, средство платежа, мировые деньги. Кредитно-финансовые учрежде-ния: банки, сберегательные кассы, инвестиционные компании. Депозиты и проценты. Маржа. Бартер и трансакционные издержки.

Понятие эмиссии денежных средств. Девальвация денег и инфляция. Виды инфля-ции: умеренная, галопирующая, гиперинфляция.

Тема 5.5. Основы рыночной модели экономики. Предпринимательство.

Студент должен:

иметь представление:

– о различных толкованиях понятия «рынок»;

– о двух условиях возникновения рынков по А. Смиту; – о валовом доходе;

–о предпринимательской способности;

–о рисках предпринимательской деятельности;

–о мерах поддержки государством малого и среднего бизнеса;

знать:

– сферы структуры рынка;

– функции рынка как социального института;

– элементы рыночной инфраструктуры; –понятие предпринимательства;

уметь:

– классифицировать рынки по различным критериям;

– проанализировать экономическое развитие России в условиях рыночных отношений; –назвать плюсы и минусы малого предпринимательства;

– оценить положение с предпринимательством в современной России.

Различные толкования понятия «рынок». Рынок как особый институт и хозяйст-венный механизм соответствующей экономической системы. Два условия возникнове-ния рынков по А. Смиту: ограниченность ресурсов и разделение труда. Сферы струк-туры рынка: обращение материально-вещественных компонентов (товары и услуги, ценные бумаги, денежные ресурсы, рабочая сила), экономические отношения участни-ков рынка.

Основа саморегуляции рыночной системы. Функции рынка как социального инс-титута: информационная, посредническая, регулирующая, стимулирующая, ценообразу-ющая, санирующая.

Классификация рынков по экономическому назначению объектов рыночных от-ношений (товарный признак): рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый (денежный) рынок, рынок интеллектуальной собственности (инновацион-ный рынок, рынок научно-технической информации). Классификация рынков по степе-ни ограничения конкуренции. Классификация рынков по географическому положению: региональный, национальный, мировой. Классификация рынков по отраслям производ-ства. Классификация рынков по характеру продаж: оптовый, розничный.

Элементы рыночной инфраструктура: биржи, предприятия розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы, банки, страховые компании, фонды, ин-формационные центры, рекламные агентства.

Россия в условиях рыночных отношений.

Понятие предпринимательства. Внутренние функции современного предпринима-тельства: финансовое управление, материально-техническое обеспечение, управление производством, управление кадрами, управление сбытом. Внешние функции предприни-мательства: содействие установлению рыночного равновесия, социальная функция, охра-на окружающей среды, получение максимально возможного дохода (прибыли).

Выручка от реализации (валовый доход). Численный расчет прибыли – разница между валовым доходом и валовыми (общими) издержками. Постоянные издержки произ-водства: арендная плата за помещение, зарплат управленцев, зарплата охраны. Перемен-ные издержки: покупка сырья, энергии, рабочей силы. Расчет средних издержек. Пред-принимательская способность.

Индивидуальное и коллективное предпринимательство. Малое, среднее и крупное предпринимательство. Акционерные общества. Плюсы и минусы малого предпринима-тельства. Риски предпринимательской деятельности. Поддержка государством малого и среднего бизнеса. Положение с предпринимательством в современной России.

Тема 5.6. Цена и конкуренция. Спрос и предложение.

Студент должен:

иметь представление:

– о методе директивного ценообразования в условиях административно-командной систе-мы;

–обиздержках производства товара и издержках обращения;

–о сути рыночной конкуренции;

– о свободном рынке и рынке совершенной конкуренции;

–о неполной, полной и естественной монополиях; – о «невидимой руке рынка» по А. Смиту;

– о взаимоотношениях потребителя и товаропроизводителя;

–о маркетинге;

знать:

– функции цены;

–элементы системы цен;

–факторы, определяющие уровень рыночной цены;

–функции конкуренции;

–ценовые и неценовые методы конкуренции; – понятие и объем спроса;

–понятие и объем предложения;

–понятия равновесной цены и динамического рыночного равновесия;

уметь:

– сравнить различные методы ценообразования и доказать ведущую роль метода, основан-ного на издержках;

–оценить позитивные и негативные последствия конкуренции;

–сопоставить структуры рынка несовершенной конкуренции;

–охарактеризовать антимонополистическое законодательство и антимонопольную поли-тику государства; – показать факторы, влияющие на величину спроса, и вывести закон спроса;

–показать факторы, влияющие на величину предложения и вывести закон предложения;

Рыночная экономика как постоянное движение и колебание товарных цен. Метод директивного ценообразования в условиях административно-командной системы. Функ-ции цены: измерительная, информационная, стимулирующая, перераспределительная, ре-гулирующая. Элементы системы цен: договорные цены, государственные цены (продук-ция предприятий-монополистов, базовые ресурсы для экономики данной страны, социаль-но значимые товары), мировые цены.

Факторы, определяющие уровень рыночной цены: издержки производства, потре-бительский спрос, цены конкурентов, целевая установка предприятия, уровень мировых цен, система государственного регулирования цен, система продвижения товаров по тор-говой сети. Процесс ценообразования. Методы ценообразования: учет издержек, изучение спроса, учет конкуренции. Ведущая роль метода, основанного на издержках. Издержки производства товара. Издержки обращения.

Суть рыночной конкуренции. Функции конкуренции: повышение производитель-ности труда и эффективности использования ресурсов, согласование частных и общест-венных интересов, ликвидация неэффективных предприятий, регулирование распределе-ния ресурсов по отраслям и сферам экономики. Позитивные последствия конкуренции: снижение издержек производства, гибкое реагирование на изменение спроса, повышение технического уровня производства, обновление ассортимента, улучшение качества про-дукции. Негативные последствия конкуренции: разорение небольших предприятий, рост безработицы.

Свободный рынок. Рынок совершенной конкуренции. Структуры рынка несовер-шенной конкуренции: монополии, олигополии, монопсонии, олигопсонии, билатеральные (двухсторонние) монополии. Неполная и полная монополия. Естественная монополия. Це-новая и неценовая группы методов конкуренции. Антимонополистическое законодатель-ство и антимонопольная политика государства.

«Невидимая рука рынка» по А. Смиту. Покупатель (потребитель) и продавец (то-варопроизводитель) как главные действующие лица рыночных отношений.

Понятие спроса. Количественная сторона (объем) спроса. Факторы, влияющие на величину спроса: цена данного товара, доходы потребителей, вкусы потребителей, цены на товары-субституты, количество покупателей, инфляционные ожидания. Закон спроса.

Понятие предложения. Количественная сторона (объем) предложения. Факторы, влияющие на величину предложения: цена на данный товар, цена на факторы производ-ства – издержки производства, уровень технологии, налоги и субсидии, количество това-ропроизводителей, природно-климатические условия. Закон предложения.

Столкновение интересов продавцов и покупателей. Равновесная цена. Динамичес-кое рыночное равновесие.

Маркетинг, Маркетинговые мероприятия. Агрессивный маркетинг.

Тема 5.7. Человек в системе экономических отношений

Студент должен:

иметь представление: – о рынке труда и занятости;

– о полной занятости, избыточной безработице и норме безработицы;– о защите прав потребителей;– о прожиточном минимуме и «потребительской корзине»;

знать:

– определение, категории и источники получения доходов;

– виды доходов;

– основные направления социальной политики государства в сфере контроля за доходами граждан;

– понятие и виды зарплаты; – определение, причины и признаки безработицы;

– основные и дополнительные виды безработицы;

– систему государственного регулирования рынка труда;

уметь:

– сопоставить различные принципы распределения доходов в обществе;

– охарактеризовать положение с доходами населения в современной России;

– сравнить различные формы оплаты труда и системы зарплаты.

Понятие потребления. Защита прав потребителей. – показать негативные последствия безработицы для общества;

– распределить государственные меры по видам безработицы;

– проанализировать процессе в сфере занятости и проблемы с безработицей в современ-ной России.

Определение доходов. Категории доходов: денежные и натуральные. Факторные доходы. Источники получения доходов: зарплата, трансфертные платежи, прибыль от предпринимательской деятельности, наследство, проценты по вкладу в банке. Доходы от неформальной (теневой) экономики. Виды доходов: совокупный, номинальный, рас-полагаемый. Реальные располагаемые доходы. Принципы распределения доходов в об-ществе: уравнительный, рыночный или по личному вкладу, по накопленному имущест-ву, привилегированный. Сочетание и соотношение различных принципов в реальной практике.

Уровень жизни. Прожиточный минимум. «Потребительская корзина». Основные направления социальной политики государства в сфере контроля за доходами граждан: перераспределение доходов, регулирование доходов, индексация доходов (защита от инфляции), поддержка беднейших слоев населения. Положение с доходами населения в современной России.

Заработная плата. Виды зарплаты: номинальная и реальная. Дифференциация (разделение) уровней зарплаты. Формы оплаты труда: повременная и сдельная. Систе-мы зарплаты: сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, повременно-премиальная, бригадная.

Понятие рынка труда. Занятость как категория рынка труда. Определение безра-ботицы. Причины безработицы: внедрение новых технологий, последствия рыночной конкуренции, экономический спад, политика государства и профсоюзов в области оплаты труда, сезонность некоторых производств, изменение демографической структуры населения. Признаки безработного.

Добровольная и вынужденная безработица. Основные виды безработицы: фрик-ционная, структурная, циклическая. Дополнительные виды безработицы: частичная, скрытая, застойная, технологическая. Полная занятость. Избыточная безработица. Нор-ма безработицы. Негативные последствия безработицы для общества: недопроизводст-во продукции, сокращение массы налоговых поступлений в государственный бюджет, снижение уровня жизни людей, потерявших работу.

Система государственного регулирования рынка труда: стимулирование роста занятости, подготовка и переподготовка работников, содействие найму рабочей силы, использование социального страхования безработицы. Служба занятости. Распределе-ние данных мер по видам безработицы. Процессы в сфере занятости современной Рос-сии: развитие рынка труда и создание механизма его государственного регулирования. Положение с безработицей в России.

Тема 5.8. Государственное регулирование экономики

Студент должен:

иметь представление:

– об основных экономических функциях государства;

– о сферах государственного предпринимательства;

– о прямых и косвенных методах государственного регулирования экономики (ГРЭ);

знать:

– способы государственного влияния на экономику;

– понятие, принципы общей стратегии и основные цели ГРЭ;

уметь:

– доказать, что механизмы рыночной модели экономики не способны самостоятельно ре-шать ряд важных социальных проблем;

– определять эффективность ГРЭ;

– показать особенности ГРЭ в современной России.

Основные экономические функции государства: обеспечение правовой базы предпринимательской деятельности, защита конкуренции, перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей, фи-нансирование фундаментальной науки, охрана окружающей среды, изменение структу-ры производства, контроль и регулирование уровня занятости, цен и темпов экономи-ческого роста, финансирование производства или непосредственное производство об-щественных товаров и услуг.

Способы государственного влияния на экономику: через государственный сектор (государственное предпринимательство), через воздействие на функционирование част-ного сектора. Сферы государственного предпринимательства: отрасли, жизненно важ-ные для безопасности страны, естественные монополии, убыточные, не привлекающие частный интерес отрасли, которые должны быть сохранены в национальной экономике.

Понятие ГРЭ. Принципы общей стратегии ГРЭ. Основные цели ГРЭ: минимиза-ция неизбежных негативных последствий рыночных процессов, создание правовых, фи-нансовых и социальных предпосылок эффективного взаимодействия функционирования национальной экономики, обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых групп населения. Прямые (административные) и косвенные (экономические) методы ГРЭ. Правовые, административные и финансовые средства ГРЭ. Определение эффективнос-ти ГРЭ. Особенности ГРЭ в современной России.

Тема 5.9. Финансы и государственный бюджет

Студент должен:

иметь представление:

– о понятии финансов;

– о государственном бюджете как фонде денежных средства и как расписании доходов и расходов государства;

– о бюджетном законодательстве;

– о балансовом методе построения госбюджета, о сбалансированном бюджете, о бюджет-ном дефиците и о бюджетном профиците;

– о внутреннем и внешнем государственном долге;

– о требованиях к бюджетной политике государства; – о понятии налогов;

– о налоговом законодательстве;

– о роли налогов в современной экономике;

знать:

– функции финансов;

– звенья государственных финансов;

– источники доходной части бюджета;

– основные части расходной части бюджета;

– способы сокращения объема внешнего долга государства; – функции налогов;

– функциональный принцип построения налоговой системы;

– территориальный принцип построения налоговой системы;

– элементы налоговой системы;

уметь:

– показать структуру финансовой системы страны;

– сопоставить построение централизованных финансов с формой территориального уст-ройства государства; – сравнить прямые и косвенные налоги;

– проанализировать особенности современной российской налоговой системы.

– охарактеризовать и проанализировать способы преодоления бюджетного дефицита;

– охарактеризовать особенности современной российской финансовой системы и пробле-мы внешнего долга России.

Понятие финансов. Функции финансов: воспроизводственная, распределитель-ная, стимулирующая, контрольная. Финансовая система страны: централизованные (го-сударственные) финансы, децентрализованные финансы (других субъектов экономики). Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Звенья государ-ственных финансов: госбюджет, внебюджетные доходы, фонды страхования.

Двухъярусное построение централизованных финансов в унитарных государст-вах: финансы центрального правительства и местные финансы. Трехъярусное построе-ние централизованных финансов в федерациях: финансы центрального правительства, финансы субъектов федерации и местные финансы. Госбюджет как фонд денежных средств. Госбюджет как расписание доходов и расходов государства. Бюджетное зако-нодательство. Источники доходной части бюджета: налоговые поступления, государст-венные займы, эмиссия бумажных и кредитных денег. Основные статьи расходной час-ти бюджета.

Балансовый метод построения госбюджета. Сбалансированный бюджет. Бюджет-ный дефицит (отрицательное сальдо). Бюджетный профицит (положительное сальдо). Причины возникновения бюджетного дефицита. Способы преодоления бюджетного де-фицита: сокращение расходов госбюджета (секвестр), изыскание источников дополни-тельных доходов, использование возможности денежной эмиссии, государственные зай-мы у граждан и банков внутри страны, а также у правительств других государств.

Понятие государственного долга. Внутренний государственный долг. Внешний государственный долг. Обслуживание долга. Негативные последствия внешнего долга государства. Способы сокращения объема внешнего долга государства: использование золотовалютных резервов, реструктуризация внешнего долга, конверсии – превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции. Требования к бюджетной по-литике государства. Особенности современной российской финансовой системы. Про-блемы внешнего долга современной России.

Понятие налогов. Функции налогов: фискальная, экономическая (регулирующая), социальная. Налоговая система. Государственное налоговое законодательство. Функцио-нальный принцип построения налоговой системы: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с доходов юридических лиц. Территориальный принцип по-строения налоговой системы: налоги, формирующие централизованный бюджет госу-дарства; налоги, формирующие региональные бюджеты; местные налоги, формирую-щие бюджеты местных органов власти.

Функциональный принцип налогообложения. Прямые налоги (объект налогооб-ложения – доход и стоимость имущества налогоплательщика): налоги на доходы и иму-щество, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность. Косвенные нало-ги (надбавки к цене товаров или тарифы на услуги): акцизы, фискальные «монополь-ные» налоги, таможенные пошлины.

Элементы налоговой системы: классификатор налогов, объекты налогообложе-ния, единица обложения, налоговая ставка, налоговая льгота. Роль налогов в современ-ной экономике. Особенности современной российской налоговой системы.

Тема 5.10. Мировая экономика

Студент должен:

иметь представление:

– о понятии мировой экономики в широком и узком смыслах;

– о перемещении ресурсов в мировом хозяйстве;

– о либерализации международной экономической деятельности;

– о деятельности Всемирной торговой организации (ВТО);

– о концепции мировой торговли А. Смита и Д. Рикардо;

– о протекционизме и фритредерстве;

знать:

– принцип международного разделения труда;

– понятия экспорта, импорта, внешнеторгового оборота и торгового баланса;

– инструменты внешнеторговой политики государства;

уметь:

– связать интернационализацию производства с деятельностью транснациональных кор-пораций (ТНК);

– показать роль России в системе современных международных экономических отноше-ний.

Определение мирового (всемирного) хозяйства. Понятие мировой экономики в широком и узком смыслах. Международные экономические отношения. Перемещение ресурсов: международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международная передача технологий. Международное разделение труда. Интернацио-нализация производства. ТНК. Экономическое сотрудничество и интеграция. Либерали-зация экономической деятельности. Открытая и закрытая экономика.

Международная (мировая) торговля. ВТО. Экспорт и импорт. Внешнеторговый оборот. Чистый экспорт. Связь чистого экспорта с объемом национального продукта. Торговый баланс. Концепции мировой торговли А. Смита и Д. Риккардо. Протекцио-низм и фритредерство. Инструменты внешнеторговой политики государства: таможен-ные пошлины (тарифы) и нетарифные ограничения (нетарифные барьеры).

Россия в системе современных международных экономических отношений.

Наши рекомендации