Раздел 3. духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.

Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности, с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

3.1. Философия и научная картина мира

Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: материализм, идеализм, онтология, бытие, категория, материя, виды и атрибуты материи, вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм, Вселенная. Космос, эволюция, ноосфера, экология.

2.Проверь себя:

1. Философ Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из…

1) воды,

2) воздуха,

3) огня.

2. На каких философских позициях основывался Ф. Энгельс?

1) философский материализм,

2) атомистический материализм,

3) духовный материализм.

3. Какой атрибут материи характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образами?

1) пространство,

2) время,

3) движение.

4.Какой древнегреческий философ из Эфеса первоосновой всего сущего считал огонь?

1) Гераклит,

2) Фалес,

3) Эмпедокл.

5. Согласно какой концепции пространство и время это самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё?

1) релятивистская,

2) субстанциональная.

6. От кого ведёт своё начало релятивистская концепция пространства и времени?

1) И. Ньютон,

2) Аристотель,

3) А. Эйнштейн.

7.В чьих работах нашла наиболее яркое воплощение субстанциональная

концепция пространства и времени?

1) А. Эйнштейна,

2) Г. В. Гегеля,

3) И. Ньютона.

8. Этот древнегреческий философ из Милета считал, что всё произошло из воды

1) Эмпедокл,

2) Фалес,

3) Демокрит.

9. Какое свойство не является одним из общих свойств пространства - времени?

1) объективность,

2) длительность,

3) всеобщность.

10. Кто в своей теории пытался свести материю и движение к энергии (теория энергетизма)?

1) Анаксимандр,

2) В. Оставальд,

3) И. Кант .

11. С какой точки зрения формула Эйнштейна Е=тс2 подтверждает, что вещи, имеющие массу покоя, объективно существуют?

1) физическая,

2) философская,

3) химическая.

12. Какое из этих свойств не входит в ряд важнейших свойств движения?

1) объективность,

2) всеобщность,

3) несотворимость,

4) изотропность,

5) неуничтожимость,

6) абсолютность.

13. 0тличительной особенностью какой системы является несводимость её качества к простой системе качеств составляющих её элементов?

1) целостная система,

2) суммативная система.

14. Кто сформулировал классическое определение материи (философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них)?

1) Гегель,

2) Ленин,

3) Аристотель.

15. Выберете правильное выражение:

1) бытие- это материя, эти понятия тождественны.

2) бытие- это всё, что существует объективно.

3) бытие- это природа и общество.

4) бытие-это всё, что существовало в прошлом и существует сейчас.

16. Основателем античного атомизма был…

1) Платон

2) Демокрит

3) Аристотель

4) Фалес

17. Какое направление философии утверждает: «Вселенная всегда была таковой, какова теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, что могло бы войти в неё и произвести изменение»?

1) идеализм

2) дуализм

3) материализм

18. Основоположником какого философского учения был Платон?

1) атомический материализм

2) объективный идеализм

3) антропологизм и майевтика

19. Кто в своих работах говорил «Материя-это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов».

1) Энгельс

2) Гегель

3) Шарден

20. Философ, утверждающий, что ЖИЗНЬ никогда не является аномалией, случайностью

1) Шарден

2) Тейяр

3) Уайтхед

21. Кто сказал, что материя копируется, фотографируется, отображается ощущениями?

1) Сталин

2) Ленин

3) Энгельс

3.2. Философия и религия

Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Значение веры в жизни современного человека. Кризис религиозного мировоззрения.

Задание для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия:религия, культ, церковь, вера, теизм, атеизм, иудаизм, христианство, буддизм, ислам, православие, католицизм, протестантизм, экуменизм, свобода совести.

2.Составьте тезисыпо теме «Философия и религия» (приложение 6).

3.Проверь себя:

1. Согласно какому философу « Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому не всегда различимому «голосу Божью».

1) Гейзенберг

2) Франк.

3) Шопенгауэр.

2. На чём основана вера, по мнению Франка.

1) доверие.

2) откровение

3) любовь.

3. Кто из философов говорил «Вера-это парадокс, особое измерение мышления».

1) Кьеркегор.

2) Сталин

3) Камю.

4. Как называется система обрядов и таинств, характерная для данного религиозного направления?

1) культ

2) вероучение

3) теология

5. Безразличное отношение к религии больших масс людей ...

1) методология

2) гносеология

3) индифферентизм

6. Кто из русских философов характеризует Бога как «космический разум».

1) Соловьев

2) Шестов

3) Флоренский

7.К мировым религиям НЕ относится…

1) иудаизм

2) христианство

3) ислам

4) буддизм

8.В каком веке возникло христианство?

1) 1в. до н. э.

2) 1в. н. э.

3) 4в. н. э.

9. Назовите направление древнеиндийской философии, которое впоследствии стало мировой религией.

1) индуизм

2) веданта

3) буддизм

10. Представитель схоластики, основоположник томизма, обосновавший 5 доказательств существования Бога…

1) Ф. Аквинский

2) П. Абеляр

3) А. Августин

11. Имя мыслителя, основоположника буддизма…

1) Махавира

2) Патанджали

3) Гаутама

3.3. Философия и искусство

Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений- совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: искусство, талант, гений, артефакт, дегуманизация, постмодерн.

2.Составьте сложный план по теме «Философия и искусство» (приложение 7).

3.Проверь себя:

1. Говоря, что искусство отражает жизнь, мы хотим сказать, что…

1) оно её по сути копирует: точность и узнаваемость того, что изображает художник поразительна.

2) в нём запечатлевается (отражается) смысл увиденного и пережитого художником.

3) искусство- форма познания мира.

2. Что из следующего не является характерным для искусства?

1) искусство- это концентрированное выражение эстетического отношения человека к действительности.

2) искусство апеллирует к чувствам и вызывает эмоциональный отклик у слушателей и зрителей.

3) развитие искусства всегда объективно соотнесено с социально-экономической эволюцией общества.

4) искусство отражает действительность в типических художественных образах.

3.Истинные произведения искусства не знают «мусорной корзины», потому что…

1) они имеют дело с вечными проблемами человеческого бытия.

2) они создавались вне всякого конкретного времени- на уровне и в ситуации гениальности.

3) они продолжают доставлять нам эстетическое наслаждение.

4) трудно расставаться с тем, на что потрачено столько усилий.

5) талантливость и гениальность всегда правы.

4.Духовность- это…

1) совокупность смыслообразующих ценностей человеческой жизни.

2) мир мыслей и чувств человека.

3) не что иное, как общественное или групповое сознание.

4) религиозность, религиозные горизонты человеческого бытия.

5) таинственная связь человека с космосом.

5.В отличие от научного художественный образ…

1) всецело ориентирован на эмоции и чувства человека.

2) схватывает только индивидуальные или единичные проявления жизни.

3) призван удовлетворять лишь одну потребность- в эстетическом наслаждении (называемом красотой).

4) не обобщает, а типизирует (выражает общее через частное, в индивидуальных формах).

5) рассчитан на целостного (и мыслящего, и чувствующего) человека.

6) застревает на поверхности, не идёт вглубь вещей (поступков, ситуаций и т. д.)

6.Что из нижеследующего верно характеризует искусство?

1) искусство есть средство «выплеснуть» эмоции, которые в противном случае причинят вред.

2) искусство ничего не выражает кроме самого себя.

3) в тот момент, когда искусство отказывается от вымысла и фантазии, оно отказывается от всего.

4) жизнь подражает искусству больше, чем искусство жизни.

5) подлинная ценность искусства - передача красивых небылиц.

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контркультура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.

Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать место и роль отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что значит быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современно цивилизации и возможные пути выхода из неё.

4.1. Философия и история

Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В. Гегель, К. Маркс), концепции многолинейного развития (К. Ясперс, А. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: концепция, эволюция, революция, прогресс, регресс.

2.Составьте тезисы на тему «Русская философия об исторической самобытности России» (приложение 6).

3.Проверь себя:

1. Волевой самобытный центр, созидающий внутренние источники духовной энергии-

1) личность

2) рассудок

3) общество

2. На чём настаивал Сократ, опираясь на древнее изречение «подвергай всё сомнению».

1) на доверии к себе,

2) на доверии к окружающим,

3) на самокритичности.

3. Что обозначают трансцендентные ценности:

1) предельные

2) неисчерпаемые

3) духовные

4. К каким ценностям относятся идеал, символ…

1) трансцендентным

2) общечеловеческим

3) духовным

5. Кто из философов считает, что существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души?

1) Бердяев

2) Стучинский

3) Карсавин

6. Какое общество философов эмигрантской интеллигенции возникло в 20х-30х годах ХХ века?

1) евразийское

2) европейское

3) всероссийское

7. Какой тип власти согласно Максу Веберу передаётся по наследству.

1) харизматическая

2) традиционная

3) бюрократическая

8. Сколько ветвей власти имеет современное демократическое общество (по теории Д. Локка)

1) 3

2) 2

3) 4

9. Что, по словам китайского мыслителя Лао-Цзы, является высшей формой поведения в государстве.

1) активное участие

2) бездеятельность

3) безразличие

10. На чём основана харизматическая власть

1) физическая сила

2) незаконные пути

3) личное обаяние

4.2. Философия и культура

Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найдите и запишите следующие понятия: культура, культ, цивилизация, контркультура.

2.Ответьте письменно на следующие вопросы:

- какой смысл Вы вкладываете в понятие «культурный человек»?

- изменилось ли оно по сравнению с прошлым временем?

- образованный и интеллигентный человек- это синонимы?

- сравните понятия «культура» и «нравственность».

3.Проверь себя:

1. От какого слова, по мнению некоторых ученых, произошло слово культура.

1) возделывание

2) общество

3) народ.

2. Кто из мыслителей считал, что культура как бы отщепляется от культа, это его боковой побег…

1) Мамфорд

2) Флоренский

3) Голдин

3. Назовите автора строк «Сила народа - в его интеллигенции, честной, умной, работящей»…

1) Чехов

2) Толстой

3) Пушкин.

4. Как называют «внешнюю» культуру.

1) цинизм.

2) духовный мир.

3) цивилизация.

5.Какие движения приобрели массовый характер в ХХ веке.

1) контркультурные.

2) контрреволюционные

3) никакие.

6. Типичный представитель контркультуры, отказывался от некоторых моральных норм.

1) Махариши

2) Диоген

3) Софокл

7. В какой стране в середине ХХ века была высокая поэтическая культура?

1) США.

2) Италия.

3) Китай.

8. Какой тип культуры философы противопоставляют западному типу культуры.

1) восточный

2) северный

3) нет никаких типов.

9. После какого события в России ряд мыслителей покинули страну?

1) перестройки

2) революции

3) Великая Отечественная войны

10. Какой журнал провел «круглый стол» в 1992г. на тему «Россия и Запад: взаимодействие культур».

1) «Вопросы философии»

2) «Философ»

3) «Ответы философии»

11. Определите, какой из перечисленных элементов культуры относится к материальной культуре?

1) моральные нормы поведения.

2) наука.

3) ораторское искусство.

4) технология производства.

12. К характерным чертам западной культуры НЕ относится…

1) индивидуализм

2) прагматизм

3) ориентация на науку

4) созерцательность

4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и её влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Задания для самостоятельной работы:

1.Найдите и запишите основныепонятия: «Римский клуб», глобальный, антиглобализм, демография.

2.Подберите материалк семинарскому занятию по теме «Глобальные проблемы современности и возможные пути их решения»

3 Проверь себя:

1. Биологическое выживание человечества связано с решением проблемы…

1) энерго - ресурсной

2) международного терроризма

3) экологической

4) мира и войны

2. Принципом, лежащим в основе учения о ноосфере, является…

1) равновесие природных систем

2) коэволюция человека и природы

3) господство человека над природой

4) господство природы над человеком

3. Отличительные признаки глобальных проблем современности:

1) выходят за рамки отдельных государств

2) предсказаны христианским вероучением в форме Апокалипсиса

3) носят комплексный характер, т. е. тесно переплетены друг с другом

4) имеют широкий общественный резонанс

4. Демография- это…

1) наука о населении и закономерностях его развития

2) наука о политическом развитии общества

3) знания, характеризующие общие представления о природе, обществе и самом человеке.

4) система каких- либо знаний.

5. Глобальные проблемы были сформулированы и стали известны широкой общественности…

1) В 60-е годы XX в.

2) В 50- е годы XX в.

3) В 70- е годы XX в.

4) В 80- е годы XX в.


Наши рекомендации