Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет)
К. Леви-Строс о происхождении и механизме развития культуры
Леви-Строс (1908-1990 считается главным теоретиком структурализма. Методологию структурализма философ применяет для изучения духовно-социальной сферы первобытного общества.
К анализу культуры первобытного общества К.Леви-Строс привлекает триаду наук:
- этнографию - этнологию -антропологию
культурологической концепции Леви-Строса анализируются две структуры: структура человеческого разума и - структура физической реальности.
в соответствии с логикой Леви-Строса, познать природу (или физическую реальность) можно только одним способом и он достаточно обстоятельно, на базе лингвистического анализа это показывает. надо изучать слова и поступки людей и, отталкиваясь от них, двигаться к выявлению устойчивых структурных элементов. Таким образом, процесс структурного анализа заключается в движении от сознания к бессознательному, от частного к поиску универсальных законов, в которых отражено взаимоотношение между человеком и природой. По мысли Леви-Строса, в ходе исторического развития соотношение между природой и бессознательной структурой человеческого разума менялось, все больше отдаляя человека от его природных первоистоков. Современная цивилизация, считает философ, делает человека несчастным, так как лишает его неразрывной связи с природой. В то время, как жизнь дикаря представлялась Леви-Стросу идеальной, так как она, в его понимании, была изначально целостна, а, следовательно, и гармонична.
Концепция осевого времени К. Ясперса
Эту ось Ясперс проводил в районе 500 г. до н.э. и связывал ее с появлением человека современного типа с началом борьбы рационализма с мифом. Наиболее ярко это проявилось в Китае, Индии, Греции и ближневосточных культурах. Вследствие этого сформировались новые общества, которые развивались более динамично – это эллинистические цивилизации Азии и Римская империя, на основе которой возникла современная европейская цивилизация. В период осевого времени возникли наиболее известные религиозные и философские школы древности – конфуцианство, буддизм, учение греческих философов
Карл Ясперс, опираясь на свою теорию, сделал вывод, что различия между Востоком и Западом не носят абсолютного характера, поскольку и Запад, и Восток в послеосевое время динамично развивались, хотя Восток и сохранил в своих культурах традиции времени доосевого.
Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет)
Игра, в концепции Хейзинга, — это культурно-историческая универсалия. «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры — игровые. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры». Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Анализ современного культурного состояния в аспекте игры предпринял испанский философ X. Ортега-и-Гассет. Являясь беспощадным критиком массовой культуры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии, Ортега-и-Гассет противопоставляет ей подлинную «живую» культуру, которую человек делает личным достоянием, обращаясь к ней в силу спонтанной внутренней потребности. Характеристика «живой» культуры, данная испанским философом, созвучна критериям игры Хейзинги. Сущность культуры, по мнению этих мыслителей, составляют спонтанность и отсутствие прагматической установки. Из конкретных элементов такой культуры.складывается «элитарный» пласт культурного процесса, противостоящий натиску массовой культуры.