Творческие задания для самостоятельной работы (образцы)
Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры»
Упражнения и задачи
1.Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально - разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
3. В истории науки в период ХIV-ХХ вв. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже Х1Х-ХХ вв.? Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн).
4. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?
5. Разделяете ли вы позицию Г. Фихте? «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».
6. Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела? «...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».
7. Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции?
Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»
Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь).
3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?
4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?
5. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?
6. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?
7. Против чего были направлены апории Зенона?
8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?
9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?
0. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?
11. В чем видел Аристотель сущность вещей?
12. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
13. Какие философские проблемы объединяют школы ранне- эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?
14. Прокомментируйте слова философов.
- Гераклит
• «Многознание уму не научит».
• «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».
• «Все течет, все изменяется».
- Демокрит
• «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».
• «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».
• «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».
- Фалес
• «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы — голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».
- Пифагор
• «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».
• «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами».
15. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?
16. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии?
17. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?
18. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?
19. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
20. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский. Н. Коперник, Дж. Бруно.
21. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?
22. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?
23. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
24. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?
25. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
26. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?
27. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».
28. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:
- практический и теоретический индивидуализм;
- движение цивилизации против дикости (средневековья);
- время безбожия и язычества;
- культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;
- светский дух религии с тенденцией к язычеству;
- движение культуры против бескультурья и варварства;
- освобождение от власти авторитетов;
- особенное внимание к истории;
- чрезвычайный вкус к искусствам;
- обновление духовной жизни.
29. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона - «Жить, значит мыслить») и Р. Декарта - «Мыслю, следовательно, существую».
30. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
31. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?
32. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?
33. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?
34. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.
- «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
- «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».
Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)»
Упражнения и задачи
1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?
2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?
3. Вспомните, как шло формирование философского понятия материи.
4. Что означает тезис «единство мира состоит в его материальности»? Подтверждает ли развитие науки данный тезис?
5. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».
6. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?
Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»
Упражнения и задачи
1. Какой метод мышления критикует Г. В. Ф. Гегель: «Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное».
2. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?»
3. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».
4.Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я — ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец — ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что». Можно ли считать его диалектическим?
Тема 5 «Философская теория развития мира»
Упражнения и задачи
1. Почему противоречие является философской проблемой?
2. Какое место в истории философии занимало учение о категориях?
3. Определите особенности религиозно – мифологической картины мира.
4. Специфика научной картины мира.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
Упражнения и задачи
1. Как менялись представления о сущности человека в истории философии?
2. В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?
3. Что такое социобиология? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологов или же против нее?
4. Почему проблема антропосоциогенеза — это философская проблема?
5. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.
6. Французской писательнице и философу Симоне де Бовуар принадлежит высказывание: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся». Как вы его понимаете?
7. Девиация — это отклонение от норм поведения. А является ли девиацией употребление алкоголя? Курение?
8. Почему только в XX в. появилось развитое учение о ценностях?
9. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. 10. «Многообразию философий соответствует многообразие этик».
Проиллюстрируйте это утверждение примерами из истории философии.
10. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация»
Упражнения и задачи
1. Как изменялись представления об обществе на различных этапах истории философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и Новейшее время)?
2. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе.
3. В каком веке общество становится самостоятельным предметом изучения? Появление какого философского направления способствовало этому?
4. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества.
5. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?
6. Чем различаются материалистический и идеалистический подходы к трактовке духовной жизни общества?
7. Дайте характеристику своеобразия каждой из сфер духовной жизни, таких как мораль, политика, право, религия, искусство, наука.
8. Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из этих сфер. 9. Почему у философов нет единодушного мнения о том, существует ли прогресс, и о критерии прогресса?
10. Приведите примеры прогрессивного и регрессивного развития из истории человечества, цивилизаций, этносов.
Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности
Упражнения и задачи
1. Каковы различия между законами природы и законами общества и есть ли сходство между ними?
2. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?
3. Ш. Монтескье писал, что «народы жарких климатов робки, как старики, народы холодных климатов отважны, как юноши». Как называется такой тип понимания отношений общества и природы?
4. Каких философских взглядов придерживается историк, считающий, что деспотическая форма правления в России объясняется суровыми климатическими условиями и обширностью территории?
5. Как различаются понятия «природа», «географическая среда», «биосфера»?
6. Как можно охарактеризовать современную цивилизацию с точки зрения развития взаимодействия человека и техники?
7. Какие позитивные и негативные моменты вы можете выделить, говоря о влиянии технической цивилизации на жизнь людей?
8. Что изучают футурология и глобалистика?
9. Каковы предпосылки для выхода из глобального кризиса?
10. Каковы возможные сценарии обозримого будущего?
11. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма? Антропоцентризма от биоцетризма?
12. Ортега-и-Гассет писал, что «наш век глубоко уверен в своих творческих способностях, но не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению». Прокомментируйте высказывание испанского философа.
13. Каковы перспективы дальнейшего развития цивилизации с учетом многообразия культур?
Тема 9 «Философия науки и техники»
Упражнения и задачи
1.Что есть наука: научное и всенаучное знание?
2.Как можно охарактеризовать критерии научности?
3.Научные революции и смены типов рациональности.
4. Наука и техника, основные проблемы философии техники, техника и этика.
5. Человек в информационном обществе.
6.Понятие науки. Научное познание и его специфика.
7. Области научного знания и общелогические приемы познания.