Истина и ее характеристики
Истина представляет собой одну из высших человеческих ценностей и в этом своем качестве заслуживает особого внимания. Нередко человек ставит истину столь высоко, что готов пожертвовать ради нее многим другим. С гносеологической точки зрения истина есть соответствие знания реальности. В зависимости от того или иного решения основного вопроса философии можно говорить о трех типах реальности, соответствие которым дает истинное знание.
Важнейший уровень понимания истины, который нельзя отвергать, не отказываясь при этом от здравого смысла, – это соответствие человеческого знания объективной реальности. Если, например, плотность железа (а значит и его вес в соразмерном объеме) больше плотности воды почти в восемь раз, то иное утверждение об этом буде неистинным. При таком понимании истина может быть также определена как адекватное отражение объекта познающим субъектом.
Объективный характер истины проявляется в том, что ее содержание не зависит от воли и желания отдельных людей и даже всего человечества. Истина не может быть чьей-то: она одна как адекватное знание об объекте. Если этого нет, возникает ложь или искреннее заблуждение. Когда же речь идет о различном освещении одной и той же истины, правильнее говорить о «позиции» или «взгляде».
Будучи объективной по содержанию, истина субъективна по форме, поскольку выражается человеческим суждением. Истина не может быть высказана иначе, чем в форме суждения как грамматического предложения с подлежащим и сказуемым. Не всякое суждение является истинным, более того, оно может быть одновременно и не истинным, и не ложным, каковы многие оценки, но всякая истина имеет форму суждения. Именно таким образом человек привносит в познание свою субъективность, о чем упоминалось ранее.
Когда некоторые люди утверждают, что «каждый по-своему прав», имея в виду диаметрально противоположные по смыслу неоценочные суждения, они отрицают объективный характер истины. Но если железо объективно тяжелее воды, то утверждающий иное будет объективно не прав. Однако возможно, что приведенное выше заявление имеет какой-то иной смысл, а не вовсе лишено смысла. Очевидно, что в некоторых случаях речь идет об истине как соответствии знания субъективной реальности. Нетрудно догадаться, что на таком понимании истины настаивают субъективисты. Так, если человек говорит, что ему не нравится какая-то музыка, это вполне может быть именно так. Однако необходимо провести строгую демаркационную линию между объективной и субъективной реальностью как тем, что существует независимо от человеческого сознания или, напротив, является его внутренним психо-духовным состоянием.
Возможно понимание истины как соответствие знания трансцендентной духовной реальности. Это, например, высшая истина морального суждения (обычно на основании требований совести), философское или религиозное постижение абсолютного как запредельно сущего и лишь проявленного в чувственно воспринимаемом мире. Именно такое понимание заложено в словах И. Христа «Я есть истина». В этом же смысле говорят «жить по истине» или используют понятие «правда жизни». Очевидно, что здесь не имеется в виду правильное высказывание о чем-либо конкретном. Но для жизни по истине необходимо эту истину знать, то есть некоторым способом постичь.
Человек не может знать всего абсолютно точно. Поэтому истина, которой он владеет, относительна. Познание истины ограничено уровнем достигнутого знания, имеющимися предрассудками, наличными возможностями, в целом обусловлено исторически. Но относительная истина не есть заблуждение, она дает относительно верное знание, которое может быть уточнено, расширено и углублено в процессе дальнейшего познания. Относительная истина ценна лишь постольку, поскольку содержит в себе элементы (зерна, крупицы) абсолютной истины. Без этого она не может быть истиной вообще.
Абсолютнаяистина – это содержание знаний, которое не может быть опровергнуто. Это предельно полная и точная истина, исчерпывающая свой предмет. Человек стремится к абсолютной истине и даже приближается к ней, но не может ее достичь. Исторически абсолютная истина складывается из относительных, являясь суммой их открытого множества: каждая относительная истина содержит в себе элементы абсолютной, которые накапливаются, интегрируясь в бесконечном процессе познания. Итак, абсолютная истина существует в трех видах:
1. Полное, исчерпывающее знание о мире, которое недостижимо как идеальный предел познания.
2. Элементы абсолютной истины в составе относительной. Так, известно принципиальное строение атома, знание о котором продвигается далее.
3. Абсолютная истина конкретного факта. Например, некоторый человек родился в определенное время, а у всех птиц есть клювы. Но занимаясь накоплением подобного рода вечных истин, далеко продвинуться нельзя. Подлинное познание мира состоит не в констатации очевидных фактов, а в постепенном и трудном проникновении в сущность предметов и явлений.
Корректное понимание соотношения абсолютной и относительной истин позволяет дать гносеологические характеристики догматизму и релятивизму. Догматизм преувеличивает абсолютное содержание истины, настаивает на абсолютном характере достигнутых истин, отрицая возможность их изменения и дополнения. Тем самым истины превращаются в догмы. Напротив, релятивизм преувеличивает относительный характер истины, отрицает наличие в них какого-либо абсолютного содержания и тем самым сводит познание к смене одного заблуждения другим. Отсюда делается вывод о невозможности познания и появляется одна из форм агностицизма. Уже древние греки ужесточали слова Гераклита, заявляя, что в один поток нельзя войти не только дважды, но и единожды, поскольку он постоянно течет и поэтому не равен самому себе.
Очевидно, что как догматизм, так и релятивизм представляют собой образцы одностороннего, антидиалектического мышления с его «черно-белым» принципом или только абсолютное, или только относительное. Диалектический же метод признает относительность человеческих знаний, но не сводит их только к относительности. Кроме того, он рассматривает истину в развитии, становлении. Важна истина не только отдельного суждения, но и процесса познания в целом, складывающая свои результаты и живущая в самом процессе человеческой деятельности.