Постиндустриальное общество
В 70-80- х годах 20 века индустриально развитые страны Запада и Востока начали переход к постиндустриальному обществу. Его расцвет прогнозируют к середине XXI века. У этого общества есть много других названий: супериндустриальное, антропное, культуро-центристское, технотронное, информационное и т.д. Чаще всего постиндустриальное общество идентифицируется как информационное. Информатизацией охвачено все общество, вся его жизнедеятельность, включая повседневную жизнь людей. Массовое индустриальное производство вещей ( уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний и услуг. Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ - это компьютер, свой главный ресурс - информация, своя цель - всестороннее возвышение индивидуальности.
Средства массовой коммуникации - рост числа теле- и радиопрограмм, рост числа небольших (по объему и тиражу) газет и журналов, распространение электронных книг, журналов, конференций и т.д. Тем самым расширяется спектр предлагаемой СМИ продукции, она становится все более адресной, рассчитанной на потребности и интересы совершенно конкретных Потребителей Сфера производства- становится правилом выпускать продукцию мелкими сериями, как можно чаще ее обновлять. Постиндустриальное общество работает 24 часа в сутки. И у каждого своя временная ниша. Сюда же следует отнести и увеличение числа работающих неполный рабочий день. Область политики - рост числа мелких партий и движений разного рода меньшинств (религиозных, этнических, экологических и т.д.). Социальная сфера - укрепление чувства community - соседства , возникновение добровольных союзов (электронных сообществ), увеличивающееся число профессиональных, земляческих, суб- и контркультурных сообществ.
Главная ценность постиндустриального общества - человек, но не в прежнем традиционно-гуманистическом смысле, а как саморазвивающееся существо (selfdeveloper). Саморазвитие - это, с одной стороны, подготовка к труду, социализация, средство самоутверждения личности, а с другой - ответ на динамизм, беспрецедентную мобильность нового общества. Пожалуй, самый эффективный путь саморазвития - это самообразование (конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием). Без него в постиндустриальной среде просто не выжить. Раньше полученного в университете образования хватало человеку на всю жизнь, теперь , если не повышать квалификацию, не заниматься самообразованием, его удастся "растянуть" максимум на 10 лет. Представьте себе, что вам придется менять профессию (не работу, а именно профессию) З-5 раз в течение своей жизни. А ведь для постиндустриального общества это станет нормой. Образование и самообразование в информационном обществе - непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп. Иначе говоря, теперь нам придется учиться всю жизнь; и очень важно при этом научиться учиться.
Базовые ценности постиндустриального общества:
Различность.Различность-это разные позиции, ценности, идеи, уникальность каждой человеческой личности и социальной группы, своеобразие их возможностей, потребностей и интересов, надежд, верований и убеждений . «Все индивиды и группы имеют право быть различными, считать себя различными и рассматриваться как таковые" - "Декларация о расах и расовых предрассудках"(принята международной организацией ЮНЕСКО). Толерантность (терпимость) - средство сохранения различности.
Права человека (ядро - право на жизнь, на свободу, на собственность) - базовая ценность постиндустриального общества. Права человека не знают сегодня ни географических границ, ни национальных суверенитетов, ни расово-этнических размежеваний, ни социально-классовых дифференциаций. Права человека перестали быть внутренним делом того или иного государства, охраняемым лишь его внутренним законодательством. Они теперь стали делом общим, предметом постоянной заботы всего мирового сообщества.
Институциализм . Институциализация - цивилизованная форма решения важных социальных проблем, эффективное средство удовлетворения общественно значимых потребностей людей.
Институциализация имела (имеет) место и в традиционном, и в индустриальном обществах. Но в постиндустриальном обществе институциализация приобретает особые черты: упорядочивает, организует стихию индивидуализма посредством норм и законов, подчиняет принятым правилам игры. В постиндустриальном обществе институциализация принимает форму всевозможных ассоциаций или заинтересованных групп, оказывающих самое серьезное влияние (в виде лоббирования, гражданского давления) на процесс выработки и принятия решений. Ассоциация связывает низы с верхами, народ с властью. Она заявляет о законных интересах людей. Ассоциации представляют собой своеобразные центры власти в обществе. Их фракционная, уравновешивающая активность препятствует установлению господства большинства.
Об исторической многослойности бытия. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества - это не только прошлое, но и настоящее, современность. Нынешний мир далек от однородности или гомогенности - не только культурной, но и любой другой: экономической, политической, социальной.
Существует два вида времени: календарное и социально-историческое. Первое - однолинейно направлено вперед; второе - многолинейно: в нем много самых разных траекторий, режимов и темпов продвижения вперед. Люди на самом деле живут в разных временах: кто-то в прошлом, кто-то в настоящем, а кто-то уже в будущем. И не только люди, но и общества (народы, нации, цивилизации).
Любой этап в развитии того или иного общества темпорально многослоен. Люди, или индивиды, живут в разных временах и в современном обществе. Просто в этом обществе есть некая критическая масса "современников", от которых и зависит, какая вообще-то эпоха сегодня есть. Сегодняшняя история мира представляет собой развернутую в пространстве (на поверхности земного шара) чуть историю человечества от первобытнообщинного строя (австралийские аборигены, например) до постиндустриальной цивилизации (развитые страны Запада и Востока). Конечно, чистых в своей самостоятельности времен и обществ (жизненных укладов) уже давно нет. Тем более их нет в наше время, когда мир становится взаимозависимым.
В этот процесс так или иначе втянуты все страны и народы, а значит и все социально-исторические времена.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - раздел философии, который занимается объяснением смысла исторического процесса. Как особый раздел философии она сложилась в 18 в. Важный вклад в ее развитие внесли И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин, К. Ясперс и др.
Философия истории изучает историю как целое. Рассмотрение истории как целого предполагает ответ на вопросы: как и куда идет человечество.Процесс исторического развития человечества как единого целого можно представить в виде фигур. Самые популярные из них - циклическая, линеарная, спиральная.
Циклическая фигура истории -(графически можно представить как круг).
Тема истории как вечного движения по кругу разрабатывалась древними философами (Платон, Аристотель ) и историками (Полибий). Полибий ( кн."Всеобщая история") представил шесть форм правления, или государства, сменяющих друг друга по кругу: монархия- царство- тирания- аристократия -олигархия- демократия. Демократия, в конце-концов, превращается в охлократию, что ведет с необходимостью к установлению монархии. Этот цикл повторяется всегда с необходимостью естественного закона. "Таков, - пишет Полибий, - круговорот государственного общежития, таков порядок природы, согласно которому формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".
Современные теории цикличности истории:
А) Культурно-историческая цикличность.Одна из наиболее значительных в философии истории ХХ века - концепция культурно-исторической цикличности А.Тойнби. История человечества, согласно Тойнби, распадается на множество отдельных цивилизаций. Каждая в своем развитии проходит ряд стадий: возникновение - рост - расцвет - распад. В конечном счете на месте распавшихся цивилизаций возникают новые, и цикл развития возобновляется. Сойти с циклической дистанции может в принципе любая цивилизация и в любое время. Не исключается и возможность попятного движения.
Б) Социально-историческая цикличность. Гипотеза больших (48-55 лет) циклов Н.Д. Кондратьева. У Кондратьева "большие циклы" ограничены рамками экономики капиталистического общества. У него капиталистическое хозяйство переживает волнообразные колебательные процессы и вместе с тем непрерывно эволюционирует. "Большие циклы" (48-55 лет) Кондратьева говорят о колебательном характере цикличности истории. "Колебательный" вариант циклической концепции истории еще ждет своей фундаментальной разработки.
Линеарная фигура истории
Здесь речь идет о линии прогресса в истории общества и человечества в целом. Линеарная,прогрессивно-восходящая модель историипредставляет собой последовательный подъем на новые, все более высокие уровни развития.Эта модель истории вполне легитимна, несмотря на сегодняшний кризис доверия к ней. В науке и технике прогресс очевиден. Прогресс научно-технических достижений современной техногеной цивилизации не может сказываться на обществе и человечестве в целом. Отрицательные последствия научно-технического прогресса - неизбежная плата за ту комфортность быта, которую он с собой несет.
Спиральная фигура истории
Графическое изображение спирали известно всем: каждый последующий виток находится над предыдущим.
Развитие по спирали - развитие от простого к сложному, от старого к новому. Каждый виток развития является качественно новым по сравнению с предыдущим, поскольку отбрасывается все устаревшее, ненужное и сохраняет все ценное для жизни (человека, общества, человечества, культуры, и т.д.). Каждый последующий этап развития происходит всегда на качественно новой основе или на более высоком уровне развития. Любая позиция на данном витке спирали находится над соответствующей позицией предшествующего витка.
Для примера воспользуемся концепцией Маркса об общественно-экономической формации. Спиральное развитие общества здесь выглядит следующим образом: первобытный строй (первобытный коммунизм) - начальное состояние человеческого общества. Исторически оно сменяется рабовладельческим строем. Рабовладельческий строй в свою очередь - феодализмом, а феодализм - капитализмом. На смену капитализму приходит коммунизм. Здесь происходит возврат якобы к старому, т.е. первобытному коммунизму с его бесклассовостью, коллективным владением средствами производства, самоуправлением, но, разумеется, на неизмеримо более высокой основе (экономической, политической, социальной, культурной).
Образ спирали в марксизме - образ прогресса, бесконечного поступательного развития общества по (спирально-) восходящей линии. Коммунизмом история ни в коем случае не заканчивается. Спираль истории будет раскручиваться и дальше. С коммунистического общества, как полагал Маркс, начнется "подлинная история" человечества.
Каждый народ, каждая цивилизация сама выбирает главную цель своего исторического существования. В отличие от отдельных обществ, стран, народов, чей выбор в принципе может быть и сознательным, исторический выбор человечества в целом бессознателен. Человечество еще не поднялось на уровень сознательно совершаемого выбора. Единый взаимозависимый ( глобализирующийся) мир, рожденный современной эпохой, - лишь первое приближение к такому положению вещей. В настоящее время формула "единый и взаимозависимый" наполнена лишь информационно-техническим, экономическим и политическим содержанием. Нет пока главного - культурного начала, интегрирующего все человечество. Без этого единящего культурного начала не может быть сознательных действий планетарного масштаба.
Нам не дано знать, каким будет следующий выбор человечества, в какую фигуру уложится его будущее развитие. При всем том нам известны нежелательные направления (сценарии) развития событий. Противопоставить им объединенные усилия всех субъектов исторического процесса - задача одновременно и адекватная и благородная.
Цивилизация - определенная стадия развития, наступающая после дикости и варварства. Переход от варварства к цивилизации ознаменован такими процессами, как: приручение животных, становление земледелия, утверждение оседлости, изобретение письменности. И далее: комплексным разделением труда (в особенности, отделением умственного труда от труда физического), сравнительно высоким уровнем развития технологии, возникновением частной собственности и социальной (классовой) дифференциации общества, введением в обиход металлических денег, появлением публичной, или государственной, власти, четко обозначившейся тенденцией к единобожию, зарождением оригинальных философских идей, дальнейшим развитием эстетического (основанного на красоте) отношения к действительности, и пр. Древнейшие цивилизации в истории человечества:шумеро-вавилонская (четвертое тысячелетие до н.э. - Месопотамия, реки Тигр и Евфрат); египетская (примерно третье тысячелетие до н.э. - долина реки Нил); индийская (около третьего тысячелетия до н.э. - пространство вокруг реки Инд); китайская (приблизительно с 2205 г. до н.э. - долина реки Хуанхэ).
В цивилизации принято выделять четыре подсистемы: биосоциальную (все, что касается воспроизводства населения, здоровья, гигиены, одежды и т.д.), экономическую, политическую, культурную (область символов, ценностей, норм, обеспечивающих коммуникацию между людьми). Каждая из этих подсистем своеобразна. Цивилизация - это неповторимое сочетание названных подсистем. Самой своеобразной оказывается культура, от нее прежде всего идет неповторимость, самобытность, оригинальность каждой цивилизации.
В современном мире существует по меньшей мере восемь цивилизаций: западная ( европейская и североамериканская ветвь), исламская, китайская, индуистская, славянская, японская, латиноамериканская и африканская. Все цивилизации, живущие на нашей планете, -это составные части одной мировой цивилизации.
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность и logos — учение) - философская наука о ценностях. Как один из разделов философии существует с начала 20 века. Расцвет приходится на первую треть 20 века (1890—1930 гг.). Ведущие представители - М. Шелер, Э. фон Гартман,Г. Риккерт, В. Дильтей, Н. Гартман, Р. Ингарден, Дж. Дьюи, М.Бахтин и др.
Аксиология представляет собой единство формальной аксиологии и материальной аксиологии. Формальная аксиология изучает общие законы ценностных отношений. Примеры таких законов: одна и та же ценность не может быть и позитивной, и негативной (М. Шелер); существование некоторой положительной ценности = положительная ценность; существование некоторой отрицательной ценности = отрицательная ценность и т.д. Материальная аксиология изучает структуру и иерархию наличных, «эмпирических» ценностей. Примеры материальной аксиологии. Э. фон Гартман представляет иерархию ценностей как последовательность следующего ряда: удовольствие - целесообразность - красота - нравственность - религиозность. М.М. Бахтин: сколько людей, столько и «неповторимо ценных личных миров»;между этими мирами не может возникнуть противоречия, но только «диалог».Э. Асп - каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны.
Общечеловеческие ценности - важнейший предмет изучения аксиологии. Они выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие ценности человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных черт: жизнь, свобода, счастье и др.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - философская наука о человеке. Основана в 1920-х гг. в Германии - М. Шелером, Х. Плеснером, А. Геленом. В пределах философской антропологии исследуются следующие вопросы:происхождение и сущность человека, фундаментальные характеристики человека - в сравнении с другими живыми существами, специфика человеческого существования (находится или не находится человек в ряду вещей), конститутивная роль Другого в человеческом бытии, подлинное и неподлинное в человеке и т.п.
Рассмотрим в качестве примера философского изучения человека две проблемы: а) природа человека и б) смысл жизни.
Природа человека
Существует и может существовать множество подходов к содержательной интерпретации природы человека. Здесь будет представлена наиболее плодотворная на сегодняшний день трактовка природы человека с содержательной стороны: природу человека составляет совокупность его базовых потребностей. Этот подход был предложен американским ученым, основателем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу.
Исходная базовая потребность человека -совокупность физиологических и сексуальных потребностей.Удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, продолжении рода и т. д. укрепляет и продолжает жизнь, обеспечивает существование индивида как биологического существа.
Следующая базовая потребность человека - защищенность и безопасность (safety and security). Проявлений у нее очень много. Тут и забота о гарантированной занятости, заинтересованность в стабильности существующих институтов, норм и идеалов общества, тут и желание иметь счет в банке, страховой полис, тут и отсутствие тревоги за личную безопасность, и многое другое. Одним из проявлений этой потребности является также стремление иметь религию или философию, которая бы "привела в систему" мир и определила наше место в нем.
Третья базовая потребность человека- потребность в принадлежности (к той или иной общности), причастности и привязанности (belongingness and affection). Проявления у нее тоже самые разнообразные. Это и любовь, и симпатия, и дружба, и другие формы собственно человеческого общения, личностной близости. Это, далее, потребность в простом человеческом участии, надежда на то, что будут разделены ваши страдания, горе, несчастье, а также, конечно, - успехи, радости, победы. Безошибочный определитель неудовлетворенности данной потребности - чувство отверженности, одиночества, заброшенности, ненужности. Удовлетворение потребности в общении-общности (принадлежности, причастности, привязанности) очень важно для полноценной человеческой жизни.
Еще одна базовая потребность человека- потребность в уважении и самоуважении (for respect and self-respect). Человек нуждается в том, чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, независимость, ответственность, чтобы видели и признавали его достижения, успехи, заслуги. Тут на первый план выходят соображения престижа, репутации, статуса. Но признания со стороны других еще недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свою единственность, незаменимость, чувствовать, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. Чувства слабости, разочарованности, беспомощности - вернейшие свидетельства неудовлетворения данной потребности человека.
Завершающаябазовая потребность человека - самовыражение, самоутверждение, самореализация (self-actualization). Именно с нее начинается подлинно человеческое, гуманистически-самодостаточное развитие человека. Человек на этом уровне утверждает себя через творчество, через реализацию всех своих способностей и талантов. Он стремится стать всем тем, чем он может и (по своей внутренней, свободной, но ответственной мотивации) должен стать. Работа человека над самим собой - главный механизм удовлетворения рассматриваемой потребности.
Эта система базовых потребностей не является полной, исчерпывающей. Видимо, количество базовых потребностей может быть гораздо большим. А. Маслоу, правда, выделил и другие базовые потребности человека: в знании и понимании, в красоте и эстетическом наслаждении, но у него не получилось вписать их в свою систему. Здесь главное - подход с точки зрения базовых потребностей.
Эти базовые потребности могут быть удовлетворены многообразными путями и методами, а потому любое человеческое общество может развиваться не имея непреодолимых барьеров.
А.Маслоу не отрицает, что зло играло и продолжает играть существенную роль в жизни человека, в истории общества. Но он отказывается принимать его в качестве природно-базовой характеристики человека. Считая природу человека в целом конструктивно доброй, А.Маслоу склонен рассматривать садизм, жестокость, злобу и т. п. как защитную реакцию на подавление его подлинных потребностей, чувств, эмоций. Дурные поступки в сущности своей реактивны, а не инстинктивны. Задача, которая стоит перед любым обществом - создать благоприятные социальные условия для закрепления подлинно человеческих начал в человеке, служащих общественно-значимым ориентиром поведения.
СМЫСЛ ЖИЗНИ- философское понятие, обозначающее основополагающую цель жизни человека. Смысл жизни - только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, не задумывается над смыслом жизни, не поднимается выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни реальна только там, где ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи ее начала и конца. Как проблема, смысл жизни существует лишь для того, кто задался целью понять свою траекторию жизни. Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе просто существование человека не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить. Смысл жизни выступает в качестве самого глубокого или главного мотива нашего существования.
Люди разные, а потому существуют различные подходы к смыслу жизни:
1) Смысл жизни:в получении чувственного удовольствия(гедонисты)
Смысл жизни связан с получением удовольствия, которое предоставляют человеку его чувства. Поэтому он называется гедонистическим (гр. hedone - наслаждение). Наслаждение - начало и конец счастливой жизни. Непосредственное физическое наслаждение - единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет. Богатство, власть, слава и т.п. - все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний.
Уязвимые точки гедонистического смысла жизни. Во-первых, многие удовольствия причиняют в конечном счете страдания. Во-вторых, ориентация на поиск только удовольствий в жизни делает человека рабом этих удовольствий, а так же - обстоятельств, вещей и людей, от которых они зависят. Рабская зависимость от удовольствий - вряд ли это удовольствие. Наконец, в жизни полно рутинной, грязной работы. Участие в военных действиях по защите Отечества, уход за физически беспомощным человеком - эти и подобные им ситуации приятными не назовешь. Но ни отменить их, ни уйти от них в реальной жизни нельзя. Гедонистическая линия поведения, таким образом, вряд ли совместима с достойным человека смыслом жизни. Хотя жизнь без удовольствий - тоже не жизнь.
2) Смысл жизни:в свободе человека (позиция стоицизма)
Свобода человека состоит в сознательном подчинении мировой закономерности, которая есть основа всего существующего. Это означает смиренное принятие жизни, такой, какая она есть. Текущие события и внешние влияния, к которым человек глубоко равнодушен, не могут иметь полной власти над ним. Будучи свободным от влияния вещей и событий смиренный стоик имеет способность сохранять человеческое лицо даже в условиях нечеловеческого существования.
3) Смысл жизни: жить в соответствии с нравственными законами, которые устанавливает себе человексам
Жить в соответствии с нравственными законами означает одно -каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.
Нравственно - это когда то, что делаю лично я, могли бы повторить за мной все люди, и жизнь при этом сделалась бы только более человечной. Почему, например, нельзя лгать? Да потому, что если я стану врать, если все сделаются лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто развалится.
У человека есть фундаментальный долг - быть человеком: необходимо признавать в каждом другом человеке именно человека, а поэтому не использовать его в качестве средства для достижения собственно эгоистических целей. Рассматривать того или иного индивида в качестве человека - значит, уважать в нем его человеческое достоинство, видеть в нем - свободную личность. Человек самоценен также как и добро, которое он творит. Добро можно делать только ради добра, а не в виду какой-то выгоды, пользы, других сторонних соображений.
Эти варианты смысла жизни, задаваемые жизнью разума, обеспечивают в определенной мере глубинный покой души, возвышают человека духовно. Они ведут также к углубленному пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Выбравшие такой смысл жизни готовы к тому, чтобы отвернуться от обычных человеческих радостей и забот.
4) Смысл жизни:в спасении души посредством религии
Смысл жизни , определяемый религией, связан с верой в Бога. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете. Сама по себе земная жизнь человека в религиозном толковании лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в том, что если за пределами земного бытия для человека нет ничего, жизнь его - суета и тщета, т. е. бессмысленна. Земная жизнь дана человеку для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют веру в Бога. Цель жизни - в спасении души.
Религиозный смысл жизни доступен человеку любого уровня развития. Религиозный смысл жизни по-своему примиряет человека с неизбежной смертью. Согласно религии, истинная жизнь со смертью только и начинается.
Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает вознаграждение за все это в будущей жизни. Осуждая погоню за земными, материальными благами и наслаждениями, религиозный смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем. Религиозный смысл жизни стоит на вере, которая дает многим людям устойчивость в этой жизни. При всех достоинствах этого варианта смысла жизни в нем кроется пренебрежение к реализации реальных сил и возможностей в полной мере.
5) Смысл жизни: в самореализации и самоутверждении себя как личности
Главной целью своей жизни человек ставит реализацию своего внутреннего потенциала, выявление своей целостной природы. Он придает ценность всестороннему развитию задатков и талантов, чувств и разума. Динамизм и оптимизм сопровождают осуществление этой главной цели жизни. . Однако, пока такой смысл жизни все еще удел немногих людей, ибо никто пока не открыл путей и средств для его массовой реализации. Далее, даже эта оптимистическая концепция не снимает трагизма, связанного с неизбежной кончиной каждого отдельного человека, а, возможно, и всего человечества.
Любой человек сам вносит смысл в жизнь. Это - его главная цель, которую он определяет для своей жизни. Эта цель определяет его линию поведения, его образ жизни. Смысл жизни живет постоянным размышлением над тем, как и чем мы живем. Главная цель жизни всегда впереди, во всяком случае пока мы живем, живы. В то же время она постоянно реализуется в настоящим и уходит в прошлое. Вопрос "зачем живу?" рано или поздно становится вопросом "зачем жил?". Важно, определить смысл жизни для себя (главную цель своей жизни) и следовать ему в своей повседневной жизни, в сотнях мелких и больших дел. А это, разумеется, нелегко. В случае затруднения с принятием смысла жизни его можно уточнить, изменить, а то и заменить. Будучи свободным человек может начинать все сначала, при условии личного мужества, целеустремленности, силы воли. Ни один путь в принципе не заказан.