Иррациональная философия 19 века
Иррациональная философия зарождается как отрицание философского наследия эпохи Просвещения (вера в возможности человеческого разума, в прогресс). Представители Просвещения: Вольтер – культ разума, Дидро, Кристиан Вольф, Кант, Гегель.
Иррационализм – учение, согласно которому решающую роль в познании, в поведении, в мировоззрении, в ходе истории играют не силы разума, а иррациональное, то есть инстинкты, слепая вера, чувство.
Иррациональная философия отрицает гегелевскую философию в частности и культ рационализма вообще.
Основоположник иррационализма – Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немец, очень образованная семья, развод родителей. Мать – умная, образованная, талантливая, писательница; сильная, волевая. Отец – умный, образованный, слабовольный меланхолик, самоубийство. Мать ввела Шопенгауэра в круг лучших европейских умов (романтики, братья Шлегели), Ш. объехал всю Европу. После смерти отца, разрыв с матерью.
Изучал теорию Гете о происхождении цветов.
1819г. – пишет книгу «Мир как воля и представление», необычная книга, симптом недовольства гегелевской философией. Пошел сознательно против всех канонов. Блестящий язык, афоризмы. После этой работы становится приват-доцентом Берлинского универа. Одинок, озлоблен. Тяжелый характер, называл Гегеля мошенником. Ставил свои лекции по философии одновременно с Гегелем. Хотел переманить студентов у Гегеля, не получилось. Скандалил с соседкой, один раз избил ее. Злился, что не покупают его работы.
Преподавал недолго. Уединился во Франкфурт, до конца жизни издавал работы на свои деньги. 1848г. – поворотный пункт. (революции в Европе: Франция, Англия), год крушения надежд на всесилие разума, безусловность прогресса, светлое будущее.
1848-60гг. – рост популярности идей Шопенгауэра. «Закат моей жизни стал зарей моей славы». Вагнер, Ницше – испытали влияние Шопенгауэра.
Писал одно, жил по другому.
Философия Шопегауэра:
У Гегеля – отправная точка философии – абсолютная идея, то у Ш. первична воля (его философия – волюнтаризм). Воля – некий неопределяемый изначальный жизненный импульс, порыв; воля движет миром. Все в мире – ничто иное как объективация воли в предметах. Существует определенная иерархия: от неорганической неодушевленной природы и кончая человеком. Человек – венец творения. Наибольший пиетет Ш. питал к Платону и Канту. Объективация воли – похоже на платоновские идеи.
Что движет человеком? Эгоизм. Каждый субъект рассматривает другого субъекта в качестве объективации второго уровня. Первичная объективация – это сам субъект. Государство призвано сбалансировать эти эгоистические порывы отдельных индивидов. Это единственное на что государство способно.
Интеллект, сам того не осознавая, функционирует не по рациональному плану, а по указаниям воли. Интеллект – орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только космически громадная воля. Она проявляется в течении событий Вселенной. А мир только зеркало этой воли, выступающее как представление. Мир нелеп, история мира – это история бессмысленного блуждания волевых искр, воля пожирает саму себя, так как кроме воли, больше ничего нет. Воля – голодная и жестокая. Отсюда травля, боязнь, страдание.
Воля (хотения, желания, мотивы) определяет направленность действий, характер реализации и результат действия.
Ш. утверждал познаваемость «вещи в себе», в отличии от Канта. Первый факт сознания – представление. Познание осуществляется как интуитивное или как отвлеченное, рефлективное. Интуиция – это первый и важнейший вид знания. Истинно совершенным познанием может быть лишь созерцание, не относящееся к практике и к интересам воли.
Свою философию сам Ш. именует философией пессимистичной. В эпоху Ш. в Европе впервые активно переводят восточную литературу (буддистскую, индуистскую). Ш. одним из первых ввел идеи восточной литературы в научный оборот, в широкие массы.
Страдание присуще жизни. Счастье имеет всегда отрицательный характер, оно сводится к освобождению от страдания. Затем следует новое страдание или скука. Мир – это арена запуганных замученных существ. Они живут благодаря тому, что одни истребляют других. Страдание доминирует в мире. Отсюда следует важный этический принцип – сострадание. Состояние духа, препятствующее страданию – это полное отсутствие желаний. (симптом отсутствия желаний – переход к аскетизму). Разрешение трагедии человеческой жизни в умерщвлении плоти и угасании рациональных исканий человека. Предполагает самоубийство как исход жизни. (последователи Ш. призывали к коллективным самоубийствам). Будущее человечества – бесперспективно. Упадок, угасание культуры – неизбежны.
Особую роль в концепции Ш. занимает искусство. Каждый вид искусства свидетельствует о различных ступенях приближения к первоистоку = к воле. Чистота и незамутненность прямого созерцания воли лучше всего выражается в музыке (главное искусство). В музыке происходит прямое созерцание воли, так как не задается стереотип, музыка не привязана ни к чему. Ш. – противник опер: не нужно отягащать музыку зрительным рядом, театральным представлением, это замутняет созерцание воли. Ш. – сторонник инструментально-симфонической музыки. На первое место ставил Бетховена.
Мир – не только объективация воли, но и мое представление о нем. Философия Ш. содержала элементы солипсизма, но все-таки он был противником солипсической теории. «Мир, каким я его вижу, не видел никто и никогда, и без меня мир будет другим».
Высшее достижение иррационализма – философия Фридриха Ницше (1844-1900). Философ, филолог, проповедник индивидуализма, волюнтаризма, иррационализма. Родился в семье пастора. Гимназия, одаренный, университет (классическая филология). Одновременно занимался философией. В универе проявляет выдающиеся способности. Межфакультетский кружок: работа написанная Ницше составила бы честь любому профессору.
Закончив универ, становится профессором, работал в Швейцарии, преподавал греческую классику, филологию. (Ницше – «оголенный нерв эпохи»).
Огромную роль в жизни Н. сыграл Вагнер (музыкант и философ, его либретто- философские трактаты; активно выступал как публицист; очень своеобразная личность). Ницше и Вагнер были очень дружны. Когда бог Вагнера оказался человеком, Н. был разочарован. «Знакомство с Вагнером было со-бытием в моей жизни» (Ницше).
Постепенно у Ницше все больше проблем со здоровьем (возможно, наследственное заболевание, связанное с сосудами головного мозга). Головные боли, уезжает в Италию. Пришлось бросить преподавание, непроходящие головные боли. Январь 1889г. Ницше сходит с ума. Были надежды на выздоровление, но перенес несколько микроинсультов. Взяла на попечение сестра Елизавета. Она создаст дом-музей Ницше, будет издавать его работы, популяризировать его учение. Она сыграла роковую роль: сделала из работ Ницше доходный бизнес. Сознательно искажала работы.
Философия Ницше: Начинает с критики рационализма. Рациональное знание показывает бессмысленность жизни. Жизнь не может быть построена на рациональных основаниях. Первична воля. Но если у Шопенгауэра воля беспредметна (везде и нигде), то у Ницше это воля к власти. Воля к власти над собой. Воля к власти пронизывает все мироздание. Например, в лесу более высокие деревья душат остальные. Воля к власти = воля к деятельности, к жизни.
Мир есть постоянное становление и бесцельность, это выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Понятие «вещи» выступает как момент устойчивости в хаосе становления. Идею о борьбе за существование животных переносит на человечество.
Центральное понятие – идея жизни. Он родоначальник философии жизни. В человеке подчеркивал принцип телесности, биологическое начало. Интеллект – это высший слой, необходимый для сохранений организма, инстинктов. Интеллект не познает, а схематизирует мир для практических потребностей. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из индивидуальных особенностей.
Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса; противопоставляет прогрессу любовь к судьбе. Отвергает идеи равенства и справедливости, так как они разлагают «цельность человеческой природы». Сторонник принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты». «Высшая каста» - это «немногие», которые имею право воплощать счастье, красоту, добро. Они господствуют над большинством. Большинство это серость, предназначенная самой природой для «общественной пользы».
Учение о сверхчеловеке: Работа «Так говорил Заратустра». Критикует мораль. Мораль разлагает, она предполагает послушание, терпение, совестливость; все это расслабляет волю человека. Критерии морали носят произвольный характер. Все формы человеческого поведения маскируют волю к власти. У слабых людей – воля к власти проявляется как воля к свободе. У более сильных – как воля к большей власти или к справедливости. У самых сильных – как любовь к человечеству (она маскирует желание подавить чужую волю). Воля к власти определяет поступки человека. Жизнь «стремится к максимуму чувства власти». Сверхчеловек – это идеал, он стоит выше всех возможных ограничений.
«Мужчина должен воспитываться для войны, женщина – для отдохновения воина. Все остальное – вздор». « Ты идешь к женщине? Не забудь плетку». «Голубиной поступью ступают мысли, управляющие миром»…
Проблемы культуры, этики, эстетики: Ницше был родоначальником символической теории мифологии. В своем раннем произведении «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше рассматривал греческую трагедию как синтез 2 начал – дионисийского (оргиастического, экзальтированного) и аполлонийского (спокойного, величавого, уравновешенного и пластичного). По мнению Ницше, мифология древних греков периода классики создавалась из 2 начал, которые нашли выражение в образах Диониса и Аполлона. Миф – это «сосредоточенный образ мира, который, как аббревиатура явления, не может обходиться без чуда». Содержанием трагического мифа является эпическое событие с прославлением борца-героя. Страдания героя, описанные в мифе, являются с точки зрения эстетики безобразными и дисгармоничными, но тем не менее, они возбуждают эстетическое удовольствие. Задача трагического мифа – убедить нас, что «даже безобразное и дисгармоничное есть художественная игра, в которую Воля, вечной полноте своей радости, играет сама с собою». Радость, порождаемая трагическим мифом, подобна радостному ощущению диссонанса в музыке. Это объясняется общими «дионисийскими» истоками, где радость воспринималась даже от скорби и мук. Ницше говорит о воспитательной, образовательной, регулирующей функциях мифа в жизни общества: «Образы мифа должны незаметными вездесущими демонами стоять на страже; под их охраной подрастает молодая душа, по знамениям их муж истолковывает себе жизнь свою и битвы свои; и даже государство не ведает более могущественных неписанных законов, чем эта мифическая основа, ручающаяся за его связь с религией, за то что оно выросло из мифических представлений». Ницше считает, что в современном ему обществе, где царят абстрактные нравы, абстрактное право, абстрактное государство, культура не имеет священного коренного устоя и вынуждена питаться другими культурами. И поиск корней, потребность в истории, стремление к познанию, подвижность культуры свидетельствует об утрате мифа. Гибель мифа Ницше связывает с гибелью греческой трагедии, которая своим существованием задерживала уничтожение мифа.
Ницше видел идеал к которому должен вернуться человек, в архаической Греции. Там он выделяет 2 типа культуры: дионисийское начало – мощное, страстное, порывистое, нервное; апполоновское начало – спокойствие, рассудительность, разумность. (Греция – культ меры). Лучше всего – уравновешенность начал.
Современная культура – «культура декаданса», когда возрастание интеллекта ослабляет инстинкты человека. Царит бессмысленность. Для «культуры декаданса» характерна христианская мораль с культом духовности и милосердия. При этом происходит умаление ценности земной жизни, усиливается принцип сострадания.
Искусство – сублимация чувственного удовольствия: восприятие произведений искусства сопровождается физическим возбуждением, опьянением, жестокостью. Искусство – это излияние цветущей телесности в мир образов и желаний. Эстетика – «прикладная физиология».
Философия истории: Выделяет различные типы истории:
1) монументальный тип истории (поспешные обобщения, поверхностные аналогии). Имеется ввиду искусственный перенос на другую почву (Тэтчер – Гайдар)
2) антикварный тип истории (сбор всевозможной информации, бессистемный, нельзя сделать вывод ни из одного исторического события)
3) критический тип истории (лишь немногие народы обладают таким взглядом на историю. Немногие обладают способностью отрицать все прошлое).
Этика Ницше: Очень критично относился к христианству (религия больных и убогих). В архаической Греции видел идеал (мужество, сила, преданность). А христианство разлагает людей. Христос у Ницше – великий учитель мудрости, нравственности. Христианство времен Христа совсем не то, что мы имеем сейчас. По мнению Ницше, апостол Павел отвечает за то, что христианство оказалось извращенным по сравнению с изначальным замыслом. Идея бессмертия души и воскресения из мертвых – идеи Павла – сыграли эту роль. Это превратило христианство в систему догм и запретов.