Философия 20 века. Философия жизни. Специфика периода, представители, понятие «жизнь». Выбрать разные определения разных представителей.

Лекция от 26.10.2012

Западная философия 20 века.

Черты:

- плюрализм школ, направлений, проблем.

- множество нестандартных концепций и идей.

- формируется новая модель философского мышления. Эту модель разрабатывают, помимо ученых и философов, писатели, художники, врачи, режиссеры.

Направления:

- сциентизм – это мировоззрение, которое положительно оценивает социальные последствия НТР. Задача философии – обслуживать бурно развивающуюся науку, предоставлять методологию науке. Сюда относятся различные школы позитивизма, неопозитивизма, пост позитивизма, теория критического рационализма (К. Поппер), теория научных революций (Т. Кун), структурализм, герменевтика. Это направление школ говорит о том, что наука – это очень хорошо, это суть общественной динамики. НТР улучшает качество жизни.

- иррационализм – сюда относятся направления, которые отрицательно оценивают социальные последствия НТП, здесь делается акцент на неравномерном развитии технического и духовного прогресса. Говорили, что происходит духовный кризис человечества, высказывают весьма пессимистические прогнозы будущего. Сюда относятся такие направления, как психоанализ (З. Фрейд, неофрейдизм (к. Юнг и Э. Фромм, философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр)).

Направления, не подходящие под определение сциентизма и иррационализма: прагматизм, персонализм.

Прагматизм.

Возникает в Америке во втором десятилетии 20 века. Родоначальник – Ч. Пирс. Главная задача познания, по его мнению, не достижение истинного знания, а преодоление сомнения, которое затрудняет действие человека и мешает формированию устойчивых убеждений. У. Джеймс отождествляет опыт и реальность, которая представляет собой хаос случайных событий, человек действует в непознаваемом мире (иррациональном) и бессмысленно пытаться его познать. Опыт человека включает ощущения и эмоции, религиозные и спиритические переживания, т.е. наш опыт – это поток сознания, который не имеет объективного содержания. Поэтому все идеи, взгляды, теории нужно оценивать не с точки зрения их истинности, а с точки зрения их полезности. «Истинно то, что полезно, что приносит успех, то что выгодно».

Д. Дьюи. Вводит понятие – проблематическая ситуация. Суть – трудности человеку создают не объективные условия, а его внутренняя неуверенность. Идеи ведут человека к успеху, помогают выйти из проблемы, помогают найти правильное решение.

Сублимация -

Лекция от 2.11.2012

Философское учение о бытии.

Бытие и его формы. Небытие. Субстанция.

Материя. Ее виды.

Движение. Формы движения материи. Две концепции пространства и времени.

Философское понимание сознания.

Бытие – это всеобщая универсальная способность существовать, которой обладает любая реальность. Эта категория отражает всеобщую связь между духовной, природной и социальной реальностью.

Формы бытия:

1) Предметно – вещественное бытие объектов, процессов, явлений природы. Предметы материальной культуры, созданные человеком для удовлетворения его потребностей.

2) Бытие общества – объективно-существующая социальная среда. Она включает социальную структуру, государство, политическую систему.

3) Бытие человека – индивидуальная судьба каждого человека. События личностного характера.

4) Духовное бытие. Сюда входят все виды знания, научные, моральные ценности, эстетические ценности, модели и стереотипы поведения, традиции, особенности культуры. Сюда же относится материализация духовных ценностей.

Небытие – это не пустота, не отсутствие чего-либо – это момент становления, перехода от одной формы бытия в другую, появление объекта с новым качеством.

Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует вне и независимо от человека и отображается в наших ощущениях.

Свойства материи:

1) Объективность

2) Первичность

3) Чувственная данность – материя обладает свойствами, воспринимаемыми чувствами человека

4) Принципиальная познаваемость материи

5) Материя абсолютна, несотворима и неуничтожима

6) В мире нет ничего, кроме движущейся материи, ее многообразных свойств и проявлений

С физической точки зрения выделяют два вида материи:

1) Вещество

2) Поле

Вещество – это совокупность микрочастиц, макроскопических тел и космических тел разного порядка, обладающих массой покоя.

Поле – материальная среда, объединяющая эти объекты в системы большего порядка.

Виды полей: магнитное, электрическое, биополе (Гурвич, Охатрин).

Лекция от 9.11.2012

Формы материи:

1) Неживая материя. Сюда относятся все объекты неорганической природы от микрочастиц до космических систем различного порядка, т.е. все объекты неорганического мира.

2) Живая материя – множество объектов, обладающих способностью к самоорганизации, длительному саморазвитию.

3) Социальная материя – все социально-организованные системы, от человека до общества с его структурой.

Для всех видов материи характерны:

1) Неисчерпаемость – возможность перехода на новые уровни генетически-связанные между собой.

2) Неуничтожимость.

3) Самодвижение – внутренняя причина саморазвития материи.

Способами существования материи является движение пространства и времени. Движение – любое изменение вещей и процессов. В движении находится все и постоянно. Нет ни одного мгновения, где бы не существовало движения.

Свойства движения:

1. Объективность – материя движется вне зависимости от сознания человека. Она имеет свою внутреннюю причину изменений.

2. Всеобщность – нет объектов, лишенных движения, они лишь проявляют разные конкретные формы движения.

3. Несотворимость и неуничтожимость.

4. Абсолютность движения – абсолютно все движется.

В естествознании открыт механизм движения – это результат взаимодействия объективно существующих противоположностей, например, действие и противодействие; высокая и низкая температура в тепловом движении; положительный и отрицательный заряд в электричестве; полярные интересы людей в общественном развитии.

Покой – это движение в равновесии, это момент движения, он включен в совокупное движение. Покой относителен.

Формы движения материи (по Энгельсу):

1) Механическое – это простое перемещение тел в пространстве

2) Физическое – движение молекул, тепловое движение

3) Химическое – движение атомов внутри молекул, химические реакции

4) Биологическое – развитие белковой формы жизни. Проявляется в качестве реагирования на изменения во внешней среде (в растительном и животном мире).

5) Социальное - связано с появлением человека разумного и появляется как само регуляция, как самоуправление в обществе. Главная составляющая - материально – производственная деятельность людей. Также сюда относится любой вид социальной активности человека.

Типы связи между формами материи:

- кинетическая связь: высшая форма движения возникает на основе низших как их синтез.

- структурная связь: предполагает, что высшие формы движения включают в себя низшие, но к ним не сводятся.

Пространство и время.

Две концепции пространства и время:

1) Субстанциональная концепция. Пространство и время – это самостоятельные сущности, которые существуют наряду с материей и независимо от нее. Их свойства не зависят от материи. Начало эта концепция берет во взглядах Демокрита. Эта концепция реализована в классической концепции Ньютона. Для этой концепции характерно: пространство неподвижно, неизменно, его свойства не зависят ни от времени, ни от материальных тел, ни от их движения. Пространство – вместилище, включающее всю материю. Время течет одинаково во вселенной. Оно абсолютно, его течение ни от чего не зависит, и время определяет порядок следования и длительность существования материальных объектов.

2) Релятивистская концепция. Эта концепция берет начало от Аристотеля. Была наиболее последовательно изложена в Неевклидовой геометрии Лобачевскго, в теории относительности Эйнштейна. Пространство и время – это системы отношений, которые возникают в результате взаимодействия материальных объектов и их свойства зависят от характера их взаимодействия. В этой концепции из науки были исключены понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Общие свойства для пространства и времени:

1) Объективность

2) Всеобщность

3) Бесконечность

Свойства пространства:

- протяженность

- однородность

- изотропность – равноправность всех возможных направлений

Свойства времени:

- длительность

- однородность – равноправие всех моментов

- одномерность

- необратимость (однонаправленность)

- единство мира. Проявляется в том, что все существующие объекты и явления – это различные виды и свойства движущейся материи. Для всех видов материи характерны такие атрибуты:

1) движение

2) Пространство

3) Время

4) способность к саморазвитию

Лекция от 16.11.2012

Сознание

Отражение как всеобщее свойство материи.

Отражение – это свойство материальных систем в ходе взаимодействия воспроизводить особенности друг друга.

Отражение развивалось вместе с усложнением материи. Отражение в неживой природе, биологическое отражение и социальное отражение.

1. Нефункциональное отражение – результат физико-химических взаимодействий, в основе которых лежат законы неорганической природы.

2. Функциональное отражение (биологическое и социальное). Биологическое отражение представлено в форме раздражимости (инстинктивное реагирование). Социальное отражение связано с появлением сознания у человека, с предметно-практической деятельностью. Вся материально-производственная практика – это результат отражения. Представляет активное отражение окружающей среды.

Возникновение сознания.

- прямохождение

- выделение руки из конечности (рука – это орган труда и продукт труда)

- создание орудий труда. Орудие труда – это преобразованный предмет природы для удовлетворения потребностей человека

- формируется потребность общения, то есть потребность передать накопленный опыт и знания другому. Животное, в ходе своей жизнедеятельности, не выходит за пределы инстинктивного поведения, определенного его видом. Животное производит одностороннее, то, что требуют его биологические потребности. У животных нет необходимости не генетическими средствами фиксировать и передавать информацию. Такая потребность появляется у человека с появлением социальных программ, накоплением опыта и передачей его другим поколениям – это культура, ее многообразие.

Сознание и мозг.

Мозг – материальный орган, с помощью которого человек отражает информацию извне. Это орган, который управляет всей жизнедеятельностью человека и его поведением.

Мозг – это необходимая предпосылка сознания. Его нарушения ведут к нарушению сознания, но само сознание структуру мозга не определяет. Сознание имеет социальную природу.

Лекция от 23.11.2012

Социальная природа сознания.

Сознание – это субъективный образ окружающего мира. Это активное отражение мира в идеальных образах. Идеальное – это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней (Маркс).

Лекция от 30.11.2012

Язык – это знаковая система, которая выступает ка средство общения, передачи информации, то есть выполняет познавательную и коммуникативную функции.

Мысль – это идеальное отражение предмета и она не может быть выражена без материального обрамления, в роли которого выступает слово, как единство знаков, звучания и значения.

Сознание отражает действительность, а язык ее обозначает. Но, не существует тождества языка и сознания. Иногда мысль, выраженная с помощью слов, остается недоступной, и индивидуальный жизненный опыт человека определяет те смыслы, которые он способен выявить из слов.

Языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки складываются в ходе коммуникации, это язык повседневной жизни, служит средством выражения эмоций, мироощущения человека, поэтому они гибкие, многозначные, красочные.

Знак – условный материальный носитель мысли. Знаком может быть материальный, воспринимаемый чувствами предмет, событие, действие, которые обозначают собой другое событие или действие.

Искусственные языки. Они созданы для узких потребностей. Служат специальным задачам исследования, над формулами искусственных языков можно производить операции. Позволяют изучать абстрактные закономерности. Сюда относится язык математической символики, язык физической теории, язык программирования, дорожные знаки.

Познание.

Познание – это духовная деятельность по производству нового знания на основе и с использованием накопленного знания на данный конкретно-исторический момент.

Структура познания:

1) Субъект

2) Объект

3) Процесс познания

4) Средства и методы познания

5) Результат - знание

6) Оценка знания

7) Истина и ее критерии

Протагор – мера всех вещей, а, следовательно, что ему кажется, то и есть.

Юм – невозможно доказать существование причинно-следственных связей, так как у человека есть лишь субъективная привычка ожидать, что одно явление последует за другим.

Агностицизм Канта. Вводит понятие вещь в себе.

Конвенциализм – научные понятия, теории не отражают объективный мир, а являются продуктом соглашения между учеными.

Гносеологический оптимизм - мир познаваем, и познание является отражением объективного мира.

Субъект познания – является деятельная творческая личность, взаимодействующая с окружающим миром, который противостоит ей как объект.

Чтобы стать субъектом познания, человек должен усвоить созданные обществом образцы культуры, языка, опыта.

Каналы передачи социальной информации: орудия труда, предметы материальной культуры.

Объект познания – та часть окружающего мира, с которой человек взаимодействует, которая вовлечена в сферу его интересов. В его предметно-практическую, целеполагающую деятельность. Границы объекта познания постоянно изменяются вширь и вглубь.

Структура процесса познания – деятельность, протекающая между человеком и объектом познания. Это взаимодействие можно определить одной формулой: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины.

Живое созерцание, абстрактное мышление, практика.

Два уровня познавательной деятельности:

1) Чувственное познание. Осуществляется в непосредственном взаимодействии человека с объектом познания. Результатом этого взаимодействия является чувственный образ объекта в результате непосредственного восприятия органами чувств.

1. Ощущение – воспроизводятся отдельные стороны объекта (холодный, сладкий, острый и т.д.)

2. Восприятие (целостный образ объекта как совокупность отдельных признаков)

3. Представление (не связано с непосредственным взаимодействием, опирается на то, что сохранилось в памяти, отражают общие свойства и признаки, характерные для группы явлений, легко воспроизводятся в нашем сознании).

Наши рекомендации