Тема: Западная философия в контексте культуры XX века. Канун XXI века.

Дилемма «наук о природе» и «наук о духе»:

Неотомизм.

Неоплатонизм.

Неопозитивизм.

Неокантианство.

Неогегельянство.

363. Основная проблема неопозитивизма:

1. Исследование языка научного познания.

2. Исследование проблем сознания.

3. Исследование общества и природы.

4. Исследование проблем личности.

5. Исследование природы человека.

364. К какому направлению относится «критический рационализм» К. Поппера:

Неопрагматизм.

Постмодернизм.

Постпозитивизм.

Неофрейдизм.

Постструктурализм.

365. Принцип, подлежащий опытной проверке на истинность:

Математический принцип.

Принцип верификации.

Методологический принцип.

Принцип фальсификации.

Мировоззренческий принцип.

366. Термин «демаркация» в философии Карла Поппера означает:

Отделение материалистических задач от логических.

Отделение реальных фактов от вымышленных.

Отделение научного знания от ненаучного.

Отделение религиозной веры от нерелигиозной.

Отделение этических от эстетических характеристик.

Представитель философии науки, автор концепции «научной парадигмы»:

М. Шлик.

К. Поппер.

Р. Карнап.

Т. Кун.

Б. Рассел.

Научно-исследовательская программа И. Лакатоса:

1. Из жёсткого ядра и защитного пояса.

2. Из жёсткого ядра и негативной эвристики.

3. Из жёсткого ядра и гипотезы.

4. Из жёсткого ядра и теории.

5. Из жёсткого ядра и практики.

Автор «теории компенсации»:

К. Ясперс.

А. Камю.

З. Фрейд.

А. Адлер.

Э. Фромм.

Архетип, согласно К. Юнгу, является:

Бессознательным.

Сверхличностным бессознательным.

Мировым бессознательным.

Коллективным бессознательным.

Личностным бессознательным.

Разум, будучи благословеньем человека, является одновременно и его проклятием - это постулат:

1. Й. Хейзинги.

2. Ф. Ницше.

3. М. Шелера.

4.Э. Фромма.

5. Х. Ортега-и-Гассета.

372. Предмет философской герменевтики:

Логика.

Всеобщие законы бытия.

Самоорганизация.

Техника.

Текст.

373. Круг понимания в герменевтике включает:

1. Пред-рассудки, пред-историю сознания.

2. Правильное воззрение.

3.Пред-усмотрение, пред-решение, пред-взятие.

4. Медитацию, вглядывание вовнутрь.

5. Правильную решимость.

374. Понятие «интенциональность сознания» впервые применяется в:

Феноменологии.

Лингвистической философии.

Прагматизме.

Экзистенциализме.

Неотомизме.

375. Творец метода феноменологической редукции:

О. Конт.

Г. Коген.

З. Фрейд.

П. Наторп.

Э. Гуссерль.

376. Философы – представители структурализма:

Б. Рассел, М. Шлик, Л. Витгенштейн.

К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан.

Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс.

Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар.

Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер.

377. Автор выражения «Язык – это дом бытия»:

Будда.

Сартр.

Хайдеггер.

Конфуций.

Аристотель.

378. Автор произведения «Бытие и время»:

К. Ясперс.

Г.О. Марсель.

А. Камю.

М. Хайдеггер.

Ж.-П. Сартр.

Для Хайдеггера, «чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего» - это:

Экзистенциализм.

Неотомизм.

Прагматизм.

Сайентизм.

Технологический детерминизм.

Автор произведения «Экзистенциализм – это гуманизм»:

Ф. Ницше.

А. Камю.

Ж.-П. Сартр.

Г. Марсель.

В. Франкл.

381. Согласно Ж.-П. Сартру, свобода для человека - это:

1. Завоевание цивилизации.

2. Неизбежное тяжкое бремя.

3. Великое счастье.

4. Свобода творчества.

5. Недостижимая мечта.

382. Автор эссе «Миф о Сизифе»:

Ж.-П. Сартр.

Г. Марсель.

А. Камю.

В. Франкл.

5. Ф. Ницше.

383. Характерные понятия экзистенциализма:

1. Интроспекция, индукция, дедукция.

2.Существование, абсурд, трагизм.

3. Опредмечивание, распредмечивание.

4. Всеединство, соборность, духовность.

5. Масса, скорость, плотность.

384. «Тревога», «заброшенность», «отчаяние» - термины:

Аналитической философии.

Феноменологии.

Постмодернизма.

Структурализма.

Экзистенциализма.

385. Учение о «пограничной ситуации» обозначено в философии:

Иррационализма.

Идеализма.

Атеизма.

Экзистенциализма.

Материализма.

386. Мыслитель-гуманист XX в., обосновавший концепцию «благоговения» перед жизнью:

1. Швейцер.

2. Печчеи.

3. Ганди.

4. Хайдеггер.

5. Ясперс.

387. Радиальная составляющая мира по Тейяру де Шардену:

Физическая энергия.

Психическая энергия.

Энергия ядра атома.

Гравитация.

Магнетизм.

388. О. Шпенглер пришёл к выводу, что цивилизация:

Синоним культуры.

Деградация, упадок культуры.

Становление новых элементов культуры.

Высший уровень культуры.

5. Вообще не сравнивал её с культурой.

389. Автором какой философско-исторической концепции является Тойнби:

1. «Осевого времени».

2. «Пассионарного толчка» как условия появления этноса.

3. Развития цивилизаций через Вызовы и Ответы.

4. Всемирной истории как единого духовного процесса.

5. Истории как практической деятельности человека.

390. По К. Ясперсу является универсальным условием человеческого бытия:

Бытие.

Трансценденция.

Сознание.

Экзистенция человека.

Коммуникация.

Создатель игровой концепции культурогенеза:

1.З. Фрейд.

2.А. Тойнби.

3.И. Хейзинга.

4.Э. Кассирер.

5.К. Маркс.

Аналитическая философия подвергла анализу:

Мысль.

Веру.

Интуицию.

Язык.

Чувства.

Структуру гуманитарного знания с позиции постструктурализма подробно исследовал:

1. Хайдеггер.

2.Фуко.

3. Фромм.

4. Гуссерль.

5. Леви-Стросс.

Постмодернизм представлен в таком направлении, как:

Буддизм.

Конфуцианство.

Экзистенциализм.

Постструктурализм.

Позитивизм.

Фрагментация, неопределённость, дискретность, рассеивание и др. - основные черты:

1. Постмодернизма.

2. Неокантианства.

3. Неопозитивизма.

4. Постпозитивизма.

5. Структурализма.

396. Автор «деконструкции»:

Бодрийар.

Делёз.

Кун.

Деррида.

Лиотар.

Тема: Онтология: основные понятия и принципы. Теория диалектики.

Предмет онтологии - это:

1. Учение о бытии.

2. Учение о прекрасном.

Нравственно-этические теории.

Теория познания.

Учение о ценностях.

Определение бытия:

Мир чувств.

Система происходящего.

Многообразие материального и духовного мира.

Воля.

Мир разума.

Часть реального бытия, подвергающаяся анализу и изучению:

Объект познания.

Субъект познания.

Метод познания.

Средство познания.

Цель познания.

Два основных подрода бытия:

Бытие материальное и духовное.

Бытие первичной и вторичной природы.

Бытие субъективного и объективного духа.

Бытие физического и химического строения.

Бытие живой и мёртвой материи.

401. Субъективно-идеалистическая трактовка бытия:

Быть, значит существовать.

Мыслю, следовательно, существую.

Быть, значит быть воспринимаемым.

Быть, значит воспринимать.

Быть, значит чувствовать.

. Слово «материя» в переводе с латинского языка означает:

«Вода».

«Идея».

«Вещество».

«Ткань».

5. «Земля».

403. Категория «материя» обозначает реальность:

Потустороннюю.

Социальную.

Идеальную.

Субъективную.

Объективную.

404. Учение о дискретном состоянии материи:

1. Атомизм.

2. Идеализм.

3. Материализм.

4. Дуализм.

5. Реализм.

405. Суждение, характерное для научно-философского определения материи:

Материя есть объективная реальность, отражаемая нашим сознанием.

2. Материя есть вещество, образующее все вещи и явления.

3. Материя есть совокупность наших ощущений объективного мира.

4. Материя есть реальность наших мыслей, чувств, ощущений самих по себе.

5. Материя есть идея любой вещи, её сущность.

406. Отражение можно определить как:

1. Свойство неживой природы.

2. Всеобщее свойство материи.

3. Свойство живой природы.

4. Свойство человеческого сознания.

5. Движение.

407. Всеобщим свойством материи является:

Притяжение.

Отражение.

Мышление.

Существование.

Движение.

408. Движение в философском смысле слова – это:

Поездка на транспорте.

Отсутствие перемещения.

Способ существования сущего.

Изменение положения тел.

Покой.

409. Любое изменение, преобразование, процесс - это:

Эволюция.

Движение.

Реформа.

Инволюция.

Развитие.

410. Согласно атрибутивной концепции материи, движение:

Прерывно.

Равноценно покою.

Совершается по кругу.

Временно.

Абсолютно.

411. Атрибут материи, характеризующий протяжённость, структурность материальных систем есть:

Развитие.

Время.

Пространство.

Покой.

Движение.

412. Научно-философское понимание пространства и времени:

Это формы субъективных переживаний.

Это объективная характеристика бытия.

Это порождение абсолютной идеи.

Это абсолютное начало мироздания.

Это формы познания реальности.

413. Определение с позиции материалистической диалектики:

Пространство и время – априорные формы чувственности.

Пространство и время – формы человеческого существования.

Пространство и время – формы бытия материи.

Пространство и время – вместилище предметов и явлений.

Пространство и время – субъективные восприятия.

414. «Пространство и время существуют сами по себе, независимо от материи» выражена концепция:

Субстанциальная.

Объективистская.

Субъективистская.

Реляционная.

Метафизическая.

Отражение социальной формы движения материи:

Механическое перемещение тел.

Общественное развитие.

Теплота, свет, электричество.

Химические реакции.

Рост и размножение живых организмов.

Первоначальное понимание диалектики:

Знание противоречивости человеческого бытия.

Мировой разум.

Мировой интерес.

Умение вести беседу.

Способ ведения дискуссии.

Общепринятое определение диалектики:

Учение о логических противоречиях.

Учение об общих законах природы, общества и мышления.

Учение о законах мышления.

Учение о развитии материального и идеального бытия.

Учение о законах движения в природе.

О характере изменений мира в целом учит:

Астрология.

Диалектика.

Астрономия.

Химия.

Биология.

Основной принцип диалектики:

Согласование.

Развитие.

Неопределённость.

Обратимость.

Отрицание.

Категории диалектики:

Пространство.

Сущность и явление.

Эклектика.

Атомарность, валентность.

Круговорот.

Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражают:

Часть и целое.

Сущность и явление.

Необходимость и случайность.

Возможность и действительность.

Причина и следствие.

422. Сформулировал основные законы диалектики:

1. К. Маркс.

2. Гераклит.

3. Ф. Шеллинг.

Г. Гегель.

5. Платон.

423. Диалектическое единство количественных и качественных характеристик - это:

Тождество.

Различие.

Мера.

Сущность.

Связь.

Сущность категории мера:

1. Накопление количественных изменений.

2. Переход количественных изменений в качественные.

3.Граница, где происходят количественные изменения соответствующие данному качеству.

4. Переход от одного качества к другому.

5. Отрицание старого новым.

425. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает:

Направленность.

Механизм.

Источник.

Постепенность.

Линейность.

426. В процессе развития закон единства и борьбы противоположностей раскрывает:

1. Постепенность.

2.Источник.

3. Механизм.

4. Линейность.

5. Направленность.

427. В процессе развития закон отрицания отрицания раскрывает:

Постепенность.

Механизм.

Линейность.

Направленность.

Источник.

428. Закон, согласно которому новое всегда диалектически преодолевает старое:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон исключённого третьего.

3. Закон отрицания отрицания.

4. Закон тождества.

5. Закон перехода количественных изменений в качественные.

429. Детерминизм как философский принцип – это признание:

Скачкообразности в природе и обществе.

Воли как побудительной силы.

Причинно-следственной зависимости.

Безусловности развития.

Стихийности социальных процессов.

Позиция индетерминизма:

Причиной всего существующего является атом.

Всё в мире возникает случайно.

В природе нет ни причин, ни следствия.

Все явления в мире причинно обусловлены.

Причиной всего существующего является Бог.

Наши рекомендации