Иррациональная философия XIX века.

Вся философия Нового времени разворачивается в рамках неоспоримого господства рационального. Пик торжества рационализма – эпоха Просвещения. Катастрофа Великой французской революции стала и катастрофой рационализма Просвещения. Просветительские идеалы оказались дискредитированными, рационализм – осмеянным. Этот поворот свершился не сразу, но в течение нескольких десятилетий, минувших после Великой французской революции и наполеоновских войн.

В течение первой половины XIX века осуществляется поворот европейской культуры к романтизму и иррациональным ценностям. Причина тому – не только крах проекта Просвещения.

В продолжение этого столетия образование и новая интеллектуальная культура распространялись по Европе значительно быстрее, чем модернизация. Большинство европейских стран в этом столетии обзавелись значительным слоем интеллигентов и интеллектуалов. Но социально-экономическая структура этих стран все еще оставалась слабо модернизированой. Она все еще была преимущественно аграрной и «архаичной». Соответственно, образованные слои этих немодернизированных стран тяготели к причудливой смеси новых идей и старых ценностей.

Кроме того, образование и духовная культура сами по себе содержат противоречивые тенденции. С одной стороны, они тяготеют к созданию и распространению нового. С другой стороны, они достаточно консервативны, поскольку опираются на ценности и образцы, проверенные столетиями. В итоге, интеллигенция – плод образования и носитель духовной культуры – с неизбежностью распадается на «прогрессистов» и «консерваторов». Количественное соотношение этих групп зависит от исторического контекста и общественной ситуации.

Среднестатистический интеллигент воображает, что он выстраивает свою общественную и политическую позицию сознательно, осмысленно и произвольно. В действительности же он, как марионетка, лишь интеллектуально оформляет тектонические подвижки социальных формаций. Как листва, гонимая ветром, интеллигенция устремляется то в сторону прогрессизма, то в сторону консерватизма. В эпоху Просвещения интеллигенция поголовно бредила прогрессивными идеями. Консерваторы были в меньшинстве, и голос их был слаб и жалок. В XIX же веке количественное соотношение двух групп интеллигенции стало меняться. Консерваторы обрели общественный и интеллектуальный вес и заявили о себе во всеуслышание.

Чем быстрее менялось общество, тем больше консервативная интеллигенция брюзжала о девальвации и разрушении нетленных ценностей, распространении пагубной бездуховности. XIX век – это век достаточно быстрой модернизации западноевропейских стран. Неслучайно, что именно в XIX веке возникает мощная оппозиция ценностям модернизации и рационалистическому духу науки.

Эта оппозиция тем более усиливается, поскольку Просвещение XVIII века продемонстрировало склонность научного рационалистического духа покуситься и на духовные ценности. Пока наука рационально познавала природу и сокрушала мифы об окружающем материальном мире, консервативное интеллектуальное большинство угрюмо терпело. Но как только наука обратилась в своем познании на человека и общество и стала разъедать мифы, укорененные здесь, это большинство поняло, что бездействовать больше нельзя – необходимо действовать. Именно в XIX веке наука делает первые успехи в области познания человека и общества. И именно в XIX веке возникает ее мощный оппонент – иррационализм. Мощь этого оппонента не столько в интеллектуальной силе, сколько в той поддержке, которую он находит в образованных слоях европейского общества. Рациональные аргументы излишни, если большинство и без них с радостью соглашается с вами. В итоге, интеллектуальная оппозиция научному знанию стремительно возрастает в течение всего XIX века, пока не дискредитирует достаточно сильно уже в XX веке авторитет науки.

«Движение» иррационализма никогда не было единым. Научная рациональность подвергалась атакам с различных сторон и с различных позиций. Но общим для этого движения всегда было одно стремление – сомнение в познавательной силе науки и защита ценностей и мифов, освященных традицией, но не обоснованных рационально.

Глава 1.

«Экзистенциальная» философия Сёрена Кьеркегора.

Наши рекомендации