Проблема развития человека в психологии . и теории систем

Как же представлена проблема развития человека в психо­логии? Какой ответ предлагает современная наука на вопрос о цели существования человека? В современной психологии проблема развития человека решается, как правило, в возраст­ном плане.

Предметом возрастной психологии является рассмотрение онтогенеза психических функций и процессов на стадиях со­зревания, акмэ и инволюции.

Проблемой целостного развития человека на протяжении всей жизни психологи, как правило, не занимаются. Исклю­чение представляет лишь недавно предложенная научной общественности теория развития субъективной реальности В. И. Слободчикова [161]. Рассмотрение проблемы развития человека в экзистенциальном плане, как развитие или станов­ление его сущности, экзистенции имеет место скорее в фило­софии, этике или педагогике.

Экзистенциализм и гуманистическая психология основной смысл и назначение человеческой жизни усматривают в «само­совершенствовании», в «самореализации», в «самоидентифи­кации» — это путь движения человека к самому себе, раскры­тие своей самости.

Современные направления экзистенциализма неоднород­ны — одни экзистенциалисты принимают идею Бога (К. Яс­перс, Камю), другие придерживаются атеистической позиции (Ж.-П. Сартр) [127].

Материалистическая психология в рамках гуманистиче­ской идеологии рассматривая человека как подобие природно­го мира (отвергая высшее самосознание человека, трансцен­дентное данному миру), в качестве критериев психической эволюции может предложить только критерии адаптации че­ловека к природно-общественной среде. Игнорирование же современной психологией такого «иррационального остатка» психики, как духовные потребности (чаще всего препятствую­щие достижению комфорта, адаптации), высшее самосозна­ние (трансцендентное данному миру) — побуждает обратиться многих современных психологов к религиозно-философской литературе [29, 44].

Категория «развития», являясь философским понятием, раскрывает характер происходящих в системе изменений и выражает именно их необратимость.

В настоящее время в философии и методологии частных наук есть тенденция к соединению принципа развития с принципом системности: «развитие представляет собой такой вид необратимых изменений, который характерен именно для системных объектов», — указывает Л.И. Анцыферова [9].

Человек, психика рассматриваются сегодня в науке как система, системный объект высочайшей степени сложности и пластичности, находящийся в постоянном становлении и пре­образовании.

Человек как «система» описывается всеми свойствами, ха­рактерными для системы. Развитие психики рассматривается как возникновение качественно новых психологических обра­зований и переход психологической системы на новый уро­вень функционирования [9].

Хотя в психологии сегодня и имеются эмпирические дан­ные и некоторые теоретические представления о том, как осу­ществляется механизм развития психических образований, но в целом психология еще очень далека от понимания того, как же осуществляется «переход психологической подсистемы на новый уровень функционирования».

Христианское мировоззрение (которому уже 2000 лет), описывая мир и человека, не употребляло таких слов, как «сис­тема», «уровни функционирования», «диалектика», «борьба и единство противоположностей», «уникальность», «самооргани­зация», но по сути описание человека в христианской антропо­логии очень близко современному системному подходу, т.к. исходит прежде всего из постулата целостности человека — Человек не есть то, из чего состоит, как дом не есть материал, из которого он построен. Человек есть целое [141]. В отличие от современной науки, постулат целостности не только теоре­тически провозглашен в христианстве, но и реализован в прак­тике Спасения, изменения человека.

Поэтому, на наш взгляд, представляет интерес познако­миться с основными положениями христианской антрополо­гии и воспользоваться ее представлениями там, где современ­ная психология испытывает трудности.

Обобщая Святоотеческое предание, А. Позов писал, что Человек, как и Космос, есть единство во множественном, ив этом — основа его изменчивости [141]. «Единство во множе­ственности» можно понимать как действие некоего объединя­ющего фактора. В общей теории систем такой фактор называ­ется «системообразующим». Дифференцированность свойств человека обуславливает детерминизм, связывающий человека.

Наиболее «дифференцированным», сложным по составу у человека является тело. Менее дифференцированна душа. Дух же — един и прост.

У преп. Максима Исповедника есть представления о степе­ни «сложности» соответствующих логосов. Ангелы, по учению преп. М. Исповедника, совершенно бестелесны, хотя, как тварные существа, отличаются некоторой сложностью. У пад­ших ангелов эта сложность как бы соединяется уже с некото­рым овеществлением в силу их пристрастия к веществу. У чело­века сложный логос, определяющий его бытие: а) двухсостав­ное — разумное и телесное; б) благобытие — намечающее нор­мы деятельности человека; в) вечнобытие — обожение [63].

«Если даже мысленный (духовный) мир отличается слож­ностью, — пишет С.Л. Епифанович, — то тем в большей сте­пени, конечно, отличается его мир чувственный» [63, с. 69].

Самой сложной оказывается материя — она состоит из элементов и стихий, противоборствующих друг другу. В науке человек представлен как продукт детерминизма биологическо­го и социального. Все поведение его предопределено целями реализации биологических или социальных потребностей. «Назначение» же психики рассматривается как «средство» адаптации организма к биосоциальным условиям существова­ния. И в этом смысле понятно, что чем более дифференциро­ваны потребности человека, тем более он ими связан.

Представление человека как системы предполагает перене­сение на него и принципов описания и развития системы. Как осуществляется развитие системы? Н.М. Пейсахов, В.А. Геода-кян рассмотрели оптимумы параметров целостности живой си­стемы [52, 136]. „.

Процесс развития системы — это процесс усиления связей между ее элементами, что выражается в увеличении ее органи­зации. Но связи между элементами не должны быть ни очень слабыми, что обуславливает такую, характеристику системы,

как дискретность; ни очень сильными, что приводит к жестко­сти системы. Оптимально организованная система должна об­ладать свойствами и жесткой и дискретной систем — именно их взаимодополнение обеспечивает высокую жизнеспособ­ность системы в целом.

Как пример такой целостной системы с оптимальной ин-тегрированностью и дифференцированностью Л.Н. Грановская приводит интеллект взрослого человека 26—35 лет [54]. Интел­лект человека в данном случае рассматривается как самоорга­низующаяся система.

Р.У. Эшби определяет самоорганизующуюся систему как такую, все части которой в начале работы отделены друг от друга (поведение одной не зависит от состояния другой' час­ти), а затем — вступают во взаимодействие — между ними устанавливаются определенные связи [218].

Самоорганизующаяся система изменяется от системы с раздельными дифференцированными элементами до системы со связанными элементами, образующими уже некоторое единство.

Как пишет А. Позов, задача изменения (развития) челове­ка заключается в том, чтобы связать все дифференцированное в единство, перевести в новое качество. В этом случае диффе­ренцированное теряет свои специфические черты, свою «ока-чественность».

Объединение дифференцированных структур в человече­ской тримерии без их смешения осуществляется через их

— триадизацию;

— синергию;

— гармонию;

— симфонию;

— иерархию [141].

На современном языке теории систем эти принципы мож­но было бы назвать законами структурообразования и функ­ционирования системы. Человек в христианской антрополо­гии представлен как тримерия, триада — монада «Тело» — «Душа» — «Дух». В свою очередь, каждый из членов тримерии строится по принципу триединства — «триада в монаде и мо­нада в триаде». Объединение триад, в монаду осуществляется по иерархическому принципу (141 ].

142 ' -

О том, что троичность является одним из принципов струк­турирования мироздания, мы уже говорили в I части. И нельзя здесь не вспомнить слова о. П. Флоренского: «Через простран­ство и время все ознаменовано числом "три", и троичность есть наиболее общая характеристика бытия. Каждый слой, каждый род бытия имеет свою особенную троичность» [185, I, с. 597].

Принцип триадизации в наибольшей степени отражает ме­ханизм развития. Каждый монизм заключает в себе скрытый дуализм — диаду. В процессе дифференциации, происходящем в монаде, к определенному моменту времени образуется ди­ада — полюса противоположных сил, свойств.

1) Если в результате диалектического взаимодействия происходит соединение, объединение этих противоположных сил, то синтез их рождает новое качество — новый вектор к противодействующим свойствам. Из 3-х компонентов образу­ется целостность — новая «триада — монада». 2) Если соеди­нения сил не происходит, то неразрешимая диада ведет к ка­тастрофе, гибели одного из членов диады — тезиса или анти­тезиса и монада распадается.

Этот христианский взгляд очень перекликается со взгля­дом первого системолога в науке. Процессы межсистемного взаимодействия глубоко проработаны в тектологии А.А. Богда­нова: процесс взаимодействия подсистем — это борьба разно-направленных «активностей» комплексов различного уровня, из которых каждый окружен средою — иначе организованны­ми комплексами. Эти «иначе организованные комплексы» «тектологически враждебны» первому комплексу — и именно эта «тектологическая враждебность» является проявлением ди­алектики развития систем в ходе их взаимодействия [23].

Описанный принцип триадизации, провозглашенный в христианской антропологии как «механизм» развития челове­ческой тримерии, хорошо иллюстрируется данными современ­ной психологии развития.

Центральной проблемой в научных исследованиях прогрес­сивного развития является, по мнению А.С.Богомолова [9], раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня разви­тия к высшему. Плодотворной разработкой этой проблемы мо­жет быть понятие одноплоскостного развития в пределах одно­го и того же уровня сложности. Психологические исследования

подтверждают существование такого типа развития, хотя и показывают недостаточность этого механизма при переходе на новый уровень функционирования (9]. Так, детально и на большом экспериментальном материале поведения животных К.Э. Фабри показал возникновение и зарождение элементов бо­лее высокого уровня поведения внутри предшествующих стадий.

В.Г. Асеев: «Объективно предъявляемые человеку требова­ния... создают своеобразное напряженное энергетическое "поле" детерминации; избирательно актуализирующее вполне определенные акты действий и детерминирующие вполне оп­ределенную направленность процесса формирования новых личностных свойств. Этот процесс начинается с некоторых частных изменений, развернутых во времени, вначале эпизо­дических, затем все более систематических и направленных к единой объективно заданной точке развития, а именно к ре­шению возникшего противоречия путем изменения свойств личности...» [10, с. 31].

Таким образом, В.Г.Асеев констатирует исходное диалек­тическое противоречие развития между свойствами личности и требованиями среды — противоречие, между «разноименны­ми полюсами» которого и развертывается процесс развития.

Следующий принцип объединения структур человеческой тримерии

Принцип синергии. Синергия — это совместное функцио­нирование частей тримерии. Он также иллюстрируется науч­ными данными. «На этапе усиленной дифференциации систе­мы вновь возникшие компоненты для того, чтобы проявить и развить все свои возможности, должны включаться в наиболее широкие и разнообразные связи с другими компонентами, иначе дифференциация не заканчивается образованием эле­ментов с различными функциональными свойствами. Если дифференциация идет дальше, противоречия между элемента­ми остаются наряду с тенденцией к гармонии. В этот период особенно отчетливо проявляется роль гармонии как движущей силы развития системы в целом» [9].

Принцип гармонии. Осуществление единства тримерии выражается через гармонию всех частей тримерии и через гар­монию внутри каждого члена тримерии.

Принцип гармонии подтверждается данными психофизи­ологии. Исследование Анохиным П. поведенческих актов по-

казало, что элементы функциональной системы связаны друг с другом не просто отношениями взаимодействия, но отноше­ниями со-действия. В высоко дифференцированной системе со-действие предполагает наличие элементов, выполняющих не просто различные, но и противоположные функции,гар­моническое единство которых — взаимодополнение, содей­ствие друг другу — позволяет системе успешно функциониро­вать [9]. В философской литературе также предпринимаются попытки разработать положение о гармонии как движущей силе развития.

Принцип симфонии. Хотя компоненты тримерии взаимно проникают друг в друга, тем не менее не происходит их сме­шения, поглощения одной силы другой — каждая часть триме­рии сохраняет свою индивидуальность. Вот как интерпретиру­ется принцип симфонии в теоретических положениях психо­логии.

Понять безграничность развития любой, в том числе пси­хологической, системы невозможно без раскрытия разнонап-равленного влияния друг на друга уровней ее организации и их интеграции в единую целостность. В составе этой целостности прежние иерархические уровни преобразуются скорее в разные режимы работы или функционирования всей системы, для ко­торых уже неадекватны характеристики «выше» и «ниже» [9].

Каждая стадия развития характеризуется своими уникаль­ными психологическими новообразованиями, которые, вклю­чаясь в состав генетически позднейших стадий, отнюдь не ра­створяются в них, а наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным ка­чеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях. Исследования А.В. Запорожца показали, что наглядно-образное мышление дошкольников, сохраняя возрастные особенности, обретает способность отра­жать общее, т.е. возникают задатки абстрактно-логического мышления {9].

Принцип иерархичности. Объединение компонентов триа­ды осуществляется по иерархичному принципу — один из компонентов триады является ведущим. Полное раскрытие детерминации развития психического невозможно без выявле­ния способа его существования в качестве компонента более обширных систем — общества, нации, эпохи.

Идеи о превращении последовательности этапов психи­ческого развития в иерархию уровней складывающейся психо­логической организации выдвигались разными психологами, в том числе и Ж. Пиаже — у взрослого человекакаждая из прой­денных, им стадий соответствует уровню в иерархии его пове­дения [9].

«Источником существования одних систем являются дру­гие системы. Любая система может развиваться, существовать лишь преобразовывая другие системы», — так считает Аверья­нов А.И. [1, с. 124].

Итак, сравнительный анализ показывает, что все принци­пы, описанные в христианской антропологии как принципы образования целостной «триады — монады», хорошо иллюст­рируются современными научными данными по психическому развитию.

Если положения христианской антропологии перевести на современный научный язык, то это очень похоже на механизм образования нового системного качества — на высших уров­нях системы происходит снятие низших ее свойств, не исчез­новение их, не потеря, а преобразование.

Если попытаться обобщить описанную динамику образо­вания новой системы, или выделение подсистемы внутри уже функционирующей системы — тот процесс, который обычно называют развитием системы — то в целом это будет выгля­деть так.

«Монада», или некое системное образование с развитыми связями между элементами,синергийно (совместно) функцио­нирующими и подчиняющимисяпринципу симфонии, когда разные иерархические уровни или комплексы элементов внутри системы функционируют как разные режимы работы, взаимно проникая друг в друга, не смешиваясь и не нарушая функционирования друг друга; — эта монада определенное время существует как гармоничное единство (функциониро­вание одних комплексов элементов дополняет функциониро­вание других — содействие их друг другу составляет опти­мальную пропорцию, может быть, по закону «золотого сече­ния»).

Функционирование объединенных комплексов внутри си­стемы или подсистем в системе осуществляется при наличии иерархической регуляции.

Этапы развития системы образовали иерархию уровней, подсистем — один из уровней является ведущим, осуществля­ет высшую регуляцию, слаженную работу других уровней.

В определенный момент времени в системе начинается (под влиянием какого-то фактора) или продолжается диффе­ренциация элементов. Дифференциация элементов может со­провождаться объединением их в комплексы — таким обра­зом, в системе осуществляется одноуровневое развитие — по­являются новые функции и при этом сохраняется в системе в целом гармоническое единство. -Или возможен другой вариант продолжающейся дифференциации элементов системы.

Дифференциация элементов может привести к образова­нию элементов с противодействующими или противополож­ными функциями — в таком случае в системе возникает поля­ризация противоречивых комплексов. Нарушаются гармония, симфония в функционировании системы. Усиление или про­должение этого процесса приводит к диалектическому проти­воречию — между противоречивыми полюсами создается диа-дическое напряжение.

Если объединение противоположных комплексов — по­люсов не происходит, то неразрешимость диадического противодействия приводит к разрушению одного из комп­лексов — система терпит катастрофу вплоть до распадения — потери связей между элементами, 'уровнями и разрушения целостности.

Если в результате противоборства противоречивых сил происходит их объединение, синтез, то в результате противо­действующие элементы преобразовываются и образуется но­вое системное качество. Такой «вектор» (новое качество), ор­тогональный к противодействующим прежним комплексам, вместе с ними образует триаду — подсистему — монаду, или новую целостную систему.

Так, вероятно, происходит процесс развития системы — приобретение ею новых качеств — необратимых изменений. Итак, описание образования и развития триады — монады в христианской антропологии может- представлять эвристичес­кую ценность для понимания механизма и процесса развития психических образований в современной психологии.

Святоотеческое Предание говорит о том, что естествен­ное, «райское» состояние человека было целостным, характе-

ризовалось цельностью душевных чувств, интегральным цель­ным состоянием блаженства и радости.

После грехопадения целостность человека разрушилась:

ум отделился от сердца, дух от души, душа подчинилась телу. и многообразию страстей.

Восстановление утраченной целостности есть процесс обожения человека, одухотворения его тримерии. Одухотворе­ние тела и души — преобразование компонентов человеческой тримерии — происходит в аскетическом подвиге через связы­вание всего материального в единство, что позволяет перевес­ти все материальное в субстанциальное и далее в сверхсуб­станциальное.

Так объясняет «механизм» обожения А. Позов [141]. Имен­но через вступление в единство дифференцированные отдель­ные свойства тел и души, объединяясь, теряют свои специфи­ческие качества.

Проф. Дж. Стренге показала, каким образом и какие на­правления секулярной западной психотерапии помогают чело­веку восстановить утраченную целостность — мыслей и чувств, мыслей и действий, действий и чувств [171].

Человек по даруемой Богом благодати приближается к Нему, становясь подобным и преподобным. Св. Григорий Па-лама так описывал «нового» обоженого человека: «...Сыны Воскресения не будут нуждаться ни в чем, составляющем жизнь века нынешнего, ни в воздухе, ни в свете, ни в про­странстве и подобном, но вместо всего этого будет нам боже­ственная природа, по Гр. Нисскому; и по святому Максиму обожение души и тела дарует тогда прекращение всех ум­ственных и чувственных природных действований, так что Бог будет являться посредством души и тела, ибо все природные признаки пересилит изобилие Его славы» [133, с. 227}.

Наши рекомендации