Модуль 2. Проблема возраста в возрастной психологии и психологии развития

Комплексная цель модуля:Охарактеризовать социальные, исторические, культурные и психологические основания возраста, показать гетерохронность возрастного развития, раскрыть теоретические и прикладные аспекты разработки категории «возраст» в психологии развития и возрастной психологии. Провести анализ теоретических оснований построения периодизаций возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии.

Краткое содержание модуля:понятие периодизации развития. Психологические основания периодизаций развития. Современные подходы к периодизации развития человека. Возрасты жизни в культурно-исторической ретроспективе.

Проектное задание: подготовить проект «Возрасты жизни в исторической ретроспективе»

1. Исследования возрастов жизни в психологии и смежных науках

2. Возрасты жизни и психологическое время

3. Возрасты жизни в изобразительном искусстве

4. Возрасты жизни в художественной литературе

Тестовое задание к модулю 2.

1. Автор эпигенетической теории развитии:

a) Ж. Пиаже

b) Л. С. Выготский

c) Э. Эриксон

d) Д. Эльконин

2.Направление, психологи которого исследуют познавательную деятельность человека:

a) психоаналитическое

b) социогенетическое

c) культурологическое

d) когнитивное

3.Развитие интеллекта по Ж.Пиаже проходит:

a) 2 стадии

b) 4 стадии

c) 3 стадии

d) Все ответы не верны

4.Кто из предложенных психологов не являлся сторонником Л. С. Выготского:

a) С. Л. Рубенштейн

b) Ж. Пиаже

c) А. Н. Леонтьев

d) Л. И. Божович

5.Зона ближайшего развития – это:

a) то, что ребенок может делать и понимать при помощи взрослого

b) то, что ребенок может делать и понимать сам

c) то, что ребенок делать не умеет

d) все ответы не верны

6.Какие критерии возрастной периодизации рассматриваются в психологии:

a) новообразования

b) кризис

c) тип ведущей деятельности

d) социальная ситуация развития;

e) все ответы верны.

7. Кто из психологов ввел понятия «Психологические новообразования» и «социальная ситуация развития»:

a) Ж.Пиаже

b) Э.Эриксон

c) В. С. Мухина

d) Л. С. Выготский

8. Какую стадию не выделял в развитии интеллекта Ж. Пиаже:

a) дооперационная стадия

b) стадия формальных операций

c) латентная стадия

d) стадия конкретных операций

9. По мнению Л. С. Выготского … движет развитие и ведет его за собой:

a) обучение

b) научение

c) подражание

d) инициатива

10. Соотнесите:

a) культурно-историческая теория 1. Ж. Пиаже

b) теории деятельности 2. Д. Б. Эльконин

c) когнитивная теория 3. Л. С. Выготский

d) концепция учебной деятельности 4. А. Н. Леонтьев

Ключ: 1- с; 2-d; 3-b; 4-b; 5-a; 6-e; 7-d; 8-c; 9-a; 10:а-3; b-4; с-1; d-2.

Шкала оценки результатов:

За каждый правильный ответ, совпадающий с ключом – один балл.

0-6 балла – оценка «неудовлетворительно».

7-8 баллов – оценка «удовлетворительно».

9-10 баллов – оценка «хорошо».

11-12 баллов – оценка «отлично».

Список рекомендуемой литературы:

1. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984

2. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

4. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

Модуль 3. Особенности психи­ческого развития на разных этапах онто­генеза

Комплексная цель модуля:Показать место и значение возрастов жизни в онтогенезе человека, раскрыть психологические характеристики возраста, определить значение знаний психологических закономерностей возрастного развития для построения программ психологического сопровождения онтогенеза развития.

Краткое содержание модуля:Феномен детства как особого возраста жизни. Психологические особенности младенческого возраста. Психологическая характеристика раннего возраста. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Психология зрелых возрастов.

Проектное задание:Подобрать психодиагностические методики, направленные на исследование особенностей психического развития человека в каждом возрастном периоде (от 5 методик): младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст,подростковый возраст;юношеский возраст,молодость.

При описании методики необходимо указать: название методики; автора; цель; инструментарий (какой материал необходимо подготовить для проведения методики: предметы, специальные бланки, цветные карандаши и т.п.); процедура проведения; процедура обработки; источник (литература).

Тестовое задание к модулю 3.

1. Выберите правильный ответ:
Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают:
а) условные рефлексы;
b) безусловные рефлексы;
c) слуховые анализаторы.
2. Вставьте правильный ответ:
… - простейшая первичная форма самосознания.
а) узнавание себя;
b) самооценка;
c) автономная речь.
3. Установите последовательность формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому:
а) формируются в совместной деятельности;
b) переходят во внутренний план;
c) становятся внутренними психическими процессами ребенка.
4. Выберите правильный ответ:
Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
b) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
c) тревожность, демонстративность, вербализм.
d) все ответы верны;
e) правильного ответа нет.
5. Установите соответствие:
Новообразования:
а) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.
b) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.
c) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи. Возраст:
а) младший школьный;
b) ранний возраст;
c) дошкольный.
6. Комплекс оживлениям включает в себя:

a) улыбку

b) поворот головы к источнику света

c) вокализации

d) сосательный рефлекс

e) двигательную активность конечностей

7.Причина госпитализма заключается в дефиците:

a) общения;

b) движения;

c) жевания.

8. Основными видами депривацин являются:

личностная

a) информационная

b)материальная

c)материнская

d) двигательная

e) сенсорная

f) социальная

9.Основными компонентами психологической готовности к школьному обучению являются:
a) социальная зрелость c) эмоциональная зрелость

b) интеллектуальная зрелость d) половая зрелость

10. Основными ценностями какого возраста становятся выбор спутника жизни и профессиональная деятельность?___________________________

Ключ: 1-b; 2-a; 3-a.b.c; 4-a; 5:1-b, 2-c,3-a;6-a,c,e;7-a; 8-все, кроме:a,e; 9-a,b,c;10-молодость.

Шкала оценки результатов:

За каждый правильный ответ, совпадающий с ключом – один балл.

0-6 балла – оценка «неудовлетворительно».

7-8 баллов – оценка «удовлетворительно».

9-10 баллов – оценка «хорошо».

11-12 баллов – оценка «отлично».

Список рекомендуемой литературы:

1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

Наши рекомендации