Понятие «тримерии» в христианской антропологии

Человек создан Богом по Образу Его и Подобию. Свой­ствами духовного бытия являются сознание, разум, творче­ство, свобода. По словам арх. Киприана Керна, Образ Бога в человеке есть онтологическая основа Откровения [84].

По мнению старца Силуана, отблески Образа Божьего заключены в теле, психофизическом строении, тройственнос­ти души человека, но самым существенным является ОБРАЗ БЫТИЯ [156].

Св. Гр. Палама находит символы внутрибожественной жизни в низших планах бытия — в духовной природе человека

[133].

Человек, как и Св.Троица, троичен. Св. Ефрем Сйрин сравнивает человеческую тримерию — тела, души и духа с тре­мя Лицами Божественной Троицы. Человек символически, об­разно отображает в себе внутритроичные отношения трех Бо­жественных ипостасей. В Св. Троице Ипостаси Отца, Сына и Св.Духа слиты нераздельно и неслиянно. Так и в человеке ест» ум, слово и дух, и ни ума не бывает без слова, ни слова без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе [90].

Как мы установили в I части, мир устроен по принципу изоморфизма. Законы мироздания общие и для Космоса и для Антропоса, а мир земной — символ Мира Горнего.

Поэтому в Антропосе, Микрокосмосе, действуют те же за­коны:

— неслиянности и нераздельности в тримерии;

— целостности;

— триединства;

— гармонии;

— иерархии.

Принцип неслиянности и нераздельности в тримерии чело­века. Душа оживляет тело и слита с ним нераздельно — свой­ства природы души и тела остаются в своих границах устойчи­выми и не сливаются. В то же время мы видели, как трудно ус­тановить различия между душой и духом, которые также сли-

ты между собой нераздельно, хотя и не тождественны друг другу.

Принцип целостности. Нераздельность и неслиянность компонентов человеческой тримерии — тела — души и духа — обуславливает целостность триады, которая выступает как ин­тегрированная триада — монада.

Св. Афанасий Синайский сказал: «Человек есть триада в монаде и монада в триаде». Человек — Образ Божественной Триединой Монады. Эта интегрированная монада — триада являет собой человеческую индивидуальность.

«Индивидуальность — это те особенности, — писал А. Ку-раев, — которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы» [98].

Проявление индивидуальных черт — это то, как, в какой мере, каким образом данный человек осуществляет свою чело­веческую сущность, «проявляет» свой логос. Индивидуаль­ность — это целостность индивидуальных свойств, объединен­ных «программой» развития логоса.

Симфония и гармония в тримерии. Хотя тело, душа и дух нераздельны и неслиянны, взаимно проникают друг в друга, тем не менее не происходит их смешения или поглощения их друг другом.

В райском состоянии человек пребывал в целостной гар­монии.

Соотношение между компонентами в тримерии, вероятно, по Замыслу Творца, тоже было гармоничным. Закон гармонии известен как «золотое сечение» — определенная пропорция в соотношении влияния компонентов в тримерии.

Принцип иерархии в тримерии. Все компоненты триме­рии существуют в гармоничном взаимодействии друг с другом и вместе с тем в тримерии действует принцип иерархического строения — дух является высшим регулирующим началом.

Принцип триединства в тримерии. Принцип триединства реализуется в каждом компоненте человеческой тримерии:

— тело троично, состоит из 3-х частей;

— душа троична, состоит из 3-х частей;

~ дух троичен, состоит из 3-х частей. Вот как Образ и Подобие 3-х частей души рассматривает арх. Киприан:

1) вожделенная душа соприкасается с любовью Бога; 2) ра­зумная душа воспринимает исходящую от Бога мудрость; 3) раз­дражительная часть души через гнев противостоит духам [84].

И, в свою очередь, части души слиты нераздельно и несли-янно: «и в душе нашей мы можем усмотреть троичность ипос­тасей, единство естества, единовременность, нераздельность, неприступность, неизобразуемость, несозерцаемость, нерож-денность» — так писал св. Гр. Нисский [цит. по арх. Керну]. Кроме триады «тело — душа — дух», в христианской антропо­логии существует еще триада «ум — чувство — воля».

А. Позов, обобщая древнецерковное учение о человеке, утверждает, что существует телесный «ум — чувство — воля», душевный «ум — чувство — воля», духовный «ум — чувство — воля» [141].

Святыми отцами ум, чувство, воля рассматривались как душевные феномены и, как правило, в их целокупности — без отрыва от основы души. Кроме того, пишет арх. Керн, ум, чувство, воля рассматривались святыми отцами как символы иного бытия, как отображения вечной жизни Самого Боже­ства [184]. Используя эти символы, св. отцы пытались понять, объяснить себе божественную первооснову мира, души, чело­века.

Поскольку человек есть Образ и должен стать Подобием Бога, то существенные свойства духовно-личного бытия и че­ловека и Бога, как утверждает догматическое богословие, сходны [90].

Если человек обладает разумом, волей и чувством, то Бог также обладает Разумом, Волей и Чувством, только сообраз­ными с его бесконечной природой.

Разум Бога — это всеведение (знание всего наилучшим об­разом) и Премудрость (знание целей и средств достижения целей).

Воля Божья — свобода Его хотения и волеизъявления.

Чувства Бога — всеблаженство и любовь.

По мнению арх. Ф.Авсенева, настоящим предметом пси­хологии является истинное существо — дух, проявляющий себя в существенном союзе с телом — или душа [2].

Наши рекомендации