Проблема развития человека в психологии . и теории систем
Как же представлена проблема развития человека в психологии? Какой ответ предлагает современная наука на вопрос о цели существования человека? В современной психологии проблема развития человека решается, как правило, в возрастном плане.
Предметом возрастной психологии является рассмотрение онтогенеза психических функций и процессов на стадиях созревания, акмэ и инволюции.
Проблемой целостного развития человека на протяжении всей жизни психологи, как правило, не занимаются. Исключение представляет лишь недавно предложенная научной общественности теория развития субъективной реальности В. И. Слободчикова [161]. Рассмотрение проблемы развития человека в экзистенциальном плане, как развитие или становление его сущности, экзистенции имеет место скорее в философии, этике или педагогике.
Экзистенциализм и гуманистическая психология основной смысл и назначение человеческой жизни усматривают в «самосовершенствовании», в «самореализации», в «самоидентификации» — это путь движения человека к самому себе, раскрытие своей самости.
Современные направления экзистенциализма неоднородны — одни экзистенциалисты принимают идею Бога (К. Ясперс, Камю), другие придерживаются атеистической позиции (Ж.-П. Сартр) [127].
Материалистическая психология в рамках гуманистической идеологии рассматривая человека как подобие природного мира (отвергая высшее самосознание человека, трансцендентное данному миру), в качестве критериев психической эволюции может предложить только критерии адаптации человека к природно-общественной среде. Игнорирование же современной психологией такого «иррационального остатка» психики, как духовные потребности (чаще всего препятствующие достижению комфорта, адаптации), высшее самосознание (трансцендентное данному миру) — побуждает обратиться многих современных психологов к религиозно-философской литературе [29, 44].
Категория «развития», являясь философским понятием, раскрывает характер происходящих в системе изменений и выражает именно их необратимость.
В настоящее время в философии и методологии частных наук есть тенденция к соединению принципа развития с принципом системности: «развитие представляет собой такой вид необратимых изменений, который характерен именно для системных объектов», — указывает Л.И. Анцыферова [9].
Человек, психика рассматриваются сегодня в науке как система, системный объект высочайшей степени сложности и пластичности, находящийся в постоянном становлении и преобразовании.
Человек как «система» описывается всеми свойствами, характерными для системы. Развитие психики рассматривается как возникновение качественно новых психологических образований и переход психологической системы на новый уровень функционирования [9].
Хотя в психологии сегодня и имеются эмпирические данные и некоторые теоретические представления о том, как осуществляется механизм развития психических образований, но в целом психология еще очень далека от понимания того, как же осуществляется «переход психологической подсистемы на новый уровень функционирования».
Христианское мировоззрение (которому уже 2000 лет), описывая мир и человека, не употребляло таких слов, как «система», «уровни функционирования», «диалектика», «борьба и единство противоположностей», «уникальность», «самоорганизация», но по сути описание человека в христианской антропологии очень близко современному системному подходу, т.к. исходит прежде всего из постулата целостности человека — Человек не есть то, из чего состоит, как дом не есть материал, из которого он построен. Человек есть целое [141]. В отличие от современной науки, постулат целостности не только теоретически провозглашен в христианстве, но и реализован в практике Спасения, изменения человека.
Поэтому, на наш взгляд, представляет интерес познакомиться с основными положениями христианской антропологии и воспользоваться ее представлениями там, где современная психология испытывает трудности.
Обобщая Святоотеческое предание, А. Позов писал, что Человек, как и Космос, есть единство во множественном, ив этом — основа его изменчивости [141]. «Единство во множественности» можно понимать как действие некоего объединяющего фактора. В общей теории систем такой фактор называется «системообразующим». Дифференцированность свойств человека обуславливает детерминизм, связывающий человека.
Наиболее «дифференцированным», сложным по составу у человека является тело. Менее дифференцированна душа. Дух же — един и прост.
У преп. Максима Исповедника есть представления о степени «сложности» соответствующих логосов. Ангелы, по учению преп. М. Исповедника, совершенно бестелесны, хотя, как тварные существа, отличаются некоторой сложностью. У падших ангелов эта сложность как бы соединяется уже с некоторым овеществлением в силу их пристрастия к веществу. У человека сложный логос, определяющий его бытие: а) двухсоставное — разумное и телесное; б) благобытие — намечающее нормы деятельности человека; в) вечнобытие — обожение [63].
«Если даже мысленный (духовный) мир отличается сложностью, — пишет С.Л. Епифанович, — то тем в большей степени, конечно, отличается его мир чувственный» [63, с. 69].
Самой сложной оказывается материя — она состоит из элементов и стихий, противоборствующих друг другу. В науке человек представлен как продукт детерминизма биологического и социального. Все поведение его предопределено целями реализации биологических или социальных потребностей. «Назначение» же психики рассматривается как «средство» адаптации организма к биосоциальным условиям существования. И в этом смысле понятно, что чем более дифференцированы потребности человека, тем более он ими связан.
Представление человека как системы предполагает перенесение на него и принципов описания и развития системы. Как осуществляется развитие системы? Н.М. Пейсахов, В.А. Геода-кян рассмотрели оптимумы параметров целостности живой системы [52, 136]. „.
Процесс развития системы — это процесс усиления связей между ее элементами, что выражается в увеличении ее организации. Но связи между элементами не должны быть ни очень слабыми, что обуславливает такую, характеристику системы,
как дискретность; ни очень сильными, что приводит к жесткости системы. Оптимально организованная система должна обладать свойствами и жесткой и дискретной систем — именно их взаимодополнение обеспечивает высокую жизнеспособность системы в целом.
Как пример такой целостной системы с оптимальной ин-тегрированностью и дифференцированностью Л.Н. Грановская приводит интеллект взрослого человека 26—35 лет [54]. Интеллект человека в данном случае рассматривается как самоорганизующаяся система.
Р.У. Эшби определяет самоорганизующуюся систему как такую, все части которой в начале работы отделены друг от друга (поведение одной не зависит от состояния другой' части), а затем — вступают во взаимодействие — между ними устанавливаются определенные связи [218].
Самоорганизующаяся система изменяется от системы с раздельными дифференцированными элементами до системы со связанными элементами, образующими уже некоторое единство.
Как пишет А. Позов, задача изменения (развития) человека заключается в том, чтобы связать все дифференцированное в единство, перевести в новое качество. В этом случае дифференцированное теряет свои специфические черты, свою «ока-чественность».
Объединение дифференцированных структур в человеческой тримерии без их смешения осуществляется через их
— триадизацию;
— синергию;
— гармонию;
— симфонию;
— иерархию [141].
На современном языке теории систем эти принципы можно было бы назвать законами структурообразования и функционирования системы. Человек в христианской антропологии представлен как тримерия, триада — монада «Тело» — «Душа» — «Дух». В свою очередь, каждый из членов тримерии строится по принципу триединства — «триада в монаде и монада в триаде». Объединение триад, в монаду осуществляется по иерархическому принципу (141 ].
142 ' -
О том, что троичность является одним из принципов структурирования мироздания, мы уже говорили в I части. И нельзя здесь не вспомнить слова о. П. Флоренского: «Через пространство и время все ознаменовано числом "три", и троичность есть наиболее общая характеристика бытия. Каждый слой, каждый род бытия имеет свою особенную троичность» [185, I, с. 597].
Принцип триадизации в наибольшей степени отражает механизм развития. Каждый монизм заключает в себе скрытый дуализм — диаду. В процессе дифференциации, происходящем в монаде, к определенному моменту времени образуется диада — полюса противоположных сил, свойств.
1) Если в результате диалектического взаимодействия происходит соединение, объединение этих противоположных сил, то синтез их рождает новое качество — новый вектор к противодействующим свойствам. Из 3-х компонентов образуется целостность — новая «триада — монада». 2) Если соединения сил не происходит, то неразрешимая диада ведет к катастрофе, гибели одного из членов диады — тезиса или антитезиса и монада распадается.
Этот христианский взгляд очень перекликается со взглядом первого системолога в науке. Процессы межсистемного взаимодействия глубоко проработаны в тектологии А.А. Богданова: процесс взаимодействия подсистем — это борьба разно-направленных «активностей» комплексов различного уровня, из которых каждый окружен средою — иначе организованными комплексами. Эти «иначе организованные комплексы» «тектологически враждебны» первому комплексу — и именно эта «тектологическая враждебность» является проявлением диалектики развития систем в ходе их взаимодействия [23].
Описанный принцип триадизации, провозглашенный в христианской антропологии как «механизм» развития человеческой тримерии, хорошо иллюстрируется данными современной психологии развития.
Центральной проблемой в научных исследованиях прогрессивного развития является, по мнению А.С.Богомолова [9], раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. Плодотворной разработкой этой проблемы может быть понятие одноплоскостного развития в пределах одного и того же уровня сложности. Психологические исследования
подтверждают существование такого типа развития, хотя и показывают недостаточность этого механизма при переходе на новый уровень функционирования (9]. Так, детально и на большом экспериментальном материале поведения животных К.Э. Фабри показал возникновение и зарождение элементов более высокого уровня поведения внутри предшествующих стадий.
В.Г. Асеев: «Объективно предъявляемые человеку требования... создают своеобразное напряженное энергетическое "поле" детерминации; избирательно актуализирующее вполне определенные акты действий и детерминирующие вполне определенную направленность процесса формирования новых личностных свойств. Этот процесс начинается с некоторых частных изменений, развернутых во времени, вначале эпизодических, затем все более систематических и направленных к единой объективно заданной точке развития, а именно к решению возникшего противоречия путем изменения свойств личности...» [10, с. 31].
Таким образом, В.Г.Асеев констатирует исходное диалектическое противоречие развития между свойствами личности и требованиями среды — противоречие, между «разноименными полюсами» которого и развертывается процесс развития.
Следующий принцип объединения структур человеческой тримерии
Принцип синергии. Синергия — это совместное функционирование частей тримерии. Он также иллюстрируется научными данными. «На этапе усиленной дифференциации системы вновь возникшие компоненты для того, чтобы проявить и развить все свои возможности, должны включаться в наиболее широкие и разнообразные связи с другими компонентами, иначе дифференциация не заканчивается образованием элементов с различными функциональными свойствами. Если дифференциация идет дальше, противоречия между элементами остаются наряду с тенденцией к гармонии. В этот период особенно отчетливо проявляется роль гармонии как движущей силы развития системы в целом» [9].
Принцип гармонии. Осуществление единства тримерии выражается через гармонию всех частей тримерии и через гармонию внутри каждого члена тримерии.
Принцип гармонии подтверждается данными психофизиологии. Исследование Анохиным П. поведенческих актов по-
казало, что элементы функциональной системы связаны друг с другом не просто отношениями взаимодействия, но отношениями со-действия. В высоко дифференцированной системе со-действие предполагает наличие элементов, выполняющих не просто различные, но и противоположные функции,гармоническое единство которых — взаимодополнение, содействие друг другу — позволяет системе успешно функционировать [9]. В философской литературе также предпринимаются попытки разработать положение о гармонии как движущей силе развития.
Принцип симфонии. Хотя компоненты тримерии взаимно проникают друг в друга, тем не менее не происходит их смешения, поглощения одной силы другой — каждая часть тримерии сохраняет свою индивидуальность. Вот как интерпретируется принцип симфонии в теоретических положениях психологии.
Понять безграничность развития любой, в том числе психологической, системы невозможно без раскрытия разнонап-равленного влияния друг на друга уровней ее организации и их интеграции в единую целостность. В составе этой целостности прежние иерархические уровни преобразуются скорее в разные режимы работы или функционирования всей системы, для которых уже неадекватны характеристики «выше» и «ниже» [9].
Каждая стадия развития характеризуется своими уникальными психологическими новообразованиями, которые, включаясь в состав генетически позднейших стадий, отнюдь не растворяются в них, а наоборот, существенно обогащаются, ибо новая, более сложная система наделяет своим системным качеством формы психики, поведения, деятельности, возникшие на предшествующих стадиях. Исследования А.В. Запорожца показали, что наглядно-образное мышление дошкольников, сохраняя возрастные особенности, обретает способность отражать общее, т.е. возникают задатки абстрактно-логического мышления {9].
Принцип иерархичности. Объединение компонентов триады осуществляется по иерархичному принципу — один из компонентов триады является ведущим. Полное раскрытие детерминации развития психического невозможно без выявления способа его существования в качестве компонента более обширных систем — общества, нации, эпохи.
Идеи о превращении последовательности этапов психического развития в иерархию уровней складывающейся психологической организации выдвигались разными психологами, в том числе и Ж. Пиаже — у взрослого человекакаждая из пройденных, им стадий соответствует уровню в иерархии его поведения [9].
«Источником существования одних систем являются другие системы. Любая система может развиваться, существовать лишь преобразовывая другие системы», — так считает Аверьянов А.И. [1, с. 124].
Итак, сравнительный анализ показывает, что все принципы, описанные в христианской антропологии как принципы образования целостной «триады — монады», хорошо иллюстрируются современными научными данными по психическому развитию.
Если положения христианской антропологии перевести на современный научный язык, то это очень похоже на механизм образования нового системного качества — на высших уровнях системы происходит снятие низших ее свойств, не исчезновение их, не потеря, а преобразование.
Если попытаться обобщить описанную динамику образования новой системы, или выделение подсистемы внутри уже функционирующей системы — тот процесс, который обычно называют развитием системы — то в целом это будет выглядеть так.
«Монада», или некое системное образование с развитыми связями между элементами,синергийно (совместно) функционирующими и подчиняющимисяпринципу симфонии, когда разные иерархические уровни или комплексы элементов внутри системы функционируют как разные режимы работы, взаимно проникая друг в друга, не смешиваясь и не нарушая функционирования друг друга; — эта монада определенное время существует как гармоничное единство (функционирование одних комплексов элементов дополняет функционирование других — содействие их друг другу составляет оптимальную пропорцию, может быть, по закону «золотого сечения»).
Функционирование объединенных комплексов внутри системы или подсистем в системе осуществляется при наличии иерархической регуляции.
Этапы развития системы образовали иерархию уровней, подсистем — один из уровней является ведущим, осуществляет высшую регуляцию, слаженную работу других уровней.
В определенный момент времени в системе начинается (под влиянием какого-то фактора) или продолжается дифференциация элементов. Дифференциация элементов может сопровождаться объединением их в комплексы — таким образом, в системе осуществляется одноуровневое развитие — появляются новые функции и при этом сохраняется в системе в целом гармоническое единство. -Или возможен другой вариант продолжающейся дифференциации элементов системы.
Дифференциация элементов может привести к образованию элементов с противодействующими или противоположными функциями — в таком случае в системе возникает поляризация противоречивых комплексов. Нарушаются гармония, симфония в функционировании системы. Усиление или продолжение этого процесса приводит к диалектическому противоречию — между противоречивыми полюсами создается диа-дическое напряжение.
Если объединение противоположных комплексов — полюсов не происходит, то неразрешимость диадического противодействия приводит к разрушению одного из комплексов — система терпит катастрофу вплоть до распадения — потери связей между элементами, 'уровнями и разрушения целостности.
Если в результате противоборства противоречивых сил происходит их объединение, синтез, то в результате противодействующие элементы преобразовываются и образуется новое системное качество. Такой «вектор» (новое качество), ортогональный к противодействующим прежним комплексам, вместе с ними образует триаду — подсистему — монаду, или новую целостную систему.
Так, вероятно, происходит процесс развития системы — приобретение ею новых качеств — необратимых изменений. Итак, описание образования и развития триады — монады в христианской антропологии может- представлять эвристическую ценность для понимания механизма и процесса развития психических образований в современной психологии.
Святоотеческое Предание говорит о том, что естественное, «райское» состояние человека было целостным, характе-
ризовалось цельностью душевных чувств, интегральным цельным состоянием блаженства и радости.
После грехопадения целостность человека разрушилась:
ум отделился от сердца, дух от души, душа подчинилась телу. и многообразию страстей.
Восстановление утраченной целостности есть процесс обожения человека, одухотворения его тримерии. Одухотворение тела и души — преобразование компонентов человеческой тримерии — происходит в аскетическом подвиге через связывание всего материального в единство, что позволяет перевести все материальное в субстанциальное и далее в сверхсубстанциальное.
Так объясняет «механизм» обожения А. Позов [141]. Именно через вступление в единство дифференцированные отдельные свойства тел и души, объединяясь, теряют свои специфические качества.
Проф. Дж. Стренге показала, каким образом и какие направления секулярной западной психотерапии помогают человеку восстановить утраченную целостность — мыслей и чувств, мыслей и действий, действий и чувств [171].
Человек по даруемой Богом благодати приближается к Нему, становясь подобным и преподобным. Св. Григорий Па-лама так описывал «нового» обоженого человека: «...Сыны Воскресения не будут нуждаться ни в чем, составляющем жизнь века нынешнего, ни в воздухе, ни в свете, ни в пространстве и подобном, но вместо всего этого будет нам божественная природа, по Гр. Нисскому; и по святому Максиму обожение души и тела дарует тогда прекращение всех умственных и чувственных природных действований, так что Бог будет являться посредством души и тела, ибо все природные признаки пересилит изобилие Его славы» [133, с. 227}.