Основные положения аналитической философии
• Язык — граница мышления и действия. Язык дает полней-
шую информацию о мышлении и действии.
• Язык имеет логическую форму.
• Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний
Витгенштейн).
• Значение слова есть его употребление в языковой игре
и практической деятельности (поздний Витгенштейн).
• Истинность синтетических предложений проверяется их со-
поставлением с фактами (тезис неопозитивизма).
• Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить
окончательно, но можно проверить неистинность синтетичес-
ких предложений (принцип фальсификации).
• Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.
• В процессе роста научного знания происходят научные ре-
волюции.
• Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов).
• Добро — это предложение, жизненность которого определя-
ется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).
• Философия не является наукой (тезис неопозитивистов).
• Философия научна (тезис постпозитивистов).
• Философия — это прояснение содержания языковой деятель-
ности человека.
4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ
программа постмодернистов
Наш обзор современной философии был бы весьма неполным,
если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм счита-
ется многими экстравагантной философией. Но число его сторон-
ников неуклонно возрастает. Крупнейшими постмодернистами
являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар,
много сторонников постмодернизма также в США.
Слово «постмодерн» означает после модерна. Французское
слово «модерн» означает современный. Постмодерн — это преж-
де всего философия, которая направлена против философии Но-
вого времени. Постмодернисты считают, что феноменология, гер-
меневтика, аналитическая философия по сути своей не отказались
от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к са-
мым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжи-
мает человека в «объятиях тоталитаризма»: жесткие логические
схематики, окончательные выводы, всяческий поиск устойчиво-
го, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том
числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необос-
нованных ценностей, стремление к непременному согласию меж-
ду людьми, умаление эмоционального и чувственного, культиви-
рование устаревших эстетических и моральных идеалов.
Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретно-
сти, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуити-
визма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутст-
вия единообразия, иронии по отношению к признанным ценно-
стям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
деррида: метод деконструкции
Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до-
стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг-
вистической философии. Снова в центр философствования ста-
вится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст.
Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою пози-
цию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма.
Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций.
С этой целью Деррида как раз и настаивает на деконструкции.
Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части струк-
туры — философские, политические, культурные. Для каждо-
го слова надо искать его заменители (с этим мы отчасти уже зна-
комы по семейному сходству слов). Нужно показать, что имен-
но ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом ши-
роко используются метафоры, символы, описания слов в словар-
ных статьях.
Суть философствования Деррида состоит в высказывании
той же самой вещи, но и другой, в переписывании ее. Перепи-
сывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым.
Когда я говорю об этом написании другого, которое окажется бо-
лее красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс
поэмы». Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точ-
ке зрения близок другой французский философ, Ролан Барт, ко-
торый понимал текст как «никакой власти, немного знания, то-
лика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Ко-
роче, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.
лиотар: этика и эстетика возвышенного
Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их
философия ориентирована эстетически. Лиотар, один из лиде-
ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно поня-
тую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как един-
ство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстети-
ка возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зримыми
представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть мож-
но красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малеви-
ча не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то не-
уловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.
Постмодернизм давно завоевал себе право на существова-
ние, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир
науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозна-
чимостью (в этой связи мы предлагаем компьютерфэнам пораз-
мыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсре-
да, гиперпространство и так называемая виртуальная реаль-
ность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).