Пустота и полнота: Порос и Пения
Импровизированная лекция
Существует закон, который необходимо уважать, если в жизни хотите действовать разумно и эффективно. Закон этот – закон полярности, основанный на существовании двух полюсов: мужского и женского, положительного и отрицательного, излучающего и воспринимающего.
Вы, конечно, знаете об обычае приносить дары в виде плодов, животных, предметов искусства, когда приходишь с визитом к королю, принцу, мудрецу. В Индии, если вы приходите к гуру, вы должны принести ему фрукты, хотя бы апельсин или манго; перед ним нельзя предстать с пустыми руками. Помните о трех волхвах, пришедших к Иисусу Христу, чтобы принести в дар золото, ладан и мирру. Они сами были королями, мудрецами, но знали этот закон и пришли с дарами.
Тот, кто движется и активно проявляет себя, представляет мужской принцип. А тот, кто неподвижно ждет, когда к нему придут, как, например, Иисус в яслях или король на троне, олицетворяет собой женский принцип. Именно мужской принцип всегда в движении, в поисках женского принципа. Значит, он должен принести в дар подарки, он должен обладать всей полнотой. Мужской принцип представляет полноту, а женский – пустоту, которую мужской принцип должен наполнить до краев своими дарами. Вот смысл этой традиции, идущей из глубокой древности. Она результат глубокого знания законов жизни.
Впрочем, Платон касался этого вопроса в диалоге "Пир". Там Сократ рассказывает, как на свадебном пиру Афродиты присутствовал богатый человек по имени Порос (Изобилие), а у двери в это время просила милостыню бедная женщина Пения (Нищета). И вот ночью Порос и Пения встретились в саду и полюбили друг друга, и от этого союза родился ребенок, который есть никто иной, как Эрос. Таким образом, любовь – есть результат, продукт, ребенок двух принципов: полноты (или богатства) и пустоты (или бедности). Именно полнота всегда решает принести свои богатства пустоте. Пустота это как пропасть, бездна, которая ждет когда её наполнят, и именно полнота приблизится к ней, чтобы дать ей то, чего она желает.
Предположим, что вам надо нанести кому-то визит: поскольку вы играете роль мужского принципа, вы должны быть наполнены: с руками полными фруктов, цветов, подарков или с душой, наполненной добрыми мыслями и чувствами, неважно; главное – не быть пустым. Потому что женский принцип не очень-то в восторге от пустых существ, т.е. инертных, голых, нищих. Женщину (материю) могут очаровать лишь те, у кого богатство, изобилие, сила. Представьте себе мужчину, который, прогуливаясь, встречает на улице женщину и смотрит на неё сонным, потухшим взором: вы полагаете она будет очарована и почувствует влечение к нему? Конечно, и такое возможно, есть такие странные женщины, может она влюбится в него из-за его глаз, "предающихся грёзам". Но в основном большинство женщин предпочтёт мужчину, который пронзит их взглядом, полным страсти, они скажут: "Вот это мужчина!" Мужчина означает богатство, изобилие, силу, деятельность, энергичность. Разве не так всё происходит? Да, это книга жизни, нужно знать её и изучать.
Если вы всегда идете к своим друзьям с пустыми руками, реально или символически, они скажут: "Ну что это за человек? Когда бы он ни пришел, он вечно пустой, ещё и меня опустошает". Они всё больше начнут относиться к вам недоверчиво, подозрительно вплоть до того дня, когда полностью закроют перед вами двери своего сердца и своей души. Так глупцы теряют своих друзей, желая всегда их использовать. Не ходите к своим друзьям, если вы действительно пусты, если вы не можете принести им по крайней мере добрый взгляд, улыбку, несколько теплых слов, которые и есть истинно живые подарки. Если вы поняли глубокий смысл этой традиции приносить подарки, вы сможете отныне улучшить свой образ жизни.
Пойдем дальше. Когда вы берете ведро, чтобы пойти к источнику или водопроводной колонке, что вы делаете? Вы играете роль мужского принципа: вы перемещаетесь, идете, а источник в это время остается неподвижным. Но если, дойдя до него, вы не измените полярности, вы не сможете наполнить свое ведро. Таким образом, в этот момент вы отождествляетесь с женским принципом, вы становитесь воспринимающим, и ведро наполнено. Источник – женский принцип из-за своей неподвижности – одновременно является мужским благодаря текущей воде, а вы сначала мужской, потому что перемещаетесь, но поскольку вы несете ведро, чтобы его наполнить, вы также и женский принцип. Вода течет, наполняет ваше ведро, и вы уходите удовлетворенными. Вы скажете: "Но это очень просто и очевидно!" Да, но не торопитесь с выводом, который следует из этого примера.
Когда вы приходите к Богу, как вы это себе представляете? Бог там, где Он есть, Он ждет, Он представляет собой женский принцип, а вы, поднимаясь к Нему, идете в поисках Его и олицетворяете собой мужской принцип. В этот момент вы должны быть полны и готовы принести подарки и положить их перед Ним, отдать всё ваше сердце и душу, говоря: "Я отдаю тебе всё, Господи"... Отдав всё, вы пусты и становитесь женским принципом. Тогда Господь, как постоянно бьющий ключом источник, наполняет вашу душу и сердце, и вы снова богаты, полны сил; и вы возвращаетесь к себе удовлетворенными. Так совершается поляризация. Сначала вы должны проявить себя активным, энергичным, предприимчивым, т.е. медитировать, размышлять, концентрироваться. Потом как птица, что сначала летит стремглав, затем застывает и парит неподвижно в небе, вы перестаете быть активным, ничего больше не делаете, купаетесь только в покое, свете, тишине... В этот момент вы чувствуете, что полны сил и благословений, и вы удовлетворены.
Активность и пассивность – вот два состояния, различные возможности которых я проверил. Нужно уметь использовать и то, и другое. Тот, кто знает только активное состояние, всегда напряжен, зажат, и ему не удается достичь этого состояния разрядки, успокоения, эйфории, этого ощущения парения в новом мире... Но не пройдя через первое состояние, невозможно достичь второго, чтобы оживить, вызвать потоки. И если вы скажете: "О, не стоит труда, я хочу остаться в состоянии воспринимающего", то тогда вы будете, как те чересчур чувствительные и слабые медиумы, которые хиреют, потому что не сумели развить в себе мужской принцип, чтобы защитить себя, сознательно направлять себя и познать Тонкий мир: они глупо подставляют себя всем опасностям и становятся жертвами любых необузданных сил природы. Чтобы избежать этого, вы должны проявить себя сначала как мужчина – активно, энергично, а потом, вооруженные этой волей, вы можете позволить себе расслабиться, оставаясь пассивным, потому что все эти эманации, светлые и гармоничные излучения, вызванные вами, защитят вас и помешают враждебным силам проникнуть в вас, чтобы разорить. Значит, надо уметь быть одновременно мужчиной и женщиной. Мои дорогие братья и сестры, я даю вам очень важный пример, не забудьте то, что я вам сегодня сказал.
Кстати, о полноте и пустоте я ещё добавлю кое-что. Вы должны знать, что любой из наших жестов магический. Следовательно, когда утром вы идете к кому-то с пустым ведром, бутылкой, чашкой или корзиной, не говорите ему: "Добрый день", потому что сами того не зная, вы пожелаете ему пустоты, бедности, неудачи на целый день. Вы скажете: "Да это не имеет никакого значения. Люди об этом не заботятся!" Если люди этого не знают, это не причина подражать им. Пусть они поступают как хотят, но мы, изучающие законы жизни, должны стремиться быть сознательными, контролировать и владеть собой в любой ситуации. Прошу вас, вложите себе это в голову, потому что вот уже годы, как я говорю и повторяю вам это, но будто никогда ничего не говорил. Когда утром вы захотите пожелать своим друзьям доброго дня, уберите подальше все пустые сосуды, возьмите что-то наполненное или вложите в свое сердце добрые мысли и чувства и пожелайте своим друзьям хорошего дня. Если вы умеете работать с позитивными силами природы, вас будут любить и уважать.
В некоторых странах есть женщины, колдуньи, которые, зная магическое влияние полного и пустого сосуда, нарочно появляются с пустым сосудом перед тем, кому хотят навредить, именно в тот момент, когда тот выходит. Делая это, они могут вызвать серьёзные и даже смертельные случаи; никогда не делайте этого неосознанно, ни тем более нарочно, потому что наказание будет ужасным.
Добавлю к сказанному: друг, которого вы идете повидать, может окружать себя пустыми предметами, но вы, если идете к нему, ни в коем случае не должны быть пустым, именно вы должны наполнить его сосуды. Тот, кто идет к другому, должен быть поляризован положительно, он должен придти наполненным. Кто-то скажет: "Но я не пустой, я весь переполнен гневом, сожалением, злобой и хочу разделить всё это с ним!"
Очевидно, есть разная полнота... Но здесь мы говорим только о светлой, божественной полноте... Но можно быть полным мерзости и гулять с этой полнотой, которая всегда дурно пахнет!!!
Бонфен, сентябрь 1963 года
Комментарии
Пустота ищет полноту, чтобы быть наполненной; полнота привлекается пустотой, чтобы дать ей свою полноту. Впрочем, вы спрашиваете себя, произойдет ли это хоть когда-нибудь, ведь пустота так обширна!... В конце концов, поскольку полнота тоже необъятна, они вечно решают эту проблему, это и движет миром...
Что касается человеческой девственной души, она должна быть восприимчивой, бедной, смиренной, чтобы привлечь Божественный Дух и быть оплодотворенной Им. Полнота с полнотой взаимно отталкиваются; но смирение, которое есть бедность, является одновременно и богатством, потому что позволяет приблизиться к Богу. Надо быть смиренным перед Богом, чтобы наполниться Его полнотой, если же вы разбухли от гордыни, это будет невозможно. С людьми всё иначе; если вы хотите помогать людям, или хотя бы не быть раздавленными ими, вы должны обладать полнотой. Другими словами, нужно быть богатым перед людьми и бедным перед Богом.
Бонфен, 23 июля 1963 года
Учение любви в Посвящениях
Импровизированная лекция
Да, да, мои дорогие братья и сестры, надо любить... "Так ведь это как раз то, что мы делаем, скажете вы, все готовы любить". Я знаю, но может быть не так, как надо понимать любовь. Но самые великие посвященческие храмы прошлого в Мистериях учили, что любовь – это единственное условие истинного совершенства, настоящего освобождения. А что мы видим сегодня? Прямо противоположное: люди опускаются и ограничивают себя тем, как понимают и проявляют любовь, а если и учатся чему-то, то только у Преисподней страданиям, ревности, возмущению. Да, они изучают, но только негативную сторону. Нужно вернуться к той науке, которой обучали в посвященческих храмах, о которых я помню. Ибо я там уже был; нельзя заниматься теми вопросами, которые ещё не познал.
Я знаю также, что некоторые из тех, кто сейчас в Братстве, не закончили в прошлом учебы, потому что покинули Посвященческие Школы, чтобы начать другую жизнь, – отсюда и происходят все их трудности. Чтобы вновь обрести то знание, они должны возобновить свою жизнь по законам, данным в те времена в храмах. Невозможно подняться на поверхность, если не живешь по законам Посвящения.
В храмах ученика учили отношениям любви к Творцу, творению и творениям. Это учение можно найти сегодня в сжатом виде в Каббале, которая является наукой, касающейся Создателя, мира и человека. Это та же наука, которая передается в течение веков, с тех пор как Небо дало её людям через Архангела Радзиила. Люди никогда не смогли бы постичь это великолепие, эту необъятность, если бы Архангелы не помогли познать её через великих Посвященных.
Итак, я уже говорил вам, что в храмах учили любви. Но прежде всего любви к Создателю, потому что без этой любви никакой прогресс невозможен: нет контакта, нет и отношений с высшим миром. Это всё равно, как если вы обрежете провод, соединяющий вас с электростанцией; ваши лампы больше не светят и аппараты не работают... Поэтому первое, чему учили своих учеников великие жрецы – это никогда не рвать нить, связывающую их с центром, с Господом. И они объясняли им, как внутренне настроить свои аппараты, лампы, как их очищать, чтобы затем войти в контакт.
Квинтэссенция этого учения о любви была дана в Библии: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Но между человеком и Господом есть ещё кое-что, что надо любить: между человеком и Господом есть мир, т.е. все те миры с их обитателями. Там тоже существует целая наука, которая объясняет, как соединяться с духами той или иной области, какие слова произносить, какие движения делать, какие запахи использовать, какие символы располагать вокруг себя, в какие одежды одеваться. Не так много трудов в христианской религии, где упоминалась бы эта иерархия, существующая между людьми и Господом. Но когда Иисус говорил: "Никто не придет к Отцу, как только через меня", он выражал часть той науки, которой обучали в храмах, потому что он представился как посредник между Господом и людьми, как медиум, проводник.
Между Небом и землей существует целая живая иерархия, именно она представлена в Библии в виде лестницы Иакова. Когда Иаков покинул Месопотамию по приказу Всевышнего, он заснул на камне; во сне он увидел лестницу, соединяющую землю и небо, и ангелов, поднимающихся и спускающихся по этой лестнице. Эта лестница есть не что иное, как ангельская иерархия, которую упоминает Каббала, а Христос соединяет землю и небо. Конечно, слово "лестница" далеко от истинного представления величия этой иерархии, но в языке надо найти слова, чтобы донести смысл того, что хочешь сказать.
В Посвящениях эту лестницу, этого посредника представлял жрец. Поэтому ученики, учившиеся истинной любви, принимали его за отправную точку, чтобы возвыситься до божества. Потому что только без личностная любовь приносит великие благословения. К несчастью, люди, не знающие этого, предпочитают любить не Господа, не своего наставника, а какого-нибудь мужчину или женщину, рискуя закончить катастрофой. Вот что они уяснили: они отбросят всякую другую любовь и сконцентрируются на каком-нибудь мужчине или женщине, говоря: "Так, по крайней мере, хоть что-то держишь в руках, есть от чего получить удовольствие!" Но потом приходит расплата, разочарование, не будем говорить об этом! Вы разрушены, потому что доверились тому, что не может быть прочным и надежным. Эти существа, не связанные с Небом, не стремящиеся развивать свои качества и добродетели, если вы рассчитываете на них, то это всё равно, как если бы вы поместили весь свой товар на дырявую лодку; тогда конец ясен, она потонет, и все богатства будут поглощены водой. Это случается постоянно.
Но если ученик любит, прежде всего, Господа всем своим сердцем, всей своей душой, а затем воспринимает своего наставника, своего Учителя, как представителя Господа, и если он, возвышенный и освященный этими двумя видами бескорыстных чувств, попытается полюбить мужчину или женщину, то сделает это по-другому, без трагедий. Потому что эти две формы любви будут его защищать, советовать ему, как интуиция, ясновидение или мудрость. В этот момент всё будет полнотой, потому что в трех мирах будет присутствовать любовь. Но без первых двух, человеческая любовь неизбежно оставит пепел, сожаление, раны.
Да, но люди настолько слепы и тупы, что считают возможным ссориться с Господом, со своим Учителем, и в то же время абсолютно доверяют дуракам. Посмотрите-ка на них... Господь, обладающий всей властью и знанием, и их Учитель, постоянно связанный с Господом, он только и думает, как их просветить и как помочь им.
А-а! Вот с ними и нужно бороться, им и нужно противиться. Они поверят любому пьянице, дебоширу, мошеннику, отдадут всю свою душу, все богатства, а Учителя будут остерегаться! А ведь именно он заслуживает любви, потому что никогда не принесет вам вреда. Когда вы любите его, вы ему говорите: "Вот, возьмите всё, я всё отдаю вам", а он вам отвечает: "Сохраните это для себя, мне этого не нужно". Если вы и должны любить Учителя, то не ради него, а ради самих себя, потому что именно вы пойдете дальше с вашей любовью. Эта любовь для вас, а не для него; у него другие заботы... Вот как надо думать. Но когда я говорю, что надо иметь Учителя и любить его, вы должны понять меня в самом широком смысле. Этот Учитель может быть на физическом плане или в Тонком мире. Нужно иметь Учителя, чтобы он помогал вам, просвещал вас, Учителя очень высокого, бескорыстного служителя Бога.
Вам надо любить, и поскольку вы можете любить Господа и Учителя, не подвергаясь опасности, зачем стремиться всё отдать какой-нибудь дурехе или шалопаю? Любите кого хотите, но в третью очередь; в этот момент именно ваша любовь к Господу и вашему Учителю даст вам хороший совет, и вы будете в безопасности. А сейчас вы ещё в опасности: день и ночь вы рвете на себе волосы, причитая: "Но я не думала, что он – или она – будет таким!" Конечно, вы никогда и не будете думать, потому что никогда не спрашиваете тех, кто способен вас просветить... Вы удивлены? Я тоже. Каждый день я удивляюсь, но моё удивление совсем другое; я удивляюсь, видя, как люди думают и поступают.
Бонфен, 16 августа 1970 года