Пустота необъективируемого

Пустота необъективируемого - student2.ru Настоящее не сохраняется, прошлое и будущее не существуют. Куда бы вы ни посмотрели, вы не сможете их увидеть (как объекты), поэтому три времени называются “необъективируемое”. (216)
Пустота необъективируемого - student2.ru Необъективируемое по сути пусто от себя самого. Оно не является вечным и постоянным, ни невечным и преходящим. Такова “пустота необъективируемого”. (217)

Пустота необъективируемого - student2.ru Если у нас есть мысли, что три времени истинно существуют, тогда для нас важно медитировать о пустоте трех времен, пустоте необъективируемого.
Пустота необъективируемого - student2.ru Мы столько думаем о прошлом! Мы столько думаем о будущем! И на основе этих мыслей возникает страдание различных видов. Итак, в это время нам надо думать о том, каким же образом три времени истинно не существуют, – и медитировать об этом.
Пустота необъективируемого - student2.ru Нам надо думать о тех обоснованиях, которые установлены в “Фундаментальной мудрости Срединного пути”: таких как обоснование, состоящее в исследовании времени, в котором говорится, что, если настоящее и будущее время зависели бы от прошлого, тогда настоящее и будущее должны были бы существовать в прошлом.
Пустота необъективируемого - student2.ru Прошлое и будущее не существуют сейчас, и настоящее не остаетсяся даже на один момент. Так где же время? Поскольку прошлое не существует, то нет страдания, (происходящего) из прошлого. Поскольку будущее не существует, то нет страдания, (происходящего) из будущего. И поскольку настоящее – это нечто преходящее, не задерживающееся даже на один момент, нет также и страдания, (происходящего) из настоящего. Поскольку мы думаем о прошлом, настоящем и будущем как о существующем в некоем потоке (сознания), в котором есть связь между ними, постольку мы страдаем в результате этого. Мы страдаем потому, что мы заблуждаемся относительно всех (этих времен) и принимаем все (эти времена) за присутствующие каким-то образом в одном и том же времени.

Пустота небытия предметов

Пустота необъективируемого - student2.ru Поскольку предмет возникает из причин и условий, он лишен природы быть обусловленным. Эта пустота от того, чтобы быть чем-либо, что обусловленно, – “пустота небытия предметов”. (218)

Пустота необъективируемого - student2.ru Поскольку они возникают из причин и условий, говорится, что явления обусловлены или сформированы. Но, как мы обнаружили, в действительности нет такой вещи, как формирование (обусловливание), нет в действительности и такой вещи, как предмет, сформированный обусловливанием. Этот предмет в действительности – не предмет. И пустота этого не-предмета – это также пустота отсутствия предметов.
Пустота необъективируемого - student2.ru Так, если мы видим, что все предметы в действительности не имеют сущности, что в действительности нет сущности там, где есть обусловленность, мы можем схватывать это как истинное. Вот поэтому излагается шестнадцатый вид пустоты. Если мы постигаем, что все предметы в действительности не имеют сущности и что в действительности нет предметов вообще, что приводит нас к подавленности, поскольку нет ничего, тогда нам надо медитировать о пустоте этой ничтомости.

Пустота необъективируемого - student2.ru Шестнадцать видов пустоты умещаются в четыре вида пустоты. Эти четыре вида пустоты – сумма предшествующих шестнадцати. Причина, почему они представлены таким образом, состоит в том, что в состав этих шестнадцати входит много вещей, которые легко позабыть. Поэтому, когда так происходит и вы, подходя к концу, забываете, что было в начале, тогда эти четыре очень хорошо все их в себе суммируют.
Пустота необъективируемого - student2.ru Первые два вида говорят об относительном – о мире очевидной реальности, в основном о предметах и не-предметах, – и ни о чем больше. Вторая пара толкует о высшей истине. В высшей истине в действительности нет подразделений, но, исходя из перспективы (нашего) размышления о ней, мы можем устанавливать множество подразделений. В основном, однако, здесь есть (только) два: есть природа всех явлений, то есть пустота предметов, и также высшая истина, которая называется “предметом иным”. Это означает, в основном, то, что отлично от относительной истины.

Пустота предметов

Пустота необъективируемого - student2.ru Вкратце, предметы – это всё, включенное в пять совокупностей.

Пустота необъективируемого - student2.ru Предметы пусты от бытия предметами, и это – “пустота предметов”. (219)

Пустота необъективируемого - student2.ru Существует бессчетное количество предметов, о которых мы можем помыслить. Но в основном они включены в пять совокупностей: совокупность (элементов) формы, ощущения, различения, формирующих факторов, (первичного) сознания.
Пустота необъективируемого - student2.ru Если объединить их все в одно, то у нас получатся “предметы”, и они все пусты. Так что полезно таким образом поразмышлять об этом.
Пустота необъективируемого - student2.ru Итак, эта первая пустота учит пустоте всего этого. Вторая – это пустота не-предметов.

Пустота не-предметов

Пустота необъективируемого - student2.ru Коротко говоря, не-предметы – это все необусловленные явления.

Пустота необъективируемого - student2.ru Не-предметы пусты от бытия не-предметами, и это – “пустота не-предметов” (220)

Пустота необъективируемого - student2.ru Не-предметы, опять-таки, – это те три необусловленных явления (о которых шла речь выше): пространство; прекращение омрачений, которое возникает, когда есть мудрость, постигающая бессамостность, – такое прекращение, которое является чем-то, по природе не-существующим; и обычное прекращение, например отсутствие быка, отсутствие слона, отсутствие змеи в этой комнате. Эти три – это необусловленные явления, не-предметы, говоря терминологически.
Пустота необъективируемого - student2.ru И не-предметы также пусты от бытия самими собой, они пусты от бытия не-предметами, и это – “пустота не-предметов”.

3. Пустота самой природы (явлений)

Пустота необъективируемого - student2.ru Природа явлений – в том, что они не имеют сущности. Это называется “природой”, – поскольку никто этого не создавал. Природа пуста от себя, и это – “пустота самой природы”. (221)

Пустота необъективируемого - student2.ru Эта пустота имеет в точности то же значение, что и четвертая пустота. Если у нас есть привязанность к пустоте как пустоте, как к являющейся истинной природой явлений, тогда нам надо медитировать также о пустоте природы.

4. Пустота “предмета иного”

Пустота необъективируемого - student2.ru Вне зависимости от того, появляются Будды в мире или нет, о естественной пустоте всех предметов провозглашается, что это – “предмет иной” (222).

Пустота необъективируемого - student2.ru Другие имена ей – это “истинный предел” и “таковость”. Они пусты от самих себя, и это – “пустота предмета иного”.

Пустота необъективируемого - student2.ru В сутрах “Великой Матери” – Запредельного совершенства мудрости эти двадцать пустот объясняются с большими подробностями. (223)

Пустота необъективируемого - student2.ru Есть две причины, почему истинная природа реальности – это “предмет иной”. Во-первых, она отличается от очевидной реальности, то есть той ложной кажимости, которая видится всем нам. Во-вторых, она является предметом извечной мудрости, нашей врожденной мудрости, базовой мудрости. А с другой стороны, круговерть бытия – это объект нашего обыденного сознания. По этой причине она (естественная пустота) – иная.
Пустота необъективируемого - student2.ru Если мы привязаны к идее о том, что пустота – это, с одной стороны, нечто, реально отличное от этой круговерти, и что, с другой стороны, она является объектом извечной врожденной мудрости, а круговерть – это только объект нашего обыденного сознания, – если мы принимаем эти вещи за существующие истинно, тогда нам надо медитировать о пустоте этого “предмета иного”.
Пустота необъективируемого - student2.ru Верно, что конечная реальность – это лишь объект нашей врожденной мудрости, а не нашего сознания, однако эта конечная реальность пуста от сущности, она не имеет в себе истинного существования.
Пустота необъективируемого - student2.ru Так же не имеет такого врожденного – самосущего существования и врожденная мудрость. При подобном подходе, таким образом, “предмет иной” (оказывается) пуст от сущности.

Пустота необъективируемого - student2.ru Когда объясняются четыре пустоты, которые являются суммой шестнадцати, тогда мы получаем двадцать (видов пустоты). Здесь есть двадцать подразделений и двадцать разных видов пустоты, о которых мы толкуем, но, с позиций самой пустоты, нет никаких подразделений. Эти подразделения не существуют истинно.
Пустота необъективируемого - student2.ru Затем, если вы думаете, что это несуществование каких-либо подразделений – это нечто реальное, тогда вам надо знать, что истинная природа – выходит за рамки подразделений или не-подразделений.

Пустота необъективируемого - student2.ru Такой способ представления двадцати (видов) пустоты согласуется с тем методом, посредством которого Мачиг Лабдон, великая йогиня Тибета, обрела свое постижение. Она читала всю Стотысячную (в ста тысячах строф), в двадцати томах сутру Праджняпарамиты по одному разу в день в течение месяца. Затем, под конец этого месяца, у нее возникло прямое постижение пустоты, и она стала “сиддхой” (букв.: “Обретшей духовные достижения”).
Пустота необъективируемого - student2.ru Она учила своих учеников шестнадцати видам медитации, основанной на шестнадцати видах пустоты. И есть шестнадцать стихов, базирующихся на шестнадцати различных видах пустоты, а также есть еще четыре, базирующихся на четырех видах пустоты, представляющих из себя сжатый вариант. Мы с вами завершим (учение) этими двадцатью строфами, которые можно начитывать вслух.
Пустота необъективируемого - student2.ru В будущем было бы очень хорошо, если бы вы смогли устроить курс, подобный этому, на котором вы бы собрались вместе в выходные дни и провели четыре периода (занятий), беря по четыре вида пустоты в каждый из периодов.
Пустота необъективируемого - student2.ru Прочитывайте вслух строфу и затем медитируйте, прочитывайте другую и опять подобным образом медитируйте. Если вы проводите четыре периода (занятий), тогда вы сможете проделать все шестнадцать в один выходной день. Если же вы проделываете все шестнадцать вместе подряд, как мы делаем сейчас, тогда это называется аналитической медитацией. Она позволяет вам стать сведущими и в значении, и в словах.
Пустота необъективируемого - student2.ru Поскольку Мачиг Лабдон могла прочесть в полном объеме все двадцать томов Сутры Праджняпарамиты в один день, она стала невероятно известна благодаря своей мудрости и учености. Когда Мачиг Лабдон перешла в Нирвану, тогда люди построили ступу для ее пепла, поскольку тело ее было кремировано, а ее сын Гьелва Дондуб пропел гимны ей перед каждой из четырех дверей ее колумбария. И в одном из этих гимнов он произнес: “Мать, Сиддха – Праджняпарамита”, что значит, он говорил: она была в действительности Великой Сиддхой – “Великой Достигшей”, необыкновенной среди Великих Достигших, поскольку она пришла к своему обретению духовных достижений не путем йоги ваджраяны (тантры), как все другие Великие Достигшие, но путем Запредельной мудрости.

Пустота необъективируемого - student2.ru Прощальная молитва Ринпоче перед отъездом состояла в том, чтобы на основе тех заслуг, которые произошли из его объяснений и нашего слушания его объяснений “Фундаментальной мудрости Срединного пути” Нагарджуны, “Истинной речи о Срединном пути” Миларепы, “Введения в Срединный путь” Чандракирти, все наши дурные обстоятельства превратились в наших друзей на Пути.
Пустота необъективируемого - student2.ru Пусть все дурные обстоятельства в действительности принесут нам пользу. Пусть мы постигнем пустоту – полную свободу от всех мыслительных разработок.
Пустота необъективируемого - student2.ru И как результат исполнения всех этих пожеланий – пусть мы принесем великое благо всем живым существам!

Пер. с англ. Тубтэн Дулмы
(По материалам WEB-сайта Shenpen Osel [email protected])

В скобках курсивом даны уточнения русского переводчика.
Здесь цитаты приводятся из комментария Чандракирти “Введение в Срединный путь”.
Четыре стороны света, четыре промежуточные направления и два: зенит и надир.
Полные списки всех феноменов приводятся в Абхидхармакоше (Энциклопедии всех элементов), также в Стотысячной Сутре Праджняпарамиты (Сутре о Запредельной мудрости – в Ста тысячах строф).

Наши рекомендации