Восток и Запад должны раствориться друг в друге, чтобы мы могли создать целостного человека. Целостный человек будет логичным и алогичным; он будет пользоваться тем и другим как двумя крыльями.
Вы спрашиваете меня: Всегда ли неправильно думать логически?
Нет, не всегда. Иногда возможно только это; в некоторых отношениях это — единственный способ думать.
Чета новобрачных в мотеле готовилась провести свою первую брачную ночь. Невеста нетерпеливо ждала в постели, пока жених раздевался. Когда он снял ботинки, ее поразило, что у него на ногах нет пальцев. Она вопросительно посмотрела на него, но он сказал:
— Не волнуйся, у меня в детстве было пальцевание.
Пальцевание? Девушка никогда не слышала такого слова.
Когда он снял брюки и предстал перед ней в трусах, она увидела, что у него нет коленей. Пораженная, она вновь посмотрела на него.
— Не волнуйся, — сказал он, — когда я был подростком, я перенес бесколение.
Бесколение? И это слово девушка слышала впервые. Но когда он снял трусы, невеста не выдержала:
— Не говори мне, что ты болел недочлением!
Иногда быть логичным вполне правильно — совершенно правильно. Но следует быть открытым также и для мира алогичного; нужно быть открытым для обоих измерений. Тогда жизнь богата. Тогда вы можете вдыхать и выдыхать. Тогда вы можете и медитировать, и концентрироваться. Тогда вы способны и к музыке, и к математике. Тогда вы способны и на любовь, и на одиночество.
Таково мое представление о целостном человеке.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Есть только Бог
Января 1979 года
„...что все несчастные
Вдали разыскивают благо, чей источник —
в них с рожденья.
Известно счастье лишь немногим; страстей игрушки,
То вверх, то вниз бросает их враждебная волна
В безбрежном море; кружится она вслепую,
Не в состоянии буре противостоять иль сдаться.
О Бог! Ты мог бы их снасти, открыв глаза им,
Но нет: дано лишь людям из божественного рода
Провидеть Истину и Заблужденье различать.
Природа служит им...
Ты, кто измерил это.
О мудрый и счастливый муж, в приюте этом отдохни.
Но соблюдай мои законы, избегай вещей, которых
Страшиться должен дух твой; различай их ясно;
Пускай разумность царствует над телом.
Чтоб, восходя в сияющий эфир,
Среди бессмертных сам ты стал бы Богом.
Последняя сутра Пифагора о совершенстве... Нужно помнить одну вещь: совершенство — не цель. Ни один просветленный никогда не стремился к цели; он не мог стремиться. Стремление к цели — путь ума. Ум существует через цели, ум живет будущим, ум живет стремлением. Ум — это всегда достигающий ум.
Просветленный живет в не-уме. Не-ум — это просветление. Следовательно, просветленный не может стремиться к цели; у него нет никакого будущего, для него все — настоящее. И именно поэтому его всегда не понимают. Он говорит о настоящем, но люди слушают его своим умом, и ум немедленно все искажает. Ум тут же превращает это в цель, в некоторый идеал, который нужно достичь в будущем.
Совершенство — не цель, но реальность. Его нужно не достигать, а всего лишь узнать. Все, что нужно — это узнать то, что уже существует. Вы совершенны — вам не нужно становиться совершенными. Никаких «нужно» не подразумевается; вы уже совершенны. Нужно только узнать это, вы должны стать к этому внимательными, вы должны осознать это — что вы такое. Совершенство уже есть.
Но люди постоянно делают из него цель. Они говорят: «Мы должны быть совершенны. Мы должны стать просветленными. Мы должны достичь нирваны. Мы должны войти в рай». Они создают прекрасные далекие цели, и тогда ум может продолжать существование.
Уму нужно будущее — подойдет любое. Вы должны стать богатым, вы должны стать могущественным, вы должны стать красивым, вы должны стать мудрым, вы должны стать просветленным — это не имеет значения. Если есть стремление, ум будет сохраняться. А все ваше несчастье — в том, что ум сохраняется. Из-за этого вы в напряжении. Это держит вас в беспокойстве, мучении — постоянный страх потерять цель. Это делает вас жадным — постоянная страсть достижения цели. Какой бы ни была цель, это не имеет значения — деньги или Бог, успех или самадхи — это не имеет никакого значения.
Пусть это глубоко проникнет в ваше сердце: там, где есть цель, есть и ум; там, где есть будущее, есть и ум. Завтра — это другое название ума. Завтра не существует нигде, кроме ума; они зависят друг от друга. Если вы отбросите все завтра, ум просто испарится; он не сможет существовать.
У ума нет настоящего времени; он не может быть здесь и сейчас, поэтому он постоянно дает вам новые идеи. Если вы устали от мира, он говорит, что есть мир иной. Если вы устали от жизни, он говорит: «Не беспокойся, есть жизнь после смерти — но надо бежать дальше».
Стефан Крейн написал прекрасные строки:
Я знал человека; он гнался