Религиозно-этическая направленность русской философии
Ко времени созревания философской мысли в России западноевропейская философия, за исключением позитивистов, совершает антропологический поворот, отходя от строгой системности и ориентации на гносеологическую проблематику. В этом же направлении развивается и русская философская мысль. Ее специфика состояла в том, что в ее эволюции фактически не было этапа с преобладанием гносеологической тематики, другая же особенность заключалась в том, что антропологические вопросы многие русские философы обсуждали в рамках религиозных понятий. Религия в России XIX века не исчерпала свой нормативный потенциал, тогда как на Западе ее функции стали наполнять политическая и правовая системы. Для большинства русских философов, как материалистов, так и идеалистов, характерно преобладание антропологической и этической проблематики. В их поле зрения – цельная личность, в которой гармонично сочетаются все духовные силы. Особо следует отметить нравственную тематику, которая была обусловлена стремлением к преображению социального и природного бытия.
Проблема места России во всемирно-историческом процессе
В поле зрения русских мыслителей постоянно присутствует тема смысла исторического процесса и места в нем России. Уже митрополит Иларион касается этих вопросов в связи с оценкой решения князя Владимира о крещении Руси. В предельно четкой форме эта тема звучит в концепции «Москва – третий Рим». В XV-XVII веках идеологи православия создают учение о Святой Руси, а в XVIII веке в результате реформ Петра I и начала процесса секуляризации на смену этому учению приходит идея Великой России. По мере роста могущества русского государства и его вхождения в контекст европейской политики большую остроту приобретает вопрос об отношении России к Европе. Полярные точки зрения по этому вопросу были высказаны славянофилами и западниками. Особую позицию заняли европейцы, во главу угла поставившие евро-азиатское «месторазвитие» нашей страны.
Основные идеи философии всеединства В.С. Соловьева
Во второй половине XIX века начинается период создания философских систем. Первой всеобъемлющей философской системой была философия всеединства Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900), религиозного мыслителя, поэта, мистика. Идея всеединства получает выражение в онтологии – сближение земного и божественного миров, человека и Абсолюта (богочеловеческий процесс). В гносеологии – единство всех форм знания, построение «свободной теософии» («Философские начала цельного знания», 1877). В церковной политике – единство всех христианских церквей и образование «свободной теократии». В философской антропологии, помимо упомянутого богочеловеческого процесса, – единство мужского и женского начала в любви («Смысл любви», 1892-1893). В философии Соловьева присутствует тема Софии – посредника между божественным и земным мирами, божественной Премудрости, «вечной женственности». Эти идеи значительно повлияли на русскую поэзию начала ХХ века (А. Блок, А. Белый). Последователями философии всеединства были С.Н.Булгаков, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский и др.
Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева
В философии Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нет четкой системы. Его философские труды отличают афористический стиль и романтический пафос. Он эволюционировал от марксизма к религиозной философии. Тема свободы: свобода изначальна, предшествует бытию, она – Божественное Ничто («Философия свободы», 1911). В земном греховном мире доминирует не свобода, а рабство, «объективация», которые преодолеваются в человеческом творчестве («Смысл творчества. Опыт оправдания человека», 1916). Важной составляющей философского наследия Бердяева является история отечественной мысли: «Русская идея», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Духи русской революции» и другие работы. Представляет интерес его философская автобиография «Самопознание» (1940).
Русский космизм
Основоположником философии русского космизма был Николай Федорович Федоров (1828-1903). Суть этого философского направления в установлении неразрывной связи двух уровней бытия – земного и небесного, провозглашение космического призвания человечества. Центральная идея Федорова, вокруг которой группируется весь материал его философии – победа над смертью, воскрешение «умерших отцов». Ей подчинены две другие идеи – регуляция природы и освоение космического пространства. Последователи Федорова: А. Кожевников (издатель его сочинений и пропагандист идей), К.Э. Циолковский (автор философско-утопических романов об освоении космоса и проектов космических аппаратов), В.И. Вернадский (автор учения о ноосфере), А.Л. Чижевский (исследовал влияние космических процессов на человеческую историю).