Этическая трактовка мира в философии Древнего Востока

Этика: предмет, структура современные проблемы и задачи.

Этика – практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности их исторического развития. Объект и предмет этики совпадают.

Структура этики: 1. история этики: философия зарождалась как этическая рефлексия, смысложизненная, о смысле жизни. 2. генеалогия морали (термин Ницше): происхождение и исторические типы морали (до сегодняшних дней). 3. теоретико-методологический раздел: изучает наиболее абстрактные проблемы этики – сущность морали, специфика морали. Проблема функций морали: это позволяет переходит от анализа морали к анализу нравственности. Проблема структуры морали и нравственности: мораль и нравственность трактуются как универсалии. Следование категорий этики, принципы систематизации категорий. 4. Теория среднего уровня в этике (социология морали) – изучает реальную практическую роль морали и нравственности. Темы: мораль и экономика, право, политика, религия, семья, искусство. Мораль отражает черты каждой сферы. 5. Психология морали и нравственности 6. Теория морально-нравственного воспитания: совершенно необходимая моральная составляющая. Это педагогическая этика, хотя не совсем точно. 7. Этическая праксеология – прикладная часть этики.

Как раз из этой части вытекают современные проблемы и задачи этики: этические экспертизы и этическое консультирование во всех сферах социально-индивидуальной жизни; теория и практика профессиональной этики; этика успеха – одна из стратегических ориентаций в современном обществе - воспитание успешной личности.

Одно из назначений этики – преодоление морального скептицизма и морального нигилизма. Этика – внутренняя цель философского мышления, т.к. дает человеку жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы достижения этого смысла.

Типология этических учений.

Анисимов: натуралистическая (главное понятие – природа человека) идеалистическая (мораль носит индивидуальный характер, связанный со сферой духовного).

Дробницкий О.Г.: этические учения делятся на те, которые видят анализ морали в человеческом бытии (например, в обществе), это Аристотель, прагматизм, и те, которые выносят источник морали за пределы бытия человека (Платон, Кант).

Гусейнов: эмпирическая и идеалистическая тенденции. Эмпирическая тенденция: земной источник моральных норм, рассматривают мораль, отталкиваясь от действительных фактов. Нравственный идеал достижим. Делится на натуралистическую, космологическую и социологическую тенденции. Натуралистический (основанием является природа человека) делится на гедонизм (от греческого – удовольствие, тип этических учений, все моральные определения – добро, зло и другие поступки – выводятся из удовольствия (положительно) и страдания (отрицательно), берет начало от Аристиппа Киренского, ориентация человека на наслаждение и благо), эвдемонизм (от греческого – счастье, главное человеческое благо – счастье, ценностной основой, смыслом деятельности является сам субъект. Счастье понимается как высший нравственный принцип, надо постоянно стремится к счастью. Центральный вопрос – соотношения счастья как индивидуального благополучия и добродетели как нравственного образа мысли и действий. Ставит мораль в прямую зависимость от счастья. Демокрит, Фейербах ), утилитаризм (от латинского – польза, основание морали – общее благо, отличается от корысти. Все действия должны ориентироваться на общее благо. Теория направлена протии эгоизма, человек должен прежде всего исполнить свое профессиональное и социальное назначение. Антифон, Фразибах, Бентам). Космологический - природа, космос. Законы природы. Мораль и закон часть всемирного закона. Гераклит (логос), Пифагор (небесная гармония). Нужно добиться того ,чтобы твоя гармония совпадала с мировой . разновидность – эволюционная этика – 19 век, Спенсер. Мораль – то, что наследует человек со стадии животного состояния. Социологический – мораль как вид социальной регуляции. Делится на теорию общественного договора (Гоббс, Локк) и разумный эгоизм (просветители).

Идеалистическая тенденция: субъективно-идеалистическая – мораль – продукт человеческого духа, данный до и независимо от эмпирического опыта; объективно-идеалистическая ориентация – основа морали в объективном надприродном духе.

Этическая трактовка мира в философии Древнего Востока.

КИТАЙ.

Одним из определяющих специфику китайской философии качеств является ее универсальная этизированность, т.е. не просто превалирование этической проблематики, но и последовательное рассмотрение всех основных философских тем с точки зрения морали, стремление к созданию целостного антропоцентричного мировоззрения в виде своеобразной "моральной метафизики".

В традиционной китайской культуре предмет этики оставался неотделимым от синкретического комплекса норм и ценностей этикета, ритуала, обрядов, обычаев, неписаного права и т. п. . Основные виды знания различались по их моральной значимости, а фундаментальные параметры бытия трактовались в этических категориях, таких, как "добро" (шань), "благодать-добродетель" (дэ), "подлинность-искренность" (чэн), "гуманность" (жэнь) и пр- гуманизма, натурализма, утилитаризма и этатизма - были выработаны соответственно конфуцианством (жу цзя), даосизмом (дао цзя), моизмом (мо цзя) и легизмом (фа цзя). 1. КОНФУЦИАНСТВО С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственной властью во всех ее гражданских (но не военных) аспектах - от административного до идеологического. Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной ("небесной") власти в семейно-родственных категориях; "государство - одна семья", государь - Сын Неба и одновременно "отец и мать народа Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения конфуцианства отец считался "Небом" в той же мере, в какой Небо-отцомНормативный тип человека, по Конфуцию, - "благородный муж" (цзюнь цзы), познавший небесное "предопределение" (мин1) и "гуманный", сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества и право на высокий социальный статус

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ Дхарма в самом общем виде означает "порядок", "норма", "закон" существования и развития как космоса, так и социума, а также совокупность "обязанностей" индивида Две категории "практической философии", блага и цели. Нравственное поведение (сила) составляет одно из трех оснований "ортодоксального" буддизма - наряду с мудростью (панна) и медитацией (джхана). правильное поведение и правильный образ жизни Данная схема, включала, помимо пяти основных, также обеты воздержания от безвременного питания - после полудня (шестой обет), от присутствия на танцевальных, песенных, музыкальных, мимических представлениях и использования гирлянд, косметики и украшений (седьмой), от восседания на высоких сиденьях, т.е. от тщеславия (восьмой) различаются две основные разновидности нравственного обета: добродетель воздержания [3] и положительная добродетель.нравственного обета и дается ответ, что он заключается в ненарушении правил и содержит четыре момента: 1) "стыд" в связи с другими, 2) чистота намерений и скромность в связи с собой, 3) исправление себя после нарушения правил, 4) постоянное держание в уме закона, дхармы. мораль совершенных" совершение добродетельных поступков, побуждение к ним других, восхваление добродетели, симпатия к сходно мыслящим, должное самовосстановление после проступков.

Наши рекомендации