Часть третья. философские игры: сценарно-методические разарботки
Открывают общий цикл, как правило, в каждой новой аудитории две вводные игры, тематика которых, согласуется с логикой развития философского знания, и соответствует определению предмета философии, как системы отношений ЧЕЛОВЕК – МИР, это – «Древо вселенной» и «Человек».
За ними, обычно, следуют еще три классические для философии темы: «Истина», «Добро», «Красота». Это понятия, которые в философии пишутся и читаются исключительно с большой буквы, слишком велика и значительна история их философской жизни. Не трудно заметить, что в таком построении сохраняется традиция философского осмысления действительности, идущая от Платона.
Эти игры призваны сориентировать человека в основных направлениях мировоззренческого поиска, традиционно представленных главными разделами философского знания - онтологией, гносеологией, антропологией, этикой и эстетикой. Все последующие темы программы развивают и конкретизируют намеченные здесь наиболее общие подходы к анализу действительности. Однако, это не обязательная логика курса, может быть предложена и иная, в зависимости от предпочтений и целей организаторов. Можно пользоваться разработками фрагментарно, они не связаны друг с другом жесткой зависимостью. Поэтому, пробуйте, ищите, думайте.
ИГРА «Древо Вселенной»
Вводная беседа: «Что такое мир, на окружающий?», «Что есть Вселенная?», «Существуют ли общие законы Вселенной?», «Нужно ли бояться окружающего мира?» и др.
Тур 1. “Главный закон”
Отборочный конкурс. Задание – назвать как можно больше характеристик Солнца (например, жгучее, светлое, доброе…), участники конкурса говорят по одному слову, не задумываясь, не повторясь, повторение или молчание более 3-х секунд означает, что человек выбывает из конкурса. Конкурс идет до тех пор, пока не останется 4 участника, которые занимают игровые места вместе со своими парнерами (родителями, старшими товарищами).
Участники получают карточки с отрывком из различных философских текстов, в которые введены “лишние слова”. Задание “очистить” фразу от лишних слов и прокомментировать получившуюяся мысль.
Тексты:
1). «Польза, счастье, фортуна, ищу, умерший, умрет, рожденный, неизменно, родиться, неизменно». Должно получиться: «Рожденный неизменно умрет, умерший неизбежно родится» (Веды).
2). «Благородный муж, знанием, кому-то, думает о, громом, долге, а мелкий человек, гулять, сеять, о выгоде». Должно получиться: «Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде» (Конфуций).
3). «Время, ее сущность, человеческий, небеса, , где-то, они, космос, течение, вечное, жизни, миг». Должно получиться: «Время человеческой жизни миг – ее сущность – вечное течение» (Марк Аврелий).
4). «Желание, знаю, солнце, также, конец, имеют, миров– бесчисленное множество, начало, конец, и они, светить» Должно получиться: «Миров – бесчисленное множество и они имеют начало и конец во времени» (Демокрит).
Время на подготовку – 5 минут, высший балл – 6 флясиков
Тур 2. «Основа мироздания»
Отборочный конкурс: Назвать рифмы к слову «вода». Всем присутствующим в зале предлагается записать предложенные рифмы и к концу игры сочинить буриме.
Участники получают карточки, на которых дано понятие, отражающее явление природы и начальная фраза. Задание – сочинить миф о происхождении этого явления.
Перед началом конкурса целесообразно, поговорить о том, что такое миф, определить его каноны и для примера рассказать какой-нибудь миф (например, миф о Персефоне), а лучше попросить кого-нибудь в зале рассказать известный ему миф.
Тексты карточек:
1). ЛУНА. Давным-давно на Земле жила царица Ночь, которая подарила своей дочери зеркало…
2). ЛЕТО.Раньше на Земле всегда было холодно…
3). СОЛЕНАЯ ВОДА. На берегу моря стоял замок, в котором жил грозный царь со своей прекрасной дочерью. Однажды утром…
4). СНЕГ. Два могучих бога – бог Солнца и бог Моря полюбили богиню Земли…
5). ЦВЕТЫ. Раньше на Земле росли только могучие деревья и высокие травы…
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков
Пятая карточка используется для того, чтобы продолжить ту же работу со зрительным залом, с той разницей, что миф сочиняется всеми вместе, каждый желающий говорит только одно предложение. Победителем считается тот, кто произнес последнюю фразу, за которой нет логического продолжения мифа. Эту работу ведущий проводит с залом во время подготовки участников конкурса к выполнению задания.
Тур 3. «Жизнь Вселенной»
Отборочный конкурс: дать как можно больше определений слову «Земля» (например, Земля – это планета, небесное тело, место обитания людей и т.п.)
Участники получают карточки с отрывками из философских текстов. Задание – изобразить на бумаге их содержание в любой форме, графической, художественной, символической и т.п. и пояснить свой рисунок.
Тексты:
1). «Солнце, Луна и все звезды суть горящие камни, охваченные круговоротом эфира» (Анаксагор)
2). «Небо представляется нам в виде чаши, опрокинутой вверх дном, поэтому и кажется, что когда солнце восходит и заходит, оно будто выходит из земли и заходит в землю» (Ван Чун).
3). «Огонь живет смертью Земли, воздух живет смертью огня, огонь живет смертью воздуха, а земля – смертью воды» (Гераклит).
4). «Земля будучи плоской парит в воздухе и точно так же как Солнце, Луна и другие небесные тела, благодаря плоской форме держится в воздухе» (Анаксимен).
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков
Во время подготовки, ведущий продолжает беседу с залом об основах мироздания, просит их нарисовать словесный портрет Вселенной. Из зала выбираются два художника, которые воплощают этот портрет на бумаге (лили доске), у всех на глазах, для чего на специальном стенде должны быть подготовлены листы, или может использоваться классная доска.
Аукцион идей, предложенное для определения понятие – «Вселенная».
Магазин
***
ИГРА «Человек»или «Познай самого себя»
Вводная беседа: «Человек – это животное?» (Почему да или нет?), что означает выражение «настоящий человек»?», «Что значит, быть человеком?» и др.
Тур 1.«Что такое «человек»?
Отборочный конкурс: Назвать как можно больше пословиц, поговорок со словом «человек», «люди».
Участники получают карточки с отрывками из философских текстов, в которых пропущены слова. Задание – восстановить по смыслу пропущенные слова и объяснить, почему именно это слово (или слова) они сочли нужным вставить.
Тексты:
1). Человек – это существо _______, двуногое, с плоскими ________, восприимчивое к знанию, основанному на ________». (Платон)
2). «… человек по своей природе существо ____; кто живет в силу своей природы, а не вследствие _______ обстоятельств, вне государства, тот или ____, или существо недоразвитое». (Аристотель)
3). «… человек – это некое странное животное, состоящее их двух чрезвычайно разных частей: _______, как бы некоего божества, и ______, вроде бессловесной скотины». (Эразм Ротердамский).
4). «Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся _________, живое олицетворение беспрерывного ________…, все способности души настолько зависят от устройства ________ и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной». (Ламетри)
Полные фразы:
1). «Человек – это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении». (Платон)
2). «… человек по своей природе существо политическое; кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или бог, или существо недоразвитое». (Аристотель)
3). «… человек – это некое странное животное, состоящее их двух чрезвычайно разных частей: души, как бы некоего божества, и тела, вроде бессловесной скотины». (Эразм Ротердамский).
4). «Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения…, все способности души настолько зависят от устройства мозга и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной». (Ламетри)
В помощь игрокам дается набор слов, среди которых есть нужные и не нужные, с тем, чтобы облегчить поиск нужных слов.
Время на подготовку – 5, высший балл – 7 флясиков
Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «Кукла». Он показывает куклу, с вопросом: «Человек ли это?», далее просит найти аргументы в пользу того, что кукла – не человек, равно как и в доказательство того, что она – человек.
Тур. 2.«Происхождение человека»
Отборочный конкурс: перечислить свойства и качества, которые могут принадлежать только человеку.
Участники получают карточки с 4-мя отрывками из философских текстов, по-разному описывающих происхождение человека, карточки у всех одинаковые Задание – выбрать ту точку зрения, которая кажется им более близкой и обосновать свой выбор.
Тексты:
1). "Человек образован из чувства и разума, связанных посредством рассудка, служащего для них посредником" (Николай Кузанский).
2). "И сотворил Бог человека по образу и подобию своему, по образу Божию сотворил его мужчину и женщину, сотворил их... и сказал Бог им: Плодитесь и размножайтесь, населяйте Землю и обладайте ею". (Библия. Бытие).
3. "Всем законам предшествуют законы природы, названные так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего естества. Чтобы основательно познакомиться с ними, надо рассмотреть человека во время, предшествующее образованию общества, закон, по которым жил он в этом состоянии, и будут законы природы". (Ж.-Ж. Руссо),
4. "Тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий ПУРУША. Он закрыл собою всю Землю. Боги, совершая жертвоприношение, принесли ПУРУШУ в жертву... Брахманом стали уста, руки кшатрием, его бедра - вайшьей, из ног возник шудра". (Веды. Священные книги. Др. Индия). Примечание: индийское общество всегда строго делилось на касты: брахманы - высшая каста, жрецы, священники; кшатрии - воины, управители; вайшьи ремесленники, земледельцы; шудры - низшая каста, чернорабочие, бродяги.
Время на подготовку – 5 минут, высший балл- 6 флясиков.
Во время подготовки ведущий беседует с залом на тему «Что ждет человека через тысячу лет?». Вопросы: Каким будет человек? Чем он будет отличаться от нынешних людей? Сможет ли он понять наших современников? Далее просит всех присутствующих в зале нарисовать словесный образ человека будущего, а двух добровольцев воплотить его в рисунке (на доске или стенде)
Тур 3. «Братья по разуму»
Отборочный конкурс – назвать как можно больше имен писателей-фантастов.
Участники получают карточки с текстами их литературных произведений с описанием разумных существ, не являющихся людьми. Задание – представив себя этими существами, с их позиций описать «впервые» увиденный ими на планете Земля мир людей, придумать и разыграть сценку их встречи с человеком.
Тексты:
1). "Агент Дзок, скрючившись в ярде от меня, держал на холеных коленях сумку. Из-под не очень свежих белых манжет виднелись короткие и толстые, покрытые рыжеватой шерстью руки. Дзок моргал своими желтоватыми, глубоко посаженными глазками, обнажив ровные зубы. - Вы, кажется, испуганы немного, - с недоумением произнес Дзок, - Вы вероятно никогда не встречались с представителями моей расы гуманоидов?.. Дзок показался мне вполне миролюбивым созданием, но уж очень он волосат, но он больше походил на мартышку, чем на гориллу", (Кэйт Лаумер. "Обратная сторона времени")..
2). «…сначала мне показалось, что перед нами стоит неуклюжее четвероногое с опущенной головой, но потом я разглядел, что это была тщедушная фигурка селенита на коротких, тонких ножках, с головой, вдавленной между плечами. Селенит сделал три шага вперед. Ходил он, ставя одну ногу перед другой, по-птичьи. Казалось, что у него какая-то страшная маска, не поддающаяся описанию, без носа, с двумя выпуклыми глазами по бокам, сначала я принял их за уши, которых вообще не было. Рот был искривлен, как у человека в припадке ярости" (Герберт Уэллс. "Первые люди на Земле").
3). "На значительном расстоянии и при слабом освещении сначала показалось, что внизу на лошади сидит человек. Но в крупном плане он увидел нечто другое. Это была лошадь или во всяком случае что-то похожее на лошадь, но там, где у нее полагалось быть шее и голове, возвышался человеческий торс. Торс принадлежал мужчине среднего возраста, который, уперев руки в бока:, неотрывно смотрел ввысь. Длинные волосы трепал ветер в глазах светился затаенный разум". (Сам Люндваль. «Мир Алисы» ).
4 «Хоккинс, Бойль и Фенет расположились на влажном полу и разглядывали сквозь толстое стекло тюремщиков –диковинных тварей - а те, в свою очередь глазели на них. - Если бы они были гуманоидами! - сокрушался Бойль. - Если бы наши тела были похожи! Можно было бы попытаться убедить их, ч то мы тоже разумные существа. - Да, форма тела у нас разная, - констатировал Хоккинс. – Ну а мы на их месте смогли бы поверить, что три пивных бочонка о шести ногах – братья по разуму». (Бертран Чендлер. «Клетка»).
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков
В время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «в прогноз». Зал делится на две команды: одни должны перечислить все плохое, что инопланетяне могут увидеть в людях, другие – все хорошее. Высказывания записываются, в конце подводится итого -– чего же больше, по мнению присутствующих в человеке – плохого или хорошего?
Аукцион идей. Понятие для определения «ЧЕЛОВЕК».
Магазин
***
ИГРА «ИСТИНА»
Вводная беседа: «Можно ли найти истину?», «Где ее нужно искать?», «Каждый ли может ее найти?», «Истина одна или их много?» «Истина и правда одно и тоже», «Истина – это много или мало?» и т.д.
Тур 1. «В поисках истины: начало пути»
ОТБОРОЧНЫЙ КОНКУРС: Задание - вспомнить и назвать как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений об уме, истине, правде и лжи.
Всем участникам выдаются карточки, на которых написано две цитаты, первая - высказывание известного французского философа XVII века, родоначальника рационализма Р.Декарта: «ЧЕЛОВЕКУ, ИССЛЕДУЮЩЕМУ ИСТИНУ НЕОБХОДИМО ХОТЬ ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ УСОМНИТЬСЯ ВО ВСЕХ ВЕЩАХ - НАСКОЛЬКО ОНИ ВОЗМОЖНЫ», эта же цитата написана на плакате и прикреплена к стенду (доске и т.п.), чтобы она могла быть прочитана каждым из присутствующих.
Второй цитатой, написанной на карточках является определение истины, данное различными философами.
Задание: Прокомментировать обе идеи, найти между ними связь и изобразить ее на бумаге в виде рисунка, графика, схемы и т.п.
Цитаты:
1. "Обыкновенно мы называем истиной согласие предмета с нашим представлением,.., мы говорим, например, об истинном друге..., об истинном произведении искусства... Однако... это только правильность. Истина же в более глубоком смысле состоит в том, что объективность тождественна с понятием". (Гегель. XIX век. Германия).
2. "В самом деле я утверждаю, что истина такова, как я ее описал, а именно, каждый из нас есть мера существующего и несуществующего", (Протагор, Др. Греция. VI век до н.э.).
3. "Вообще не имеет смысла судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяются... в поисках истины необходимо отправляться от того, что всегда находится в одном и том же состоянии и нс подвергается изменению". (Аристотель. Др. Греция, IV век до н.э.).
4. "Если мы не в состоянии уловить идею Блага одною идеею, то поймем ее тремя: красотой, соразмерностью, истиной...'1 (Платон, V-IV вв. до н.э.).
Время на подготовку 10 минут, высший балл – 10 флясиков
Во время подготовки, ведущий предлагает всем присутствующим прокомментировать смысл мысли Декарта, затем всем зрителям раздает карточки (чистые) и просит написать на них такую истину, в которой, по их мнению, нельзя усомниться. Например, «кошки мяукают», «я – мальчик» «Солнце - источник энергии» и т. п. Собрав карточки, он достает наугад одну из них и просит зрителей найти аргументы, для того, чтобы усомниться в истинности предложенного тезиса.
Тур 2. «Путь к истине»
Отборочный конкурс: назвать как можно больше характеристик истины одним словом в форме прилагательного или причастия, например - абсолютная, великая, вечная, и т.п.
Участники игры (4 пары победителей) получают карточки, на которых написаны цитаты из произведений философов. Задание – прокомментировать полученную мысль и «построить» из подручных материалов путь к Истине, описав основные его этапы (здесь возможно использование каких-либо предметов, например, кубиков разных цветов и размеров, разноцветной бумаги и т.п.)
Цитаты:
1. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт... Правильно полагают, что истинное знание есть знание посредством причин». (Ф.Бэкон).
2. «Ступени мудрости: «Первая ступень охватывает все то, что благодаря собственному свету дано ясно и отчетливо. Вторая ступень охватывает все то, что дает нам чувственный опыт... Третья - то, чему учит общение с другими людьми, сюда же можно присоединить на четвертом месте чтение книг». (Рене Декарт).
3. «Некоторые истины столь близки и очевидны для ума, что стоит лишь открыть глаза, чтобы их увидеть». (Дж.Беркли).
4. “В отношении вещей, искомых в философии, одни говорили, что они нашли истину, другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи же еще ищут». (Секст Эмпирик).
Время на подготовку – 5 минут, высший балл – 7 флясиков.
Во время подготовки ведущий предлагает зрителям решить парадокс: «Один критянин сказал, что все критяне лжецы». Он солгал или сказал правду? Мудрейшие оценивают самое оригинальное решение этого парадокса. Можно предложить любой другой логический парадокс, Вы их найдете множество в любом учебнике по логике.
Тур 3. “Непреложные истины»
Отборочный конкурс: таккак в первых двух турах были серьезные отборочные конкурсы, советуем Вам в третий тур участников отбирать легко: просто пожребию или путем бросания кубика (обычного игрового) и т.д., заранее решив, что проходят те, у кого наибольшее или наименьшее число очков.
Третий тур базируется на религиозных текстах, как примерах того, что в человеческой культуре существуют элементы, в рамках которых просто не допускаются споры об истине и нет места сомнению: такова религия, где постижение истины возможно благодаря вере.Советуем предварять третий тур краткой беседой о религии, если нужно,то объяснением того, что представляют собой Священные тексты.
Участники получают карточки с цитатой из Священных книг тойили иной религии и несколькими высказываниями, описывающими основное содержание данной религиозной доктрины. Задание - представить себя миссионерами и сочинить проповедь, которая доказывала бы, что они принесли в мир «Истину». Тексты:
1. ХРИСТИАНСТВО. "БОГ ЕСТЬ ДУХ, И ПОКЛОНЯЮЩИЕСЯ ЕМУ ДОЛЖНЫ ПОКЛОНЯТЬСЯ В ДУХЕ И В ИСТИНЕ" (Евангелие от Иоанна).
Основные постулаты: Бог триедин (Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой); люби Господа; не отвечай злом на зло; верь во второе пришествие, в посмертное воздаяние, в бессмертие души; истина в вере; все люди - братья, люби и прощай.
2. ИУДАИЗМ. "ВЕНЕЦ ПРЕМУДРОСТИ - СТРАХ ГОСПОДЕН... КОРЕНЬ ПРЕМУДРОСТИ - БОЯТЬСЯ БОГА, Л ВЕТВИ ЕЕ - ДОЛГОДЕНСТВИЕ" (Ветх. завет СИРАХ).
Основные постулаты: Сотворил Бог землю и небо и каждую тварь, сотворил Бог человека по образу и подобию своему; почитай родителей своих и закон, данный Богом, и умножатся дни твои на Земле; возлюбил Бог народ свой.
3. ИСЛАМ. "...ВОЗДАСТ АЛЛАХ ПО ИСТИННОЙ ВЕРЕ... АЛЛАХ - ЭТО ЯСНАЯ ИСТИНА" (Коран. Свет: 25).
Основные постулаты: Сотворил Бог мир; повелел бояться и слушаться его, послал пророка своего Муххамеда со словом истины (Кораном), почитай отца и мать своих, умножай потомство свое, будь справедлив -никого не обижай, но обид не прощай, нет греха большего, нет» богохульство, соблюдай заповеди, берегись нечистого, сторонись неверных.
4. БУДДИЗМ. "ТОТ, КТО НАШЕЛ ПРИБЕЖИЩЕ В БУДДЕ... КТО ВЛАДЕЕТ ПОДЛИННЫМ ЗНАНИЕМ. ВИДИТ ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ: ЗЛО, ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗЛА И БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗЛА... ДОСТИГШИЙ ТАКОГО ПРИБЕЖИЩА ОСВОБОДИТСЯ ОТ ВСЕХ ГОРЕСТЕЙ" (Дхамапада). 54
Основные постулаты: Источник наших страданий - наши желания, избавление от страданий - отказ от всех желаний, нет счастья равного спокойствию, вершина пути • нирвана, состояние полного слияния с космосом, полной свободы от кармы (судьбы'), от земных забот, истина - это свобода.
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков.
Во время подготовки ведущий просит всех зрителей продолжить фразу Р. Декарта «Вполне мудр в действительности один Бог, ибо ему свойственно совершенное знание всего, но люди могут быть более или менее мудрыми в зависимости от того _________________________”. Необходимо не протсо продолжить, но и объяснить – почему так. Все “продолжения” записываются на доске. После того, как все высказались, ведущий озвучивает настоящее оокончания фразы – «как много или мало они знают истин о важных «вещах»».
В качестве итога, он вновь зачитывает все предложенные зрителями окончания и просит аплодисментов каждому, по уровню громкости аплодисментов выбирается победитель или победители.
Аукцион идей.
Магазин
***