Часть вторая. философские игры: описание методики

«Философские игры для детей и взрослых» представляют собой новый способ введения человека в мир философии, обучения философствованию. Мартин Хайдеггер же заметил однажды, что вся философия есть рациональные ответы на детские вопросы. Эта мысль как нельзя лучше отражает характер предлагаемой программы, ведь именно в детских вопросах: «Откуда я взялся?», «Почему люди разные?», «Почему кошки не умеют разговаривать?» и др., подчас заложен глубочайший смысл. Если перевести «детские вопросы» на традиционный язык философии, то становится ясно, что ребенка искренне волнуют проблемы происхождения мира, человека, добра и зла, законов мироздания и т.п. или собственно философские вопросы. Сама же попытка осмыслить мир (то есть философское мышление) сделали человека человеком, и именно это помогает ему сохранять статус уникального существа, отличного от всех видов живых существ и машин. В последнее время мы часто слышим, что компьютеры играют в шахматы, решают математические задачи и даже сочиняют музыку, но еще ни один компьютер не «научился» философствовать и вряд ли научится.

Таким образом, именно философская рефлексия составляет основу человеческого самосознания, поэтому и введение в мир философии следует начинать вместе с пробуждением этого самосознания, самосознания личности, культурной данности и т.п. Другой вопрос: как сделать так, чтобы совместные занятия философией были одинаково интересны и полезны людям любого возраста, и детям и взрослым в равной степени. В этом и состоит суть предлагаемой методики, которая позволяет соединить в игре разные поколения, разные мнения, разные жизненные установки. Разумеется, этому способствует весь комплекс игротехнических приемов разработанных и применяемых в ходе эксперимента.

Цель и функции игры

Главной целью игры является формирование навыков самостоятельного мышления и развития творческих способностей личности, объективно сопровождающееся усвоением философских знаний, становлением нравственного сознания, выработкой личностных ценностных ориентиров.

Основными функциями игры являются: развивающая, обучающая и развлекательная.

В ходе эксперимента мы видели, как и дети, и взрослые меняются от игры к игре, как постепенно они учатся обдумывать и взвешивать каждое слово, не допускать некорректных высказываний по отношению к кому-либо, слушать других. Игра объективно способствует интеллектуальному, обще психическому и нравственному развитию личности. К сожалению, мы не проводили специальных исследований влияния этих занятий на успеваемость, умение воспринимать и перерабатывать информацию в других сферах, это можно было бы осуществить при помощи замеров творческого потенциала, показателей интеллекта и т.п., исследовалась, как было показано выше, только эмоциональная составляющая самого игрового действия. Однако, беседы с родителями позволяют сделать вывод, что игры не проходят даром. Дети начинают увереннее себя чувствовать в школе, не бояться на уроках высказывать свое мнение, по-другому подходят к выполнению домашних заданий, выискивая альтернативные способы оценки, решения и т.п. Правда, учителям с ними становится сложнее. По словам Аллы Викторовны, мамы Геры Чуркина, посещавшего наш клуб с 7 лет (сейчас ему - 16), он доставлял немало хлопот учителям практически по всем предметам, требуя аналитических доказательств положений, представляемых теми, как истинные, приговаривая при этом: «А с философской точки зрения….», далее следовало положение, альтернативное высказанному учителем. Ведь он давно знает, что на каждую проблему может быть несколько точек зрения, и не обязательно только одна – правильная.

Общие сведения, новые знания, которые приобретаются людьми в процессе игры, будь то дети или взрослые, обогащают их когнитивный арсенал. А удовольствие, которое они получают в игре, юмор, шутки, атмосфера доброжелательности и т.п. создают неповторимую ауру утонченного, если, так можно выразиться, светского развлечения. С огромным удовольствием каждый раз мы наблюдаем выступления семьи Куликовых: мамы – Елены Валентиновны, и сестер – Ксюши и Даши. Они умудряются за 10 минут не только придумать сказку, сценку диалог и т.п., но поставить целый спектакль, привлекая помощников из зала, а когда предлагается написать буриме, то мы уже знаем, что нас ждут веселые и мудрые частушки в их исполнении. Я хочу представить Вам легенду о происхождении искусства предложенную ими в продолжение идеи Владимира Соловьева о том, что «совершенное воплощение ... духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства».

Легенда. Когда-то давным-давно в древности жили люди и ничего у них не было хорошего, и было им скучно, пока один человек не нашел кусочек охры и не додумался как ее можно применить. Человек нарисовал на стене пещеры бизона и охотника. Пришли его соплеменники и порадовались красоте. А другой человек взял кусочек угля и дорисовал охоту. Через века это изображение увидел другой человек и понял, что так человечество начало свой путь к шедеврам Леонардо да Винчи, а сам первый художник был его далеким предком.

Очевидно, что здесь работает и общая эрудиция, и собственное видение проблемы, и философское мышление, которое сформировалось за 4 года их «жизни» в клубе; а выявленный аспект генетической основы искусства (первобытный художник – предок Леонардо) вообще достоин специального научного исследования.

Итак, совершенно очевидно, что получение объективных данных о влиянии «Философских игр» на личностный рост, интеллектуальное развитие, которые могут проявляться в таких простых показателях, как успеваемость в школе, коммуникабельность и т.п. – задача, которая ждет своего решения. Если Вы отважитесь на регулярное проведение игр, это может стать предметом для Ваших собственных исследований.

Техника игр

Каждая игра состоит из 3-х или 4-х туров, в которых участвуют 4 пары игроков, выбираемых из общего числа присутствующих. Действующий в ЦДРИ клуб «Школа Сократа» - семейный, это означает, что туда приходят, как правило, дети с родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и т.д. и команды формируются по принципу: Ребенок-Взрослый.

Аудитория может быть самой разной: дети от 8 до 13 лет играют вместе с родителями (для детей более младшего возраста игра должна быть существенно изменена); подростки от 14 до 1б лет могут играть одновозрастными парами, либо с учителями или родителями; студенты и др. - самостоятельно. При работе с детьми от 10 до 13 лет объединение их в пару со взрослыми имеет двойной смысл. Во-первых, некоторые моменты игры предполагают интерпретацию и осмысление текстов, подбор аналитических аргументов и т.п., что очень трудно сделать ребенку без помощи взрослого, кроме того, интеллектуальная планка предлагаемых заданий сознательно завышена для ребенка этого возраста в расчете на участие взрослого в процессе выполнения заданий. В этом я усматриваю, в том числе, и механизм повышения ИНТЕЛЛЕКТА, способ интеллектуального роста, который интенсифицируется при необходимости решения задач повышенной сложности (но не превышающей наши возможности). Во-вторых, общение в игре ребенка и взрослого создает атмосферу доверия и взаимопонимания, чрезвычайно благоприятную для интеллектуального и духовного роста обоих; объективно способствует снятию коммуникативных барьеров, если таковые имеются; формированию гармонии детско-родительских отношений.

Подростки в силу своих возрастных особенностей предпочитают играть самостоятельно или с теми взрослыми, которым они особенно доверяют. Поэтому, проводя игры с подростками, целесообразно приглашать учителей, родителей, шефов и т.д., но предоставлять подросткам право самим выбирать себе партнера они могут выбрать своего товарища, а могут учителя или старшего брата.

Всего на игре может присутствовать от 30 до 60 человек; если меньше, то теряется очень важный эффект публики, которая просто необходима как условие театрализации; если больше – пропадает доверительность.

Каждый тур представляет собой в содержательном плане раскрытие какого-либо аспекта заявленной темы, это выражается в том, что участникам дается игровое задание, нацеленное на обсуждение и осмысливание той или иной проблемы. Как правило, игровое задание содержит цитату из философского, литературного и т.п. произведения (с обязательным указанием автора), которая должна быть осмыслена и каким-либо образом обыграна. Это может быть задание – сочинить легенду, используя мысль, содержащуюся в цитате; или применить полученную фразу как начало рассказа о…; или придумать и разыграть диалог какого-то литературного героя с философом, автором предложенной мысли о… и т.д., и т.п. Как показывает опыт, наибольший интерес и у участников, и у зрителей вызывает театрализация в той или иной форме (наверное, потому что это – традиционное воплощение игры), поэтому задание – «придумать и разыграть сценку и т.п.» часто предлагается в разработках. Однако сами игровые задания очень разные, с ними Вы подробнее познакомитесь ниже, все они представлены в последней части работы. Должна заметить, что сама тема диктует и принципы отбора источников, и способ их представления и обыгрывания.

Задания у всех участников конкурса, как правило, одинаковые, различаются лишь базовые цитаты, а вот результат их выполнения настолько разный, что иногда диву даешься. Приведу пример выполнения одного и того же заданиями двумя разными командами – одна семейная (мать и дочь, стаж в клубе – 2 года), другая – подростковая (два 15-летних парня, одни из которых уже 4 года посещает клуб).

Задание - Пояснить данную мысль и, используя ее, придумать притчу, отвечающую на вопрос – Зачем нужны традиции?

«Цивилизация, культура, есть именно та сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, философских, и художественных), которая вырабатывается всей жизнью народа, его традициями. Она как продукт принадлежит государству; как пища, как достояние она принадлежит всему миру». Константин Леонтьев

РАЙГОРОДСКИЕ ДИНА ИСАКОВНА И МАША (12лет).

Жило-было первобытное племя в Африке. Когда вырастал мальчик в этом племени, и , по мнению старших становился взрослым, отец ему говорил: «Ну вот, сынок, ты и вырос. Ты будешь ходить с нами на охоту». Но однажды родился мальчик, который был гораздо выше и сильнее своих сверстников и уже в семь лет стал проситься на охоту. Но взрослые охотники сказали ему: « Ты ещё мал» Тогда мальчик решил потихоньку уйти на охоту и в одиночку убить льва. Это ему удалось , и он принёс в племя львиную шкуру. Тогда старейшина племени сказал: «Дело не в возрасте, а в силе, ловкости и смелости мальчика. Давайте каждый год собирать подростков и устраивать им испытания. Кто сможет сам убить зверя, сможет считаться взрослым охотником». Так каждый год племя стало устраивать посвящение в охотники. Это стало новой традицией племени и её обычаем: традиции нужны для того, чтобы обозначать важные вехи в жизни.

КОТОВ СЕРГЕЙ (15лет), ПОПОЛОВ КИРИЛЛ (15 лет).

Жил-был человек, который соблюдал обычай не следовать никаким традициям. Жил он так много лет и глубоким старцем встретил такого же, как он сам. Всё было в них одинаково, только у второго были традиции. И спросил второй первого:

-Как ты можешь жить без традиций?

А первый ответил:

- Такой уж у меня обычай.

- Но ведь то, что ты не следуешь никаким традициям и есть традиция.

И согласился со вздохом первый.

Традиция нужна для сохранения человеком своего «Я», своей личности. Ведь даже человек без традиций, казалось бы, имеет одну традицию – не соблюдать других. А раз такая мысль существует, значит, следуя ей, можно сказать, что всему миру принадлежит одна традиция – соблюдать хотя бы одну, хоть самую пустяковую традицию. И ведь действительно, из таких пустяков складываются цивилизации.

Думается, что представленные притчи не нуждаются в комментариях, они ярко демонстрируют и творческий характер заданий, и, по сути, бесконечную вариативность мыслительных конструкций, но это уже разговор не об игре, и тем более не о методике, а о загадках человеческого мышления. Вернемся же к «Философским играм». Еще один немаловажный нюанс. Как уже было сказано, в каждой игре используется некоторое количество цитат из произведений философов для осмысления и комментариев. Как правило, с ними работают те, кто попадает в состав игроков, т.е. участвуют в конкурсных турах, все остальные, когда приходит время увидеть и оценить результат творческих усилий «избранных», не всегда понимают, что те делают, если не знакомы с идеями, которые стали информацией к размышлению. Наилучший вариант решения этой проблемы – перед началом игры всем раздавать своеобразный цитатник, где будут указаны фрагменты используемых текстов, это не всегда получается, в том числе и по техническим причинам. Но обязательно перед началом каждого выступления нужно прочитать отрывок, с которым работали игроки, и объяснить суть заданья. Можно предоставить чтение самим участником конкурса, но лучше это сделать ведущему, хотя бы из тех соображений, что неподготовленному человеку довольно трудно вслух прочитать философский текст, с которым он никогда раньше не встречался. Впрочем, это иногда бывает очень забавно, когда 8-летний игрок во что бы то ни стало, пытается, как сквозь густые заросли джунглей, прорваться через текст, например, Н.Бердяева: очень интересно наблюдать за его усилиями, но весьма проблематично понять смысл озвученной им фразы.

Для того, чтобы увеличить количество игроков, прошедших через командную игру, т.е. завоевавших право, играть за столом, мы ввели правило, согласно которому, дважды принимать участие в конкурсах «за столом» нельзя, поэтому к каждому последующему оборочному конкурсу допускаются только те, кто не участвовал в предшествующих турах. Замечу, что это правило родилось не сразу. Оно появилось, после того, как мы заметили, что намечается тенденция, когда наиболее подготовленные, да и просто старшие ребята, легко выигрывают все отборочные конкурсы, и во всех турах у нас участвуют одни и те же люди, а в зале появляется все больше «обиженных» и разочарованных. Зная это правило, некоторые уже вырабатывают тактику участия в отборочных конкурсах, согласитесь, не очень приятно быть «выбывшим». Я как-то «подслушала» случайно разговор двух подружек, одна другой объясняла, что в первый тур она не пойдет, потому, что все равно отборочный конкурс выиграют Ксюша, Маша и др. А вот когда им уже нельзя будет участвовать, тогда есть шанс пройти, поэтому она будет участвовать только во втором конкурсе.

Каждая игра имеет свою логику, которая, в общем и целом, соответствует логике философского исследования, она отражается в последовательности игровых заданий. Любое размышление начинается с определений и выбора оснований. С этого начинается и каждая игра, задания 1 тура, как правило, сформулированы именно как работа с определениями, основаниями, посылками рассуждения. Задания последующих туров ориентированы на развитие идеи в гносеологическом, онтологическом, этико-психологическом, эстетическом и других аспектах. Разумеется, выбираемые стороны той или иной темы, каждая из которых бесконечна, (Истина, Добро, Красота, Справедливость и т.д.) не отражают всех вопросов, обсуждаемых в философии в данном проблемном поле, внимание фиксируется на тех сторонах, которые представляются наиболее устоявшимися, значимыми, традиционными для философии, и одновременно, ценными для личностного роста. Замечу, данная методика не нацелена на получение участниками занятий философского образования, но философия – ее содержательная основа, поэтому и представлена она должна быть так, как существует в эпистемологической практике, а понимание специфики философского знания, усвоение некоторых его положений объективно происходит в процессе занятий. Однако, я бы не стала называть ее обучающей в полном смысле этого слова, хотя она может использоваться и в процессе преподавания философии, как в вузе, так и в школе. На выполнение каждого задания дается, как правило, 10 минут, высшая цена – 10 флясиков.

 
  часть вторая. философские игры: описание методики - student2.ru

Исключение составляет последний конкурс. Его проведение стало результатом эволюции «Философских игр». Возникла проблема – как сделать так, чтобы все, кто присутствуют, при желании могли «заработать» флясики. Если он не вышел в отборочный тур (испугался), или не прошел его, постеснялся высказаться во время беседы в зале, или его высказывания не были отмечены мудрейшими, но очень хочет, как и другие, быть премированным, то уйдет ребенок в плохом настроении и уже никогда не придет, и не потому, что ему было не интересно, а потому, что он не сумел проявить себя. Принцип простой, если человек хочет что-то сделать – ему надо дать такую возможность, не хочет – нельзя заставить. Кроме того, каждый этап игры – на самом деле, серьезная напряженная работа ума, в конце требуется разрядка, эта функция и падает на последний облегченный тур. Мы предлагаем принять в нем участие всем желающим, без отбора и строгих правил по ставу участников, количество членов «временного творческого коллектива» может быть любым, задание, как правило, предполагает зрелищный и веселый результат.

 
  часть вторая. философские игры: описание методики - student2.ru

Мы просим участников за две минуты поставить, «балет», «пантомиму», «немое кино», «живую скульптуру» и т.п. на заданную тему, а иногда – по предложенной цитате. Например, на последней игре по теме «Женщина», всем предлагалось изобразить в пантомиме свое понимание того, что такое женская логика, используя предложенные цитаты (на выбор).

· Пусть женщина не рассуждает, это ужасно. Демокрит

· У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной – сколько у двух. Конфуций

· Женщина мыслит сердцем, а мужчина любит головой. В.Г. Белинский

Самой популярной оказалась мысль Демокрита, которая нашла очень яркие художественные воплощения.

Этот конкурс, оценивается из расчета от 1 до 3 флясиков на каждого участника, причем, получают выигрыш лишь те, кто не принимал участие в основных турах.

Во время выполнения заданий основных туров мы обычно ставим на стол песочные часы, которые отмеряют время, отведенное на выполнение задания (10 минут). Все задания вместе с цитатами написаны на карточках, которые получают участники игры.

А теперь вернемся к началу. Предваряет игру вводная беседа, в которой ведущий знакомит присутствующих с темой игры, пытается выяснить общемировоззренческий «климат» зала, дает настрой на игру. Беседа идет в диалоговом режиме. При этом, задача ведущего – точно и своевременно реагировать на реплики из зала, разговаривая при этом со всеми присутствующими. Я очень часто пользуюсь приемом ответа на вопрос аплодисментами. Например, обсуждая тему «Свобода», можно спросить – «Кто себя считает свободным?», попросив их аплодировать. А затем – «Кто не считает себя свободным?». Громкость звучащих аплодисментов ярко демонстрирует настроение зала, логично задать вопрос тем, кто не считает себя свободным – почему Вы не свободны, то же к тем, кто «свободен». ПОЧЕМУ? – вообще самый главный вопрос в любой философской беседе. Когда высказывается весьма спорная или эпатажная точка зрения, тоже можно попросить аплодировать тех, кто с ней согласен и не согласен. Некоторые ответы рождают новые вопросы, и их обязательно нужно задать, не ставя саму беседу в зависимость от заранее заготовленных вопросов. Умение задавать вопросы – вещь сложная, не случайно Сократу приписывается идея о том, что вся философия есть искусство вопрошания. Здесь от ведущего требуется и эрудиция, и быстрота реакции, и способность к импровизации, и, что тоже не мало важно, умение вовремя остановиться. В рамках своего спецкурса, я заметила, что студентам труднее всего освоить именно этот прием – свободная беседа часто превращается в одностороннюю, когда заданы заготовленные вопросы, а никакой реакции на полученные ответы не последовало; или начинается «базар», когда все кричат, перебивая друг друга, а ведущий – всего лишь один из звучащих голосов. Однако, умение вести беседу приходит с опытом, а он, как известно, дело наживное.

Совет Мудрейших

Роль жюри на «Философских играх» принадлежит Совету Мудрейших. Специфика методики, сам способ построения конкурсных заданий и бесед со зрителями не предполагает правильных или неправильных ответов, поэтому в игре не бывает победителей и побежденных, не присуждаются 1-е, 2-й и т.д. места. Своеобразное премирование участников призами вынесено за рамки игрового действа, на нем не

 
  часть вторая. философские игры: описание методики - student2.ru

акцентируется внимание в процессе самой игры.

Суть деятельности «Мудрейших» заключается, прежде всего, в том, чтобы дать квалифицированный анализ и оценку выполнению заданий каждого конкурса, выявить и поощрить наиболее яркие выступления из зала. Кроме того, Совет Мудрейших выступает арбитром во всех нестандартных ситуациях. Требования к членам Совета Мудрейших такие же, как и к ведущему – наличие достаточной философской культуры, обширной эвристической базы, умение чувствовать игру и ориентироваться на общемировоззренческий настрой зала, отсутствие стремления к «менторскому» поучению и излишней категоричности суждений.

Мудрейшие определяют количество баллов (флясиков), заработанные игроками за выполнение каждого задания, оценивают высказывания из зала, проводят отбор идей для продажи.

Мы исходим из того, что все дети талантливы, все способны к продуцированию идей, все достойны награды. Поэтому мудрейшие выполняют еще и роль своеобразных экспертов, которые показывают авторам (а в роли авторов выступают все участники игры, т.к. все задания требуют авторства) объективную весомость их мнения, степень его обоснованности, включенности в общий философский контекст, удачность найденной художественной формы. В моей практике еще не встречалось случая, чтобы кто-то вообще не справился с заданием, не смог отреагировать на идею, полученную в качестве информации к размышлению. Иногда мы встречаемся со зрелыми формами рефлексивного сознания, особенно, после нескольких занятий в клубе, иногда с пробуждающимися - и то, и другое нуждается в поддержке.

 
  часть вторая. философские игры: описание методики - student2.ru

Выступление мудрейших никогда не ограничивается просто выставлением оценок, кому-то – 5 флясков, кому-то – 10. Их задача найти – за что похвалить каждого, еще раз повторить наиболее интересные мысли и идеи, чтобы зафиксировать на них внимание. То же и с оценкой наиболее удачных высказываний в зале во время беседы: мудрейшие фиксируют те идеи, которые показались им самыми оригинальными, глубокими.

Эта практика имеет и содержательные и технологические основания. С содержательной точки зрения, все еще раз обращают внимание, на ту мысль, которую, возможно, пропустили во время беседы, она им не показалась значимой, а уважаемые эксперты сообщили им, что «это хорошо» и т.п., начинается осмысление – а почему эту мысль отметили, а мою нет? Что в ней есть такого, что я не сумел сказать? Так постепенно воспитывается и культура мышления, а отмечаемые мудрейшими идеи, уже могут рассматриваться как образцы. Технологически в процессе беседы очень трудно наблюдателю запомнить кто, что говорил, поэтому мудрейшие фиксируют и называют не авторов, а понравившиеся высказывания, сами же участники беседы «признаются», кому оно принадлежит. Иногда бывают случаи (правда, очень редко), когда автором отмеченной мысли старается представиться тот, кто им не является: то ли он подумал тоже самое, то ли схитрил, чтобы получить флясик, не знаю. Но характерно то, что замечают это многие, но никто, даже дети, на моей памяти ни разу заявил об этом вслух, флясик самозванец получает, но, как правило, такие «хитрецы» не удерживаются в клубе, ведь чужие идеи присваивает тот, кто не может создать собственных, а в нашей игре на чужих идеях далеко не уедешь, разве что в отборочном конкурсе, где разрешается после получения задания проконсультироваться в течении 30 секунд с любым, сидящим в зале.

Отбор участников

 
  часть вторая. философские игры: описание методики - student2.ru

Участники каждого тура выбираются из всех присутствующих в зале, разумеется, только по желанию.

Нельзя заставлять человека играть под угрозой, скажем, «двойки», равно как нельзя лишать его возможности попробовать себя в игре. Если желающих принять участие в том или ином туре больше, чем игровых мест, проводится отборочный конкурс.

Каждый отборочный конкурс должен быть продуман так, чтобы для выявления победителей не требовалось специальной оценки, победа должна быть самоочевидной.

 
  часть вторая. философские игры: описание методики - student2.ru

Например, мы очень часто просим претендентов вспомнить отрывки из песен и стихов, содержащих слово, которым поименована тема. Очень хорошим конкурсом является также – крылатые выражения, поговорки и пословицы, связанные с темой. Или – синонимы к основному слову. Попробуйте сходу вспомнить много синонимов к слову «любовь» или «справедливость». Главное правило – не повторять то, что уже сказали, не молчать больше трех секунд, нарушивший эти условия –«вылетает». Отборочный конкурс идет до тех пор, пока не останется 4 участника которые и займут места за игровым столом.

Иногда мы даем в качестве задания отборочного тура подбор рифм к тому или иному слову, а всем желающим предлагаем написать буриме. Как правило, на это дается время до конца игры, и после последнего тура, мы зачитываем получившиеся стихи. Вот один из примеров семейного сотворчества. К слову «знание», в игре на эту тему нашли не мало рифм.

Горины Софья (11 лет) и Татьяна (мать)

Он, получив прямые указанья,

Отбросив все пустые обещанья,

Пустился в путь, влекомый лишь желаньем

Идти вперед к признанию и знаньям.

Прошли года, пропали и желанья,

Он не добился сильного влиянья,

А приобрел болезненную манию,

Окончив дни свои в безрадостном изгнании.

В отборочном конкурсе, как и в самой игре, все присутствующие участвуют парами. Возможно, и индивидуальное участие в отборочном конкурсе, когда пары формируются уже по окончании конкурса (на практике чаще получается именно так, да и времени это занимает гораздо меньше).

При выборе участников для каждого тура можно использовать самые разнообразные приемы - от простого жребия до серьезных отборочных конкурсов, которые органично вписаны в логику игры. Отбор проводится тогда, когда желающих принять участие в игре больше, чем игровых мест.

Наши рекомендации