Определите, в экстенсиональном или интенсиональном контексте употребляются выделенные курсивом имена1.

1.2.1. Некоторые врачи являются окулистами.

1.2.2. Некоторые выпускники считают, что получат профессию по специальности.

1.2.3. Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли.

1.2.4. Поиск Магелланом пролива из Атлантического в Тихий океан.

1.2.5. Р. Рейган называл СССР империей зла.

1.2.6. Студенты были в основном успевающими на некоторых факультетах.

1.2.7. Л. Фейербах считал, что истинный материализм является антропологизмом.

В чем заключается неопределенность следующих суждений?

1.3.1. Сидоров был доволен проведенной операцией.

1.3.2. Магазин оказался пуст.

1.3.3. Вечером все получили наряды.

1.3.4. Планировать приходилось в трудных условиях.

1.3.5. Даже непогашенная облигация может стать источником пожара.

1.3.6. Посетитель: «Скажите, как много народа у вас работает?». Служащий: «примерно каждый десятый».

1.3.7. Чтобы петь дифирамбы, не надо кончать консерваторию.

Какие основные законы логики нарушены в следующих рассуждениях? Объясните ответ. Определите вид логической ошибки.

1.4.1. Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

1.4.2. То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога. Значит, ты рогат.

1.4.3. Твой пес имеет щенят, значит, он - отец. Он - твой и он - отец, значит, он - твой отец.

1.4.4. 5 - одно число. 3 и 2 - это 5. Значит, 3 и 2 - одно число.

1.4.5. На практических занятиях студент спрашивает у преподавателя: "Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?" - " Нет, конечно",- отвечает преподаватель. - "Тогда, пожалуйста, не наказывайте меня: я сегодня не сделал домашнего задания".

1.4.6. Того, чего у меня сейчас нет, я лишился. У меня было 10 книг. Потеряв одну книгу, я могу сказать, что у меня уже нет 10 книг. Следовательно, потеряв одну книгу, я лишился 10 книг.

1.4.7. «Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему, убеждений нет?» - «Нет, и не существует!». – «Это ваше убеждение?» - «Да». – «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай». ( Тургенев И.С. Рудин.)

Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?

1.5.1. Все млекопитающие дышат легкими. Не все млекопитающие дышат легкими.

1.5.2. Все дома в Петербурге каменные. Ни один дом в Петербурге не является каменным.

1.5.3. Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды.

1.5.4. Сегодня - понедельник. Сегодня - не понедельник.

1.5.5. Петр знает английский язык. Петр не знает английского языка.

1.5.6. Все люди грамотные. Ни один человек не является грамотным.

1.5.7. Электрон есть частица. Электрон есть волна.

Раздел 2. ПОНЯТИЕ

Понятие как логическая форма

2.1. Определите объем и содержание понятий:

2.1.1. город на Неве

2.1.2. западный ветер

2.1.3. сегодняшний день

2.1.4. наводнение

2.1.5. река

2.1.6. Ростральная колонна

2.1.7. Николо-Богоявленский морской собор в г. Москве

2.2. Определите виды понятий:

2.2.1. Ботик Петра I

2.2.2. город

2.2.3. город Старая Ладога

2.2.4. церковь «Спас на крови»

2.2.5. церкви Петербурга

2.2.6. «невидимая церковь»

2.2.7. церковь «Спас на Сенной» в г. Москве

2.3. Определите виды понятий:

2.3.1. водный простор

2.3.2. Василиса Премудрая

2.3.3. Екатерина Вторая

2.3.4. памятник архитектуры

2.3.5. Атлант

2.3.6. безразличие олигархии

2.3.7. величие

Собирательными или разделительными являются выделенные понятия?

2.4.1. Парламент принял указ об амнистии. Парламент обладает законодательной функцией.

2.4.2. Народ проголосовал за Конституцию. Народы хотят мира.

2.4.3. Университет принял участие в забастовке. Университет - высшее учебное заведение.

2.4.4. Пролетариат борется против буржуазии. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

2.4.5. Хищные животные в ярости страшны для человека. Хищным животным необходимо движение.

2.4.6. Весь класс был наказан. Класс принял участие в торжестве.

2.4.7. Преступный элемент – правонарушитель. Всех преступников переловили.

Определите отношения понятий, проиллюстрируйте «кругами Л. Эйлера»

2.5.1. организм, больной, здоровый, нездоровый

2.5.2. набережные Невы, гранитные набережные Невы, негранитные набережные Невы, Университетская набережная

2.5.3. мосты, разводные мосты, неразводные мосты, Поцелуев мост

2.5.4. граждане, имеющие право голоса; граждане, принявшие участие в голосовании; граждане, голосовавшие за доверие; граждане, голосовавшие за недоверие

2.5.5. число; четное число; нечетное число; простое число; число 2; число, делящееся на 4; число, делящееся на 8

2.5.6. собор, памятник архитектуры, крепость, Петропавловская крепость, Петропавловский собор

2.5.7. плоская замкнутая геометрическая фигура, треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный треугольник

Наши рекомендации