Тема: Спор. Общая характеристика и логические аспекты. Социально – психологические аспекты спора.
В заданиях по данной теме используются термины.
Аргументация – это логико – коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего её понимания и принятия другим человеком.
Доказательство – вид аргументации, в рамках которого истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов.
Косвенное доказательство – это вид аргументации, опосредованное обоснование истинности тезиса ( чаще всего «от противного»).
Ли – вопросы – вопросы, заключающие в себе просьбу указать истинность или ложность того, что содержится в предпосылке вопроса.
Предпосылка вопроса – информация, на которой основан вопрос и которая так или иначе в нём содержится.
Опровержение– вывод следствий из предложенной нестандартной точки зрения и поиск их согласования с реальным положением дел, с фактами.
Прямое доказательство – вид аргументации, непосредственный вывод тезиса из аргументов.
Тезис – положение , позиция, которая подлежит обоснованию.
Задание № 1
Найдите тезис и аргументы в следующих рассуждениях.
1. Все жители Африки хотят счастья. Хотят того же и жители Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии, исследователи Антарктиды. Значит, все люди Земли хотят счастья.
2. Логика тесно связана с грамматикой. В самом деле, не существует мыслей вне языковой оболочки. Для того чтобы сообщить свою мысль другим людям, мы должны выразить её в языковой форме. И наоборот, всякое слово, всякая фраза выражает какую – то мысль. Всё это доказывает тесную связь логики с грамматикой.
3. Всякому , кому суждено умереть – умрёт. Всякому, кому суждено выздороветь – выздоровеет. И умрёт и выздоровеет он независимо от того, будет к нему вызван врач или нет. Потому не стоит вызывать врача к больному и вообще что – то делать.
Задание №2
Определите вид аргументации в приведённых рассуждениях. Оцените правильность аргументации. Если аргументация некорректна , укажите - почему.
1. Поскольку риск, как говорится, благородное дело, и очевидно, что дача взятки должностному лицу, безусловно ,представляет собой риск, отсюда с необходимостью по правилам логики следует, что дача взятки должностному лицу является благородным делом.
2. Если бы я был богат, то купил бы автомобиль. Если бы я был бесчестен, то украл бы его. Однако я не куплю автомобиль и не украду его. Так что я не богат , но и не бесчестен.
3. Я полностью согласен с утверждением журнала мод « Бурда», что зависть является корнем всех зол. Судите сами. Зависть не только отравляет людям повседневную жизнь, но может привести и к более серьёзным последствиям. Поэтому наряду с ревностью, злобой и ненавистью, зависть, несомненно, относится к самым плохим чертам характера. Подкравшись незаметно, зависть ранит больно и глубоко. Человек завидует благополучию других, мучается от сознания того, что кому - то более повезло.
4. Вы , должно быть, согласны с моим вариантом прогноза, поскольку такой компетентный специалист, как вы , не может не предпочесть солидную работу шарлатанству и дешёвке.
5. Все студенты добродетельны, ведь они люди.
Задание №3
Какие критерии постановки вопросов нарушены в приводимых ниже примерах?
1. Кто, где, когда и из какого оружия убил президента США Дж. Кеннеди?
2. Какой русский не любит быстрой езды?
3. Какой оценки заслуживает данное сочинение- «хорошо» или «отлично»?
4. Какой курс рубля к доллару был установлен Центрабанком РФ 1 сентября 1998 г.
5. Владеет ли он английским языком?
6. Кто старший в группе реформаторов-демократов?
Задание № 4
Прочитайте выразительно текст.
Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая , росла и зеленела везде, где только не соскребли её, не только на газонах бульваров ,но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки ; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди – не переставали обманывать и мучать себя и друг друга.
Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.
( Лев Толстой «Воскресение»)
Также в следующих ниже заданиях используются термины.
Психологический довод- апелляция в споре к чувству, желанию, стремлению, ценностной ориентации противоположной стороны. Основные виды психологических доводов следующие: физическое благополучие, экономический интерес, социальный интерес, чувство собственного достоинства, справедливость, право, развлечение, игра и др
Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается , исследуется, обсуждается какая – то проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности общезначимого её решения.
Полемика– это вид спора, в рамках которого основные усилия сторон направлены на утверждение (победу) своей позиции относительно обсуждаемого предмета.
Задание №1
Проанализируйте приведённые ниже противоборствующие мнения (АФ. 1998 г. №34, 37, 40): а) определите вид спора (полемика или дискуссия); б) определите позиции сторон; в) укажите, в чём заключается предмет спора; г) дайте оценку психологическим доводам.
1. а) Доигрались…
Я возмущён поступком мэра Москвы Ю. М. Лужкова, способствовавшего организации в наше трудное и суровое время Всемирных юношеских игр. Когда многим российским труженикам нечем платить зарплату, Лужков и его подчинённые тратят бешеные деньги на мероприятие, которое вполне можно было бы и не проводить. Получается, что одной рукой мы просим дать в долг деньги у Международного фонда, а другой разбрасываем их на ненужную показуху, на то, чтобы вожди народа могли покрасоваться на трибуне рядом с Самаранчем. Кириенко, с одной стороны, каждый день повторяет, что мы должны жить по средствам, а с другой- допустил трату огромных средств, вместо того, чтобы использовать их на выплату зарплат, борьбу с кризисом.
С глубоким уважением к прошлым заслугам Ю.М. Лужкова и с не менее глубоким возмущением последним его «ляпом» (Е. Былинский, доктор географических наук).
б) Лужков родил традицию.
Увы, нигде не удалось прочитать, какую прибыль в валюте принесли Всемирные юношеские игры стране. Но наверняка немалую. Иностранцы покупали билеты, ели- пили в наших кафе и ресторанах, жили в гостиницах, ходили в музеи и театры.
Но моральная сторона этого большого праздника гораздо важнее и дороже. Ведь весь мир приехал к нам в гости и убедился, что Россия – мощная держава и Москва наша – красивейший город Европы. За проведение Олимпийских игр страны в очередь стоят, бьются за это право. Лужков – молодец, взял да и придумал праздник, до которого не додумался никто. Он положил начало мировой традиции. (Е. Коваленко).
2. У кризиса национальности нет. Читатели обсуждают письмо писателя Э. Тополя банкирам (АиФ. 1998. № 38).
а) Не злитесь, олигархи.
Спасибо редакции за смелость. Разозлившись, олигархи могут и газете перекрыть кислород, кого – то, подкупив, дав взятку и т. д. Только недалёкому человеку может показаться, что Тополь призывает ненавидеть евреев. Хотя разговоров таких вокруг статьи много. Тополь прав: большинство денег, рычагов управления страной в еврейских кругах. И он как еврей по – братски обращается к своим. Мол, не прячьтесь по щелям, считая свои миллиарды, помогите стране, в которой вы живёте, которая помогла и вам стать богатейшими людьми. Хорошо, когда богатство сочетается с такими понятиями, как щедрость, ум, сострадание, меценатство, порядочность. Вот о чём просит вспомнить Олигарховичей писатель. (М. Кузнецов).
б) Делайте людям добро
Собрались две семьи и прочитали статью Тополя вслух. Автор справедливо обращается к уму и таланту банкиров – олигархов. И неужели эти люди не поймут писателя? Любому нормальному человеку стыдно жить в нищей, разграбленной стране, где голодают дети, старики.
Удивляет, что они не понимают, что смертны и ничего с собой не унесут. В гробу карманов нет. Сделайте добро, при жизни, люди будут помнить о вас. В учебниках истории о вас напишут. Употребите ваши деньги на благо страны, где вы родились, учились, стали личностями. (Л. Смирнова)
Задание № 2
Прочтите выразительно текст.
Быстро всё превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но и ничтожная страстишка к чему – нибудь разрасталась в рождённом на лучшие подвиги, заставляя его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растёт и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство, и входит он глубже и глубже в бесконечный рай своей души. Но есть страсти, которых избранье не от человека. Уже родились они с ним в минуту рожденья его в свет, и не дано ему сил отклонится от них. Высшими начертаньями они ведутся, и есть в них что – то вечно зовущее, неумолкающее во всю жизнь. Земное великое поприще суждено совершить им: все равно, в мрачном ли образе или пронестись светлым явлением, возрадующим мир, - одинаково вызваны они для неведомого человеком блага.
(Н. В. Гоголь «Мёртвые души»)
Практическое занятие № 2