II. ХОЖДЕНИЕ ПО ЛЕЗВИЮ НОЖА — СТЕЗЯ ХАТХА-ЙОГИ
Тело есть обитель бога, о богиня. Душа (джива) есть бог Сада-Шива. Следует оставить остатки неведения; необходимо поклоняться с мыслью «Аз есмь Он».
Это извлечение из Кула-арнава-тантры (9.41) говорит о конечной цели хатха-йоги, которой является Богопознание, или просветление, здесь и сейчас, в обожествленном или нетленном теле. Часто это выражается как состояние равновесия или соразмерности (самараса) в теле, когда обычно распыленная жизненная энергия сосредоточивается в центральном канале. Эта мысль отражена уже в самом названии хатха-йога, которое эзотерически толкуется как союз (йога) между «солнцем» и «луной», сочленение двух великих деятельных начал или аспектов тела-ума.
Жизненная сила (пране) поляризуется вдоль срединной оси, где деятельный полюс (олицетворяемый Шакти) находится в основании позвоночника, а неподвижный полюс (олицетворяемый Шивой) — у макушки головы. Задача хатха-йоги-на состоит в объединении Шакти с Шивой. Для заключения этого союза, однако, он должен вначале успокоить противоположный жизненный ток, одушевляющий само тело. Этот динамический поток (часто именуемый как хамса) заключен между положительным и отрицательным полюсами, пробегая по левой и правой сторонам тела 21 600 раз в течение суток [516]. Положительный ток ощущается как тепло, отрицательный же — как холод. На материальном уровне они отвечают соответственно симпатической и парасимпатической нервным системам.
Согласно тантрической модели человеческого тела срединный канал (именуемый сушумна) обвивают спиралеобразные ида- и пингала-нади. Ида является носителем, или током, лунной силы слева от оси тела, а пингала — это проводник, или ток, солнечной силы справа от оси тела. Слог ха в слове хатха представляет солнечную силу тела, тогда как слог тха — лунную силу [517]. Понятие йога выражает их союз, который означает экстатическое состояние тождественности субъекта и объекта.
Первоочередная задача хатха-йогина состоит в приостановке правого и левого токов и ввод биполярной энергии в срединный канал, который начинается у корневого центра муладхара-чакра в области ануса, где, как считается, покоится кундалини. Это неизменное усилие по изменению направления жизненной силы воздействует на кундалини, которая приводится. движение. Подобное воздействие можно сравнить с бьющим по наковальне молотом; отсюда эзотерическим значением слова «хатха » является «натуга». Хатха-йога — это силовое воздействие, при котором присущая телу жизненная сила используется для преодоления «я».
Очистительные практики
Регуляция дыхания (пранаяма). самый непосредственный способ воздействия на жизненную силу, лежит в основе практики хатха-йоги. Однако на своем долгом пути экспериментирования с дыханием первые йогины обнаружили, что большинству соискателей необходимо перед обращением к дыхательному контролю пройти более или менее обширное очищение [организма]. Поэтому они изобрели целый спектр очистительных приемов для подготовки тела к требованиям более высоких ступеней практики. Гхеранда-самхита содержит подобающие строки:
Очищение, укрепление, устойчивость, успокоение, ясность, восприятие Я и незамутненное состояние освобождения — вот семь средств йоги горшка (гатха) [то есть тела]. (1.9) Очищение совершается через шесть действий; йогин становится крепким посредством поз (асана); устойчивость обретается через печати (мудра), а успокоение через устранение чувств (пратьяхара). (1.10)
Ясность приходит от управления дыханием (пранаяма), восприятие Я от созерцания (дхьяна), а незамутненное состояние от экстаза (самадхи); сие последнее состояние, несомненно, есть освобождение (мукти). (1.11)
Мудрец Гхеранда продолжает описывать «шесть действий» (шаткарман), которые включают следующие шесть очищающих практик:
1. Дхаути («очищение [желудка]») состоит из четырех приемов:
• Антар-дхаути («внутреннее очищение») четырех видов: первый прием проводится посредством заглатывания дыхания, воздуха, и выталкивания его через задний проход; второй — посредством полного заполнения желудка водой; третий — возбуждением «огня» в животе через повторяющееся вдавливание пупка по направлению к позвоночнику; четвертый заключается в промывании выпавших кишок (рискованная затея). Они известны соответственно как вата-сара- («связанное с воздухом»), вари-сара- («связанное с водой»), вахни-сара- («связанное с огнем») и бахиш-крита («выполняемое вовне») антар-дхаути.
• Данта-дхаути («зубное очищение») включает очищение зубов, языка, ушей и лобной пазухи. Очищение языка начинается с натирания его сливочным маслом, а затем следует дергать и мять его как при дойке, подготавливая к кхечари-мудре , которая требует запечатывания кончиком языка носового отверстия в верхнем нёбе. Некоторые йогины даже прибегают к металлическим орудиям для удлинения языка.
• Хрид-дхаути («сердечное очищение») — очищение горла посредством бабанового черенка, куркумы, камыша или куска ткани, или вызываемой рвоты, что полезно всем страдающим болезнями груди («сердца»). Очищение горла и живота посредством длинного, шириной четыре пальца, куска ткани называется васо-дхаути , которое, как считают, лечит опухоли, увеличенную селезенку, кожные заболевания и различные нарушения слизи и желчи.
• Мула-шодхана («корневое очищение») представляет собой ручное очищение заднего прохода (мула) с помощью воды или черенка куркумы, что излечивает желудочно-кишечные заболевания и укрепляет жизненный тонус.
2. Васти или басти («[мочевой] пузырь») состоит в сокращении и растяжении мышц сфинктера с целью лечения запоров, метеоризма и заболеваний мочевых путей, и может также проводиться в воде. Иногда в прямую кишку вставляется трубка, а сам человек занимает позу уткана-асана, что является йогическим вариантом клизмы.
3. Нети (непереводимое слово) относится к тонкой нити длиной примерно девять дюймов, которую порой вставляют в одну ноздрю и выводят через рот для удаления мокрот, и благодаря ее воздействию на аджня-чакру достигается ясновидение (дивья-дришти).
4. Лаули или лаулики («движение туда-сюда»), еще именуемая на
ули или наули-крия , состоит в перекатывании прямых мышц живота из стороны в сторону попеременно их напрягая для массажа внутренних органов, что должно помочь в излечении многих болезней.
5. Тратака (непереводимое слове относится к непрерывному, расслабленному разглядыванию небольшого предмета, пока не потекут слезы, что должно помочь при глазных болезнях, а также привести к ясновидению
6. Капала-бхати («череп-блеск») состоит из трех упражнений, которые предназначены для удаления мокроты, а последнее к тому же делает йогина неотразимым подобно богу любви, Камадэве:
• «левый процесс» (вама-крама) заключается во вдыхании через левую ноздрю и выдохе через правую, и наоборот.
• «обращенный процесс» (вьют-крама ) заключается во втягивании воды через ноздри и удалении ее через рот.
• «процесс шит» (шит-крама) заключается во всасывании воды через рот и удалении ее через нос.
Слово шит звукоподражательное, соответствует производимому этим упражнением звуку.
Другие тексты дают различные определения вышеозначенных практик, а некоторые писания приводят дополнительные приемы по очищению тела и подготовке его к более сложному этапу регуляции дыхания. Здесь следует упомянуть труд Чидгханананды Сат-карма-санграха (также именуемый Карма-паддхати), представляющий собой руководство, датируемое. возможно, восемнадцатым веком и состоящее из 149 шлок. В значительной степени разговор здесь касается очистительных приемов и недугов, вызванных неверным применением йоги. Согласно Хатха-йога-прадипике (2.21), лишь вялым с дряблой мускулатурой людям необходимо прибегать к «шести действиям» по очищению тела.
Позы
Мудрец Гхеранда считает, что хатха-йога имеет семь, а не восемь звеньев, причем позы (асана) и печати (мудра) составляют соответственно второе и третье звенья, тогда как нравственные предписания (то есть яма и нияма) не рассматриваются отдельно. Гхеранда-самхита (2.1) утверждает, что существует столько асан, сколько имеется разновидностей животных. Гхеранда говорит, что Шива учил 840 тысячам поз. из которых йогины важными для себя полагают восемьдесят четыре. Однако, согласно Хатха-йога-прадипике (1.33), Шива завещал лишь восемьдесят четыре позы. Из них в Гхеранда-самхите описаны следующие тридцать две позы: (1) Сиддха-асана («поза совершенного»), (2) падма-асана («поза лотоса»), (3) бхадра-асана («бодрая поза»). (4) мукта-асана («свободная поза»), (5) ваджра-асана («поза алмаза», иначе «твердая поза»), (6) свастика-асана («счастливая поза»), (7) симха-аса-на («поза льва»), (8) гомукха-асана («поза коровьей морды»), (9) вира-асана («геройская поза»). (10) дханур-асана («поза лука»). (11) мрита-асана («поза трупа»), (12) гупта-асана («скрытая поза»), (13) матсья-асана («поза рыбы»), (14) матсьендра-асана («поза Матсьендры»). (15) горакша-асана («поза Горакши»), (16) пашчимот-тана-асана («поза подъема к Западу»), (17) утката-асана («исключительная поза»), (18) санката-асана («опасная поза»), (19) маюра-асана («поза павлина»), (20) куккута-асана («поза петуха»), (21) курма-асана («поза черепахи»), (22) уттана-курмака-асана («вытянутая поза черепахи»), (23) уттана-мандука-асана («вытянутая поза лягушки»),
(24) врикша-асана («поза дерева»),
(25) мандука-асана («поза лягушки»), (26) гаруда-асана («поза птицы Гаруда»), (27) вриша-асана («поза быка»), (28) шалабха-асана («поза саранчи»), (29) макара-асана («поза акулы»), (30) уштра-асана («поза верблюда»), (31) бхуджанга-асана («поза змеи», часто именуемой «коброй»), и (32) Йога-асана («поза йоги»). Вместо утомительного описания, которое можно отыскать во многих книгах, каждую позу представляют нижеприведенные рисунки.
Современные справочники дают описание более тысячи поз. Некоторые из них — наподобие позы совершенного и позы лотоса — со всей очевидностью предназначены для долгого сидения в созерцании. Однако большая часть их служит регуляции жизненной силы в организме для его уравновешивания, укрепления и оздоровления. Это вытекает из лечебной направленности хатха-йоги, что сегодня нашло выражение в появлении «йоготерапии» [518].
Даже созерцательные позы обладают лечебным действием, и иногда в санскритских текстах это даже преувеличивается. В восточных и западных йогических кругах часто делается чрезмерный упор на практикование поз, и в Кула-арнава-тантре есть уместное замечание:
Йога достигается не посредством позы лотоса и не через разглядывание кончика носа. Йога, говорят знатоки йоги, есть отождествление души (джива) с [запредельным] Я. (9.30)
Печати и замки
Примыкают к позам печати (мудра) и замки (бандха), которые составляют третье звено хатха-йоги. Печати представляют собой более продвинутые приемы, которые, как видно из последних пяти приемов, даже связаны с созерцательными упражнениями. «Они божественны, — утверждает Сватмарама, автор Хатха-йога-прадипики (3.8), — и наделяют восемью [великими сверхъестественными] силами. К ним благоволят все подвижники, и их трудно обрести даже богам». Сватмарама дальше говорит, что их необходимо держать в тайне, подобно тому, по его словам, как не стоит разглашать свою интимную связь с благовоспитанной женщиной. Замки (бандха) — особые телесные движения, которые предназначены для заключения жизненной силы внутри туловища и тем самым ее стимулирования. В Гхеранда-самхите (глава третья) дается описание двадцати пяти мудр вместе с бандхами:
1) маха-мудра («великая печать»), которая осуществляется надавливанием левой пятки на промежность, держась при этом руками за носок ступни вытянутой правой ноги и сжимая горло [прижатием подбородка к груди];
2) набхо-мудра («небесная печать»), которая выполняется подъемом языка к нёбу и может делаться при любого рода занятиях;
3) уддияна-бандха («поднимающий замок») — осуществляется посредством втягивания живота;
4) джаландхара-бандха («замок Джаландхары») — выполняется через напряжение горла [прижатием подбородка к груди. — Прим. пер.];
5) мула-бандха («коренной замок»), который выполняется сжиманием мышц сфинктера [заднего прохода];
6) маха-бандха («великий замок»), который осуществляется сдавливанием левой пяткой промежности с одновременным размещением правой стопы сверху второй стопы и сжиманием мышц сфинктера заднего прохода;
7) маха-ведха («великое проникание») — выполняется посредством уддияна-бандхи с привлечением великой печати;
8) кхечари-мудра («печать небесной странницы») — весьма важный прием, осуществляемый через ввод удлиненного языка в проход верхнего нёба и сосредоточение взгляда в междубровье; считается, что таким образом выделяется «нектар бессмертия» (амрита ), дарующий здоровье, долголетие и целый сонм сверхъестественных способностей; амрита представляет собой сладкую на вкус слюну;
9) випарита-кари- или випарита-карани-мудра («перевернутая печать»), известная также как стойка на голове или на плечах, которая препятствует нектару (амрита, сома) капать на «огонь» в области пупка:
10) йот-мудра («лонная печать»), которая осуществляется в позе совершенного при закрытых пальцами рук глазах, ушах, ноздрях и рте с последующей задержкой дыхания и одновременным созерцанием шести центров (чакра); это упражнение именуется еще шан-мукхи-мудр а;
11) ваджроли-мудра («громовая печать») — выполняется поднятием нижней части тела над землей, размещая скрещенные ноги вокруг шеи; другие тексты, однако, дают совершенно иное объяснение этого упражнения, втягивание жидкости через пенис;
12) шакти-ча лани-мудра («печать возбуждения силы») — осуществляется через принудительное соединение жизненной силы в груди с жизненной силой в животе, сжимая при этом мышцы сфинктера заднего прохода посредством ишвини-мудры в позе совершенного;
13) тадаги-мудра («озерная печать»), которая осуществляется втягиванием живота лежа ничком;
14) мандуки-мудра («лягушечья печать»), выполняемая движением языка вовнутрь, пока не побежит обильно «нектар», который" сглатывается;
15) шамбхави-мудра («печать Шамбхави»), один из наиболее важных приемов, заключающийся в сосредоточении взгляда в области междубровья, созерцая при этом внутренне запредельное Я: Шамбху — другое имя бога Шивы, и считается, что овладевший данным приемом йогин уподобляется самому великому богу;
16) ашвини-мудра («печать кобылицы»), осуществляемая попеременным сжиманием мышц сфинктера заднего прохода;
17) пашини-мудра («печать птицелова»), выполняется посредством скрещивания ног позади шеи, хотя и без поднятия туловища, как в случае с ваджроли-мудрой;
18) каки-мудра («воронья печать»), проделываемая медленным вдыханием через рот, который принимает вид вороньего клюва;
19) матанги-мудра («слоновья печать»), которая осуществляется стоя по шею в воде втягиванием воды носом и выплевыванием ее через рот;
20) бхуджангини- или бхуджанги-мудра («змеиная печать»), которая выполняется втягиванием воздуха ртом, при этом производя горлом слегка свистящий звук;
21-25) пять удержаний (дхарана) внимания на материальных (перво)элементах, куда входит сосредоточение жизненной силы и ума на каждом из (первоэлементов в течение двух часов, при этом мысленно представляя символические образы, связанные с этими (первоэлементами (покровительствующее божество, семенную мантру и т. д.). Пять (перво)элементов или стихий — это земля, вода, огонь, воздух и пространство/эфир (акаша, кха ). Любопытно само включение этих упражнений по концентрации внимания в разряд мудр , что свидетельствует о тесной связи, существующей в йоге между физическими занятиями и мысленным сосредоточением.
Устранение чувств
Согласно пути Гхеранды, четвертое звено хатха-йоги — устранение чувств (пратьяхара), которое он истолковывает весьма своеобразно. Оно состоит просто в отвлечении внимания от внешних, ощущаемых предметов. Само обстоятельство, что данная практика предшествует регуляции дыхания — пятому звену, указывает на то, что йогическое дыхание требует огромной умственной дисциплины.
Регуляция дыхания
Дыхательный контроль (пранаяма) представляет собой тщательное регулирование жизненной силы (прана) во всех ее проявлениях. С точки зрения хатха-йогина. невозможно заниматься йогой без овладения дыхательной/жизненной силой. Как утверждает Йога-биджа:
Кто жаждет союза (йога) в отсутствие управления дыханием (павана) в глазах йогина подобен тому, кто желает пересечь океан в необожженной [из сырой глины] лодке. (77)
А вот что говорит Хатха-йога-прадипика:
Когда движется дыхание, двигается [и] сознание (читта). Когда же оно неподвижно, неподвижно [и сознание], и йогин обретает устойчивость. Посему следует сдерживать дыхание.
Считается, что пока в теле есть дыхание, есть и жизнь. Его уход есть смерть. Посему следует сдерживать дыхание. (2.2–3).
Прежде чем приступить к описанию приемов регуляции дыхания, мудрец Гхеранда подчеркивает важность надлежащего питания и окружающей обстановки. Среди прочего, он утверждает, что йогин должен начинать пранаяму весной или осенью, когда погода и не слишком жаркая, и не чересчур холодная. Он также подчеркивает важность очищения «проводников» (пади), каналов, по которым течет жизненная сила. Говорится, что этот процесс очищения бывает двух видов, известных под специальными (и непереводимыми) обозначениями как саману и нирману. Первый представляет собой созерцательное упражнение, посредством которого вызываются и «размещаются» в теле покровительствующие божества потаенных телесных центров (чакра). Все это происходит в сочетании с твержением соответствующих биджа-, или «семенных», мантр. Очищение типа нирману является практикой очищения (дхаути), как описано выше среди «шести действий» (шат-карман).
Гхеранда различает восемь видов регуляции дыхания, которые он называет «задержками» (кумбхака, досл.: «кубышка»):
1. Сахита-кумбхака («совместная задержка»), сложная дыхательная техника, включающая визуализацию божеств совместно с вдохом, задержкой и выдохом; ритм 1:4:2. Таким образом, если вдох длится пять секунд, дыхание должно задерживаться на сорок секунд, а выдох длится десять секунд. Сам ритм дыхания измеряется в так называемых матрах, где одна матра имеет продолжительность в несколько секунд. Максимальная длительность тогда дается как 20:80:40 матр, что в общем итоге, в зависимости от используемой системы счета, может составить семь и более минут. Дыхание производится попеременно левой и правой ноздрями, и после вдоха, перед задержкой, йогин делает чревный замок (уддияна-бандха).
Сватмарама, автор Хатха-йога-прадипики, понимает сахита-кумбхаку иначе. Он использует ее как общее название для всех видов пранаямы, которые содержат вдох и выдох, противопоставляя их кевала-кумбхаке, или полной задержке дыхания, которую йогины в состоянии выполнять в течение нескольких часов. Однако, согласно Гхеранда-самхите, имеется два типа сахи-та-кумбхаки:
• Сагарбха («с семенем»), которая осуществляется при мысленном повторении биджа-, или «семенной», мантры наподобие ом, рам или ям.
• Нигарбха («без семени»), которая выполняется без участия биджа-мантры.
2. Сурья-бхеда-кумбхака («проникающая солнце задержка»), которая получила свое название вследствие того, что йогин вдыхает исключительно через правую (солнечную) ноздрю, а вы-
дыхает только через левую (лунную) ноздрю; в промежутке выполняется подбородочный замок (джаландхара-бандха ), при этом принудительно удерживается воздух в легких до тех пор, пока не придет ощущение тепла в корнях волос и кончиках пальцев.
3. Уджджаи-кумбхака («победоносная задержка»), которая выполняется посредством вдоха через обе ноздри, с дальнейшей задержкой воздуха (жизненной силы) в носу, а потом втягиванием его в рот и удержанием там посредством подбородочного замка (джаландхара-бандха) до появления первых признаков неудобства; согласно Хатха-йога-прадипике (2.51), упражнение проводится так, чтобы во время вдоха горлом издавался зычный звук.
4. Шитали-кумбхака («охлаждающая задержка»), которая осуществляется втягиванием воздуха ртом и выдыханием его через обе ноздри после короткой задержки дыхания. Согласно Хатха-йога-прадипике, (2.54) данную технику следует выполнять с заворачиванием языка. Схожей техникой, также описанной в Прадипике (2.54), является ситкари («делатель сит»), которая выполняется при свистящем (сит) втягивании воздуха через рот, тогда как выдох производится через ноздри.
5. Бхастрика-кумбхака («задержка кузнечного меха»), которая проводится посредством быстрых вдоха и выдоха одновременно через обе ноздри; полный цикл следует повторить три раза; это упражнение, как считают, весьма быстро пробуждает силу кундалини.
6. Бхрамари-кумбхака («пчелиная задержка»), которая выполняется посредством вдоха и продолжительной задержки дыхания с затыканием ушей и напряженным прислушиванием к внутренним звукам, которые возникают в правом ухе; согласно Хатха-йога-прадипике (2.68), во время вдоха и выдоха раздается похожий на пчелиное жужжание звук.
7. Мурччха-кумбхака («цепеняшая задержка»), которая состоит в слабой задержке, вызываемой подбородочным замком (джаландхара-чакра ), при этом внимание сосредоточивается в области междубровья, и человек отрешается от всех предметов: затем следует медленный выдох. Эта техника вызывает состояние эйфории.
8. Кевала-кумбхака («полная задержка») — просто задержка дыхания, насколько это возможно. Ее необходимо выполнять пять-восемь раз в день, за один сеанс делая до шестидесяти четырех повторений.
Регуляция дыхания оказывает целый ряд физиологических и психологических воздействий, и Гхеранда различает три уровня владения им: на самом нижнем уровне пранаяма вырабатывает тепло в организме; на втором уровне она вызывает дрожь в членах, особенно в позвоночном столбе; на высшем уровне она ведет к настоящей невесомости («парению над землей»).
Пранаяма, как считают, к тому же излечивает множество заболеваний, пробуждает змеиную силу и вызывает блаженные состояния сознания.
Созерцание
В хатха-йоге и тантризме вообще, дхьяна обычно понимается как визуализация. Гхеранда-самхита (6.1) говорит о трех видах дхьяны: (1) визуализация «грубого» (стхула) объекта наподобие тщательно выверенного мысленного представления божества; (2) визуализация «тонкого» (сукшма) объекта, а именно Абсолюта в виде запредельной исходной точки (банду) вселенной, как это разъяснялось в связи с тантризмом; и (3) созерцание Абсолюта в виде света (джйотис). Гхеранда-самхита утверждает:
При тонкой визуализации, или медитации, внимание просто обращается к внутренней сущности, Я (атман), и обретается некая степень единого сознания. Мудрец Гхеранда объясняет сущность процесса как единение пробужденной кундалини с Я и подъем ее к центру у макушки головы — свершение, которое венчает усилия хатха-йогина.
Экстаз
Подъем кундалини к высшему центру означает преодоление йогином эго(ис)тичного сознания в исступленном единении, или самадхи, которое и есть седьмое и заключительное звено хатха-йоги. Гхеранда-самхита приводит соответствующие этому строки:
Отделяя ум от «горшка» [то есть тела], следует отождествить себя с запредельным Я (парама-атман) [519]: это известно как экстаз (самадхи), который означает освобождение от состояний [сознания] и прочее [520]. Аз есмь Абсолют (брахман). Я не являюсь чем-либо иным. Поистине, аз еемь Абсолют, не испытывающий печали. Аз есмь образ Сущего-Сознания-Блаженства, всегда свободного, самосушего (свабхавават). (7.3–4)
Хатха-йога-прадипика предлагает вспомогательные разъяснения:
Как соль становится тождественной воде через союз [с ней], так и единство (айкья) ума и Я именуется «экстазом» (самадхи).
Когда ум и жизненная сила сливаются и растворяются, [получающееся состояние] равновесия (самарасатва) именуется «экстазом».
Эго [состояние] равновесия (сама), которое есть равенство индивидуализированного «я» (джива-атман) и трансцендентного Я (парама-атман), при котором исчезает всякое примысливание (санкальпа), именуется «экстазом». (4.5–7)
Очевидно, что экстаз здесь относится не к одному из нижних видов самадхи, которые связаны с самопроизвольно возникающими мысленными образами и картинами воображения, но к конечному постижению совершенного тождества [себя] с запредельной Реальностью. Иными словами, искомым самадхи является нирвикальпа-самадхи, или «внеобразный экстаз», который мыслится равным самому освобождению или просветлению.
Поэтому в конце долгого и трудного пути хатха-йогин наслаждается тем самым состоянием крайней простоты, к которой стремится также и раджа-йогин. Однако явно окольный путь кундалини-йоги, которая пытается реализовать психодуховный потенциал тела, оказывается вовсе не бесполезным, поскольку йогин не рассматривает Самопознание как событие, отдельное от жизни в физическом мире. Претворение хатха-йогина происходит более сложно — по сравнению с раджа-йогином — просто потому, что оно включает и тело. Огромный риск и трудности, сопряженные с путем кундалини-йоги, возмещаются преимуществом распространения самого просветления и на тело, и на физическое существование вообще, чтг нашло отражение в тантрической формуле, согласно которой освобождение (мукти ) и наслаждение (бхукти) суть одно и то же. Для тантрического йогина тело, действительно. является выражением конечной Реальности. Как утверждает сэр Джон Вудрофф, первопроходец в изучении тантры:
Он [йогин] распознает в биении своего сердца ритм, который пронизывает вес вокруг и является признаком всеобще жизни. Отвергать или отрицать потребности тела, считать его непричастным к божественному — значит. отвергать и отрицать тот больший отрезок жизни, которому оно принадлежало, и опровергать великое учение о всеобщем единстве и конечном равенстве материи и духа. Если руководствоваться подобным представлением, то да» самые незначительные физические нужды приобретают вселенское значение. Тело — это Шакти. Его нужды суть нужды Шакти; когда человек радуется, это через него ликует сама Шакти. Во всем, что он видит и делает присутствует Матерь, которая смотрит и действует. Его глаза и руки принадлежат Ей. Все тело и все его отправления суть Ее проявление. Полностью познать ее таковой означает совершенствование сего частного Ее проявления. коим является он сам [521].
В хатха-йоге человеческие надежды на физическое бессмертие сливаются с духовным устремлением к свободе от уз эго, что сковывают наш ум. Пусть мечта о нетленном земном теле представляется лишь мечтой, традиция хатха- йоги обладает несметным богатством завоеванных с трудом сведений о скрытых резервах человеческого тела-ума, которые могут оказаться для нас большим подспорьем в наших собственных поисках конечного смысла [жизни] и счастья. Постепенно современная медицина и психология, опираясь на передовые научные представления, методы и оборудование, переоткрывают поразительные факты, о которых на протяжении столетий говорили йогины.
Также очевидно, что с преодолением наукой материалистического уклона мы не только сумеем подтвердить многие йогические теории и удостовериться в истинности связанных с ними практик, но еще сможем усовершенствовать их и двинуться дальше. Тщательное изучение хатха-йоги, особенно феномена кундалини, смогло бы значительно углубить наше понимание человеческого тела и ума и их удивительных возможностей. Естественно, мы должны изъявить желание ознакомиться с лабораторией йогина и воспроизвести на себе все эти эксперименты. Субъективная проверка в данном случае вполне обоснована; а кроме того, это единственный способ подтвердить приверженность нынешнему научному идеалу «объективности».
III. ЛИТЕРАТУРА ХАТХА-ЙОГИ
Йогины всегда настороженно относились к запечатленному слову, и те, что записывали свои прозрения и переживания, были скорее исключением, нежели правилом. Однако, как я пытался здесь показать, существует все же обширный корпус йогической литературы. В основном он состоит из рукописных сочинений, и опубликованные произведения и переводы представляют лишь малую толику того, что имеется в библиотеках и научных учреждениях Индии. Немало этих трудов касается хатха-йоги. Йога-упанишады обсуждались в пятнадцатой главе, и некоторые из этих текстов касаются кундалини-йоги, которая пересекается с xa'ixa-йогой в той степени, насколько змеиная сила (кундалини-шакти ) находится в центре высших практик хатха-йоги. В следующих разделах я кратко остановлюсь на наиболее важных сочинениях хатха-йоги, которые дополняют так называемые Йога-упанишады.
Труды Горакши
Возможно, самое раннее сочинение в этой области традиции йоги — произведение под названием Хатха-йога, которое приписывается самому Горакше. К сожалению, оно не сохранилось, хотя некоторые шлоки, скорее всего, дошли до нас в составе других сочинений. И действительно, в обширном своде трудов по хатха-йоге содержится много таких шлок. Горакше также приписывают авторство ряда других сочинений, включая Горакша-паддхати («Заветы Горакши»), который состоит из 200 строф, описывающих путь хатха-йоги и перевод которого приведен ниже; Горакша-шатака («Сотня [строф] Горакши»), представляющий собой отрывок
предыдущего сочинения; Горакша-самхита («Сборник Горакши»), который похоже, совпадает с Паддхати и который надо отличать от одноименного алхимического трактата; Хатха-дипика («Светоч Хатхи»), о котором ничего не известно; Джняна-амрита («Нектар мудрости») — сочинение, в котором обсуждаются священные обязанности хатха-йогина; Аманаска-йога («Немысленная йога»), содержит 211 шлок; Амараугха-прабодха («Постижение бессмертного потока»), сочинение из 74 строф, где дается определение мантра-, лая-, раджа- и хатха-йоги и говорится о бинду и на как о двух великих снадобьях, присутствующих в теле человека, которые только и способны уберечь йогина от смерти; и Йога-мартанда («Солнце йоги»), содержит 176 шлок, многие из которых напоминают о Хатха-йога-прадипике.