Глобальный экологический кризис, его истоки и причины
Развитие техногенной цивилизации сегодня подошло к критическим рубежам. До предела обострились отношения между обществом и природой, экономикой и экологией, экономическими интересами общества в потреблении и возможностями природы для его удовлетворения. Природно-экологические проблемы стали истоком мощных социально-экономических проблем и мировых потрясений. Четко обозначились пределы роста количественных показателей развития, разрушительные процессы в системе «общество-природа» приобрели необратимый характер. И если не прекратится рост населения и потребления природных ресурсов, не затихнут разрушительные войны, то через какую-то сотню лет Земля окажется бесплодной и непригодной для жизни человека. Эта стадия в развитии современной цивилизации получила название глобального экологического кризиса.
Более того, как полагают некоторые исследователи, современное человечество уже прошло половину пути от кризиса к глобальной экологической катастрофе.
Признаками этого считают следующие явления:
- идет интенсивное загрязнение всех жизненно важных сред, и природе не хватает возможностей для их самоочищения;
- скорость техногенной деградации почв на порядок превосходит скорость их восстановления;
- интенсификация нефтяных загрязнений и сброса неочищенных вод привела к гибели третьей части водной фауны;
- за последнее столетие уничтожено 40% лесов, что уже сегодня привело к существенному снижению содержания кислорода в воздушной среде некоторых регионов мира;
- многие ресурсы, крайне необходимые для жизнедеятельности живых организмов, из разряда возобновляемых переходят в разряд невозобновляемых.
Вторая группа признаков связана с психоинформационным шоком, который сопровождается глубоким духовным надломом человечества. Дегуманизация общественного сознания, изменение репродуктивного поведения людей, статуса и структуры семьи, разрушение личности, уход человека в виртуальность, в мир безверия, распада, наркотиков и алкоголя, распространение страшных, ранее неизвестных и неизлечимых болезней - та цена, которую платит современное человечество за свой более высокий материальный уровень жизни по сравнению с предыдущими временами. Психологическая установка на самоуничтожение приобретает глобальный характер.
Третья группа признаков связана с технологической готовностью цивилизации к самоуничтожению. По оценкам специалистов, мощность накопленного ядерного оружия эквивалентна 1,2 миллиона хиросимских бомб. Наблюдается интенсификация производства бактериологического и токсинного оружия.
Четвертая группа связана с катастрофическим снижением уровня здоровья населения вследствие загрязнения окружающей среды и резким увеличением так называемых эндоэкологических болезней - истощение деятельности мозга, негативное воздействие на эндокринную и генную системы, поражение тканей и органов.
Для того, чтобы преодолеть складывающуюся ситуацию, требуется в течение 10-15 лет кардинально изменить все существующие технологии промышленности и сельского хозяйства, развернуть научные исследования в сторону решения мирных проблем или вовсе «запретить» научно-технический прогресс. А это в сложившихся обстоятельствах практически невозможно.
Рассматривая проблему глобального экологического кризиса, необходимо выделить два рода причин его появления: объективные и субъективные. Первые кроются в самом характере развития природы и всех ее подсистем, в том числе и человеческого общества, культуры и техносферы. Это сопряженные процессы. Вопрос упирается в соразмерностьтемпов их развития с развитием природы, в которой и скрыта стабильностьфункционирования биосферы Земли. Вторые - в человеке, в его эгоизме и нежелании соизмерить свои потребности с возможностями природы. Вот эти субъективные причины и отмечает Аурелио Печчеи, один из создателей и самых влиятельных теоретиков общественной экологической организации ученых мира - Римского клуба. Он утверждает, что кризис цивилизации носит антропологический характер. Его этические корни кроются в каждом отдельном человеке, в его утилитарном отношении к природе как неисчерпаемому источнику материальных благ, в его психологии, нравственности и морали, в его эгоизме и склонности к насилию. Каждому человеку необходимо найти внутри себя и реализовать новые потенциальные возможности, чтобы перестроить свой образ жизни. До сих пор у большинства людей приоритетны материальные потребности, стремление к обогащению. Их неограниченный рост и есть причина современного кризиса. Конечно, стратегию развития природы человек изменить не в силах, но изменить свою собственную стратегию отношений с ней хотя и сложно, но вполне возможно.
В поисках причин и истоков этой ситуации ученые обращаются к истории становления человека как биопсихосоциального существа, истории развития культуры и общества. Такой подход к исследованию проблемы кризиса отношений общества и природы переводит ее решение в гуманитарные области. Сегодня можно с уверенностью говорить, что культура технократического общества, ориентированная на рост цивилизационных показателей, сформировавшая его устои, нравственные нормы и ценностные ориентиры, исчерпала свои возможности и оказалась неспособной поддерживать уровень отношений общества и природы, необходимый для обеспечения устойчивого и гармоничного их соразвития. Экологический кризис - это прежде всего кризис образца культуры, сложившегося в рамках техногенной цивилизации, кризис прежних идеалов и ценностей, кризис личности, которая в отношениях с окружающим миром ставит превыше всего свои индивидуальные интересы и приоритеты. Потребительское мышление человека, которое формировалось тысячелетиями, технократизация культуры, дисгармония в развитии ее отдельных частей, преобладание технократического подхода над гуманитарным - те глубинные причины, которые лежат в основе кризиса отношений в системе «общество - человек - природа», а все остальное - загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, нерациональное природопользование - лишь следствие.
Американский профессор С. Хантингтон, анализируя социальный аспект экологического кризиса, пишет в своей статье «Столкновение цивилизаций»: «Моя гипотеза, что основной источник конфликтов в новом мире - не идеологические и не экономические факторы. Главное - в сфере культуры, в различии цивилизаций». Культурологический аспект связывает воедино объективные и субъективные причины.
Как видим, ключ к решению проблемы - в совершенствовании человеческих качеств. И это утверждение плавно переводит проблему преодоления экологического кризиса в область культурологии, образования, педагогики и психологии, важнейшими задачами которых становится формирование нового цивилизационного мышления, переориентация человека с потребительского отношения к природе на экосообразное, воспитание экологической личности, ориентированной на сохранение универсальных ценностей, способной обеспечивать своей деятельностью устойчивое развитие цивилизации в будущем.