Как учитель упал на постель и плакал из-за фантазии о болезни
Постель принесла и расстелила та старуха,
сказала: «Нет возможности [противиться], а душа полна страдания!
Если я скажу, он обвинит меня,
а если не скажу, серьезным станет этот случай.
Плохое предзнаменование делает больным человека, который [до этого] горя не знал.
1580Слова Пророка, обязательно надо их принимать:
„Если вы притворяетесь больными при нас, то вы заболеете” 14.
Если я скажу, он вообразит:
„Дело есть у жены, которое она [хочет] сделать в уединении.
Меня из дому она выставляет,
ради какого-то разврата действует и ворожит”».
Постелила ему постель, и учитель упал [на нее],
вздохи и плач с нее исторгая.
Дети там сидели и втайне учили урок с сотней печалей,
1585Мол: «Это все мы сделали, а [все еще] заключенные;
плохим было решение (букв. «постройка»), а мы решаем плохо (букв. «плохие строители»)!»
Как дети во второй раз заронили у учителя фантазию,
Что, мол, у него от чтения Корана увеличивается головная боль
Сказал тот сообразительный [ребенок]: «О достойные похвалы люди,
читайте урок и возвысьте голос».
Когда они читали, сказал он: «О дети,
наш шум учителю наносит вред,
Головная боль у учителя увеличивается от шума.
Заслуживает ли он того, чтобы испытывать боль ради мелкой монеты?»
Сказал учитель: «Правду он говорит, уходите,
головная боль у меня усилилась, выйдите наружу!»
14 Перефразирование хадиса: «Не притворяйтесь больными, ибо заболеете, и не ройте свои могилы, ибо умрете» (اﻮﺗﻮﻤﺘﻓ ﻢآرﻮﺒﻗ اوﺮﻔﺤﺗ ﻻ و اﻮﺿﺮﻤﺘﻓ اﻮﺿرﺎﻤﺗ ﻻ) [Ахадис-и Маснави. С. 12].
Как дети избавились от школы при помощи этой хитрости
1590Поклонились они и сказали: «О щедрый,
да удалятся от тебя болезни и страхи!»
Затем они выскочили наружу к [своим] домам,
как птицы, страстно желающие зерен.
Матери их рассердились и сказали:
«Школьный день, а вы занялись играми!»
Они же привели отговорку: «О мать, ты постой,
этот грех не наш и не наша вина!
По Непреложному приговору небес наш учитель стал болен, нездоров, хвор, страдает».
1595Матери сказали: «Это хитрость и ложь,
сотню лживых слов вы приведете, жаждая дуга 15!
Мы утром придем к учителю
посмотреть на корень этой вашей уловки».
Дети сказали: «Во имя Аллаха! Ступайте,
о нашей лжи или искренности разузнайте!»
Как матери пошли проведать учителя
Поутру пришли те матери, —
лежит учитель, как тяжело больной.
И вспотел он также от множества одеял,
голову обвязал, лицо прикрыл краем [повязки].
1600Вздыхает он медленно;
все они тоже стали восклицать «Нет мощи, [кроме как у Аллаха]! 16
Да будет здоров учитель, эта головная боль,
клянемся твоей душой, мы о ней не знали».
Сказал он: «Я тоже не ведал об этом,
известили меня [эти] потаскухины дети, вот!
Я был беспечен, занят разговорами,
а была внутри такая тяжелая болезнь».
Когда занят усердно делом человек,
к видению своего страдания он слеп.
1605О женщинах Египта и Йусуфе толкуют,
что от занятости [их мыслей Йусуфом] их покидала осведомленность
[о происходящем].
15 Ду г — кисломолочный продукт, род простокваши.
16 «Нет мощи и силы, кроме как у Аллаха!» (ﷲﺎﺑﻻاةﻮﻗﻻولﻮﺣﻻ) — возглас, означающий испуг или удивле-
ние.
Изрезали они свои предплечья 17,
а дух [их] страстно увлечен, так что не видят они ни того, что позади, ни того,
что впереди.
О, как много смелых мужей в битве,
чью руку или ногу отрубает удар меча,
А он той рукой пытается действовать в схватке,
думая, что она находится на своем месте.
[Тогда] увидит он сам, что рука потеряна,
что крови много из него вылилось, [а он и] не ведает.
Разъяснение того, что тело для духа — одежда,