Потому что сама просьба у Истинного Всевышнего
И настойчивость для просящего лучше, чем то, что он у Него просит
1485До тех пор, пока однажды вдруг поутру,
[когда] молитву возносил он с плачем и вздохами,
Вдруг в дом его корова забежала,
ударив рогами, разбила дверной засов и ключ.
Корова смело в тот дом впрыгнула,
человек же, вскочив, ее ноги связал.
Затем горло корове он перерезал в тот же миг,
без промедления, без размышления, без жалости.
Отрезав ей голову, он пошел к мяснику,
чтобы тот содрал с нее шкуру вмиг, спешно.
Сочинитель приносит извинения и просит помощи
1490О Требующий внутри [меня], как зародыш,
коли Ты требуешь окончания этого,
То сделай легким, покажи путь, окажи содействие или же отбрось требования, не возлагай [их] на нас.
Когда ты от нищего золота требуешь,
золото подари ему сначала, о Царь богатый!
Без Тебя стихи и рифма вечером или утром разве смели бы появляться на виду?
Стихи, сроднения 7 и рифмы, о Знающий,
суть рабы Твоего веления от страха и боязни.
1495Поскольку Ты сделал прославляющей [Тебя] всякую вещь 8,
и сущность, лишенную способности к различению, и сущность,
наделенную ею,
Каждая [из них] прославление иным способом произносит, и одна о состоянии другой не ведает.
Человек отрицает прославление неодушевленных тел,
но те неодушевленные тела в прославлении — мастера.
Даже семьдесят два религиозных толка, каждый из них не ведает друг о друге и пребывает в сомнении.
Если двое владеющих речью о состоянии друг друга
не осведомлены, то как же [они знают о состоянии] стены и двери?
7 Сроднение (таджнис, ﺲﻴﻨﺠﺗ) — прием традиционной персидской поэтики, основанный на омонимии и омографии.
8 Отсылка к айату: «Прославляют Его семь небес, и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, что бы не прослав-
ляло Его хвалой, но вы не понимаете прославления их» [Коран, 17: 46 (44)].
1500Если я не ведаю о прославлении владеющего речью,
то как же познает о прославлении безмолвного мое сердце?
Суннит не ведает о прославлении джабарита 9,
джабарит же не испытывает последствий прославления суннита.
У суннита есть одна особая [формула] прославления,
у джабарита есть противоположная ей [формула] ко спасению.
Этот говорит: «Тот — заблудший и потерянный»,
не ведая о его состоянии и о велении [Божием] „Встань!” 10.
Тот же говорит: «Откуда этому знать?»
В войну их вверг Бог по предопределению.
1505[Он] сущность каждого делает явной,
родственное из неродственного находит.
Притеснение (кахр) от милости отличит всякий,
будь то мудрец, или невежа, или подлец.
Но милость, ставшую втайне притеснением,
или же притеснение, которое в сердце милости вошло,
Мало кто распознает, разве что приобщенный Господу,
у которого в сердце есть пробирный камень для душ.
Остальные же об этих двух [вещах] лишь предполагают,
к своему гнезду на одном крыле летят.
Разъяснение того, что у знания есть два крыла,
А у предположения — одно крыло, ущербно сомнение, в полете оно куцее.
Пример о догадке и уверенности в знании
1510У знания — два крыла, а у сомнения — одно крыло;
сомнение ущербно, в полете куцее.
Птица с одним крылом быстро падает вверх тормашками,
снова взлетает на два шага или больше.
Падая и поднимаясь, движется птица предположения с одним крылом, надеясь [достичь] гнезда.
Когда же она освободилась от сомнений, появилось у нее знание,
стала та однокрылая птица двукрылой, расправила крылья.
После этого идет ровно, прямо,
не опрокидываясь ничком или неправильно 11.
1515С двумя крыльями она взлетает, как Джибрил,
без сомнений, без «если», без всяких разговоров.
Если весь мир скажет ей: «Ты —
на ровном пути Бога и веры», —
9 Джабарит (джабри, от араб. джабр — принуждение) — последователь учения об абсолютном пре-
допределении, отрицающий свободную волю человека, его способность влиять на поступки и события.
10 Цитата из айата: «Встань и увещевай!» [Коран, 74: 2 (2)].
11 Аллюзия на айат: «Тот ли, кто идет, опрокидываясь на свое лицо, или тот, кто идет ровно по прямой дороге?» [Коран, 67: 22 (22)].
Ей не станет горячее от их слов,
ее единственная в своем роде душа не станет им (словам) парой.
Если же все будут говорить ей: «Ты заблудилась,
ты считаешь себя горой, но ты соломинка», —
Она не впадет в сомнения из-за их упрека,
она не будет страдать из-за их ухода.
1520И даже если море и горы заговорят,
скажут ей: «Ты заблуждению стала парой», —
Ни на одну частицу не впадет она в фантазии и не будет упреками упрекающих обижена.
Пример о том, как человек становится болен из-за фантазий о почитании [его] людьми
и спросе у ищущих его благосклонности12, и рассказ об учителе
Дети в одной школе от учителя
испытывали страдания из-за скуки и прилежания.
Посоветовались они о том, как отложить работу,
чтобы учитель был вынужден [их отпустить]:
«И почему это не приходит к нему какая-нибудь болезнь,
чтобы взял он несколько дней отпуска,
Дабы освободились мы от заключения, стеснения и работы?
Он же, как гранитный камень, остается на своем месте».
Один, что похитрее, сообразил
сказать [учителю]: «Учитель, отчего ты бледен?
Будь здоров, но цвет твоего [лица] изменился,
это либо влияние воздуха, либо из-за жара.
Немного он вообразит из-за этого, [что болен],
ты же, братец, тоже помоги таким образом,
Как войдешь в двери школы, скажи
„Хорошо ли ты себя чувствуешь, учитель?”
1530Это его воображение немного возрастет,
ибо из-за воображения мудрец становится безумным.
И третий, и четвертый, и пятый точно так же вслед за нами пусть покажут печаль и грусть,
Так что когда тридцать детей непрерывно эту весть согласно будут произносить, она утвердится».
Каждый сказал ему: «Прекрасно, о смышленый,
пусть твое счастье будет основано на милости [Божией]!»
Сошлись они на скрепленном договоре,
что не опровергнет этих слов ни один [их] товарищ.
1535После этого дал он клятву всем,
что не донесет об этом деле.
12 Досл.: «покупателей».
Совет этого ребенка возобладал надо всеми,
разум его шел впереди стада.
Такая же разница есть между умами людей,
как и между красавцами в формах.
Поэтому сказал Ахмад в изречении:
«В языке скрыта красота людей» 13.
Разумы людей различны в основе [их] врожденного качества;
согласно же му‘тазилитам, [они] равны,