Россия - она сама Цивилизация… Она сама - Культура… Она сама - Космос… Она сама - Центр… и вокруг неё - иные Миры: восточный и западный, северный и южный.

К сожалению, ХХ столетие продиктовало новую моду: западную модель развития для всего человеческого сообщества. Мир увлёкся этой идеей. Увлёкся даже стойкий к традициям «старины» и естественности Восток. И не только Япония, которая никогда не была всецело восточной. Увлеклись более консервативные восточные страны и народы. Западными идеями увлеклась и Россия. Вначале утопической и деструктивной: социализмом, сегодня - «реалистической» и «конструктивной»: капитализмом.

Капитализм, равно как и его политическая надстройка: «либеральная демократия», вступили на историческую сцену в роли новой политической «религии» (нового предмета стремлений). Но капитализм стал реалистичен и конструктивен только для «ума» и «тела» Цивилизации, для «умов» и «тел» рафинированных, искусственно созданных личностей, составляющих её основу. Западные идеи (идеи свободы «ума» и комфорта «тела») являются утопичными и деструктивными для Духа и Души Культуры, для её подлинных индивидов - человеческих сущностей.

Государство и Церковь (на макроуровне), общество и семья (на микроуровне), как составляющие Цивилизации, всегда совершали и совершают одно и то же действие. Они планомерно, целенаправленно отторгали человека от природы, от естественного, от Божественного, от детства, от красоты и гармонии мира. Под Цивилизацией здесь понимается рационалистическая макросистема, в которой Сознание и Дух вторичны и находятся в подчинённом положении по отношении к уму и телу. Дух здесь не бунтует против несправедливости, он подавлен и подчинён рациональной действительности. В этом случае он перестаёт быть Духом Божественным, и, в силу этого, истинная религиозность сменяется ложной, показной, официальной «церковностью».

Истинная религия (на макроуровне) и какой-либо вид подлинного искусства (на микроуровне), как составляющие Культуры, всегда стремились и стремятся приблизить человека к природе, к естественному, к Божественному, сохранить (или же вернуть) красоту и гармонию его детства: то время, когда он воочию видел и всецело ощущал, будучи ребёнком-Богом, красоту и гармонию Космоса и Вселенной, представленную ему Творцом как Одно, как Целое - Миром Земли и Неба. Под Культурой здесь понимается эмоциональная макросистема, в которой Сознание и Дух первичны, составляют основу, Душу Культуры. Ум и Тело здесь вторичны и строго подчинены Сознанию и Духу.

Никакое общество не сможет быть моральным, быть религиозным. Оно слишком велико, слишком разнолико. Государство, как светская силовая макроструктура, призванная запугивать людей при жизни - тем более. Церковь, как демоническая, потенциально властная структура, призванная запугивать людей тем, что будет с ними после смерти - тем более. Быть моральным, быть религиозным, т. е. быть подлинным, истинным может только отдельный человек - индивидуальность.

Общество - это государственная структура, призванная объединить (во имя государственных интересов) подлинные индивидуальности с целью постепенного превращения их в нужный для государства (Церкви, общества, семьи) материал. Проходит время, и все те, кто прежде был индивидуален, одиноко и гордо стоял в стороне, был всецело независим, теперь структурированы в семьи, в общины, в сословия-касты-классы-страты, в корпорации-профсоюзы. Всё это необходимо для управления, для власти, для государства. Без всего этого: разрушения подлинности человека, разрушения его индивидуальности, его природности, его естественности - не может возникнуть ни общество, ни государство, ни Церковь.

Однако только в условиях наличия подлинных индивидуальностей (активного творческого меньшинства), может возникнуть Искусство, как Божественная Энергия творческого созидания - Творение Души; только в этих условиях может возникнуть Религия, как Божественная Энергия морально-этического созидания - Творение Сознания. Так возникают великие Культуры.

Они живут сравнительно недолго. Они погибают. Гибель приходит изнутри. Их развитие неизменно стимулирует развитие Ума. Развитие ума неизменно стимулирует развитие техники. Развитие техники неизменно стимулирует развитие комфорта. Развитие комфорта неизменно стимулирует развитие интересов и приоритетов тела. Вектор движения изменяется, и постепенно великая Культура, с её великой Религией и великим Искусством, становятся ненужными выступившей на поверхность массе «тел». Масса заинтересована не в развитии Культуры, но в развитии самой себя. Со временем масса становится преобладающей. Она становится «обществом», затем - «государством», преследующим свои, сугубо земные (т.е. «телесные»), меркантильные интересы.

Бывают редкие исключения, когда какая-либо великая индивидуальная Культура не превращается в монолитное «общество-массу», в монолитное «государство-массу», сохраняя свою индивидуальность, сохраняя девственность первоистоков, сохраняя связь с природой. Она не оставляет саму себя, не уходит от самой себя, не отказывается от своего «детства», она помнит, что рождена Космосом и навечно оставляет за собой имя дочери Бога…

Эллада - имя дочери Бога…

Майя - имя дочери Бога…

Россия - имя дочери Бога…

………………………

Литература:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

2. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

3. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.

4. Янов А.Л. Тень Грозного царя. М., 1997.

5. Андрушкевич И.Н. Макроистория. Новосибирск, 1992.

6. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1992.

7. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

8. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

9. История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997.

………………………

НГАХА, январь 2004

О. Киршин © 2004

Наши рекомендации