Тема «Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями»

Практическое занятие 1

Практическое занятие 2

Практическое занятие 3

Практическое занятие 4, 5

Тема «Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения. Дедуктивные умозаключения»

Задания:

1.Найдите заключение в следующем рассуждении: «Быков не является прокурором, так как все прокуроры - юристы, а Быков не является юристом».

А) Здесь заключением будет суждение «Быков не является юристом».

Б) Заключение - «Все прокуроры - юристы».

В) Заключение - «Быков не является прокурором».

Г) Здесь вообще нет заключения.

2.Найдите большую посылку в следующем силлогизме: «Некоторые юристы – депутаты, значит, некоторые юристы – избранники народа, все депутаты – избранники народа».

А) Здесь большей посылкой будет суждение «Некоторые юристы - депутаты».

Б) Большая посылка - «Некоторые юристы – избранники народа».

В) Большая посылка - «Все депутаты – избранники народа»

Г) Здесь вообще нет большей посылки.

3.Какие рассуждения называют силлогизмами?

А) Это рассуждения, которые ведут от общего к частному.

Б) Это рассуждения, которые с необходимостью ведут от истинных посылок к истинному заключению.

В) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок как к истинным, так и ложным заключениям.

Г) Это рассуждения, которые ведут от частного к общему.

4.В какой фигуре категорического силлогизма средний термин следует за предикатом и за субъектом?

А) 1. Б) 2. В) 3. Г) 4.

5.Какое правильное заключение можно сделать из таких посылок: «Виноград содержит глюкозу» и «Виноград - растение»?

А) Некоторые растения содержат глюкозу.

Б) Все растения содержат глюкозу.

В) Ни одно растение не содержит глюкозу.

Г) Из этих посылок нельзя сделать правильное заключение.

6.Какое из следующих суждений является обращением суждения «Некоторые преступники - рецидивисты»?

А) Некоторые преступники - не рецидивисты.

Б) Некоторые рецидивисты - преступники.

В) Некоторые преступники не являются не рецидивистами.

Г) Все рецидивисты - преступники.

7.Какова фигура и модус следующего силлогизма: «Все студенты нашей группы - психологи. Все студенты нашей группы читали книгу Ж.Пиаже «Суждения и рассуждения ребенка». Следовательно, некоторые психологи читали книгу Ж.Пиаже «Суждения и рассуждения ребенка».

А) Этот силлогизм построен по 1 фигуре, имеет модус IАА.

Б) По 2 фигуре, модусу ААО.

В) По 3 фигуре, модусу ААI.

Г) По 4 фигуре, модусу ААI.

8.Какое из следующих суждений является превращением суждения «Некоторые учебные заведения не являются юридическими»?

А) Некоторые учебные заведения - юридические.

Б) Все учебные заведения - юридические.

В) Некоторые учебные заведения являются не юридическими.

Г) Ни одно учебное заведение не является юридическим.

9.Каков вид следующего силлогизма: «Умышленные преступления совершаются с прямым или с косвенным умыслом. В данном преступлении не было прямого умысла. Значит, в данном преступлении был косвенный умысел»?

А) Условно-категорический силлогизм.

Б) Разделительно-категорический силлогизм.

В) Условно-разделительный силлогизм.

Г) Простой категорический силлогизм.

10.Как называется разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход рассуждения направлен от утверждения основания к утверждению следствия?

А) Утверждающим модусом.

Б) Утверждающе-отрицающим модусом.

В) Отрицающим модусом.

Г) Отрицающе-утверждающим.

11.Каков модус следующего силлогизма: «Преступления совершаются по неосторожности или умышленно. Это преступление не было умышленным. Значит, оно было совершено по неосторожности»?

А) Отрицающе-утверждающий модус.

Б) Утверждающе-отрицающий модус.

В) Отрицающий модус.

Г) Утверждающий модус.

К какому виду относится рассуждение:

12.«Все люди стремятся к счастью, она тоже человек»?

А) Это энтимема без большой посылки.

Б) Энтимема без меньшей посылки.

В) Энтимема без заключения.

Г) Это полисиллогизм.

13.Постройте непосредственные умозаключения путем обращения, превращения, противопоставления предикату.

1. Всякий закон является нормативно-правовым актом.

2. Ни одна морская звезда не является одноклеточной.

3. Некоторые студенты СибГУФК – заочники.

4. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.

5. Некоторые студенты СибГУФК не изучают логику.

6. Все инструкции не случайны.

7. Некоторые студенты достойны именной стипендии.

8. Многие студенты выступают на соревнованиях.

9. Каждый аспирант желает защитить диссертацию.

10. Каждый человек хочет быть счастливым.

14.Определите фигуру категорического силлогизма.

1. Ни одно цветковое растение не размножается спорами.

2. Папоротники размножаются спорами. Папоротники не суть цветковые растения.

3. Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде. Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода. Следовательно, все тела из дерева плавают на воде.

4. Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в поликлинике. Следовательно, некоторые работающие в поликлинике имеют высшее образование.

5. Страусы не могут летать. Страусы суть птицы. Следовательно, некоторые птицы не могут летать.

15.Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте, соблюдены ли правила.

1. Все кинозалы нуждаются в проветривании. Это помещение не является кинозалом. Это помещение не нуждается в проветривании.

2. Во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке содержат букву i. Значит, некоторые мои книги дореволюционного издания.

3. Я – человек. Ты – не я. Значит, ты – не человек.

4. Жизнь – борьба. Дзюдо – борьба. Значит, жизнь – дзюдо.

16.Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

1. Данный силлогизм построен по первой фигуре и поэтому он правильный.

2. Все безответственные люди – ненадежные. А многие неуспевающие студенты – безответственны.

3. Всякий закон есть ограничение свободы, а следовательно, и счастья.

4. Как все эгоисты, трус не является великодушным.

Практическое занятие 6

Практическое занятие 7

Семинар 1

Семинар 2

Семинар 3

Практическое занятие 1

Тема «Понятие как форма мышления. Логические операции с понятиями»

Задания:

1.Какое понятие называют общим?

А) Это понятие, объем которого включает два или более однородных предмета.

Б) Это понятие, объем которого не содержит никаких предметов.

В) Это понятие, которое содержит в своем объеме лишь один предмет.

2.Какое понятие называют нулевым (пустым)?

А) Это понятие, объем которого включает два или более однородных предмета.

Б) Это понятие, объем которого не содержит никаких предметов.

В) Это понятие, которое содержит в своем объеме лишь один предмет.

3.Как называются понятия, в которых речь идет об отсутствующих у предмета признаках?

А) Абстрактными.

Б) Конкретными.

В) Отрицательными.

Г) Положительными.

4.В каком случае логическая характеристика понятию дана неправильно?

А) Город Омск - это единичное, конкретное и положительное понятие.

Б) Студент - это общее, конкретное и положительное понятие.

В) Сервиз - это общее, конкретное и положительное понятие.

Г) Не подготовившаяся к занятиям студенческая группа - это единичное, абстрактное и отрицательное понятие.

5.В каком отношении находятся понятия “студент” и “отличник”?

А) Тождественны.

Б) Пересекаются.

В) Подчинены.

Г) Соподчинены.

6.В каком отношении находятся понятия “уголовный кодекс” и “гражданский кодекс”?

А) Соподчинены.

Б) Противоречивы.

В) Пересекаются.

Г) Противоположны.

7.В каком отношении находятся понятия «богатый» и «бедный»?

А) Соподчинены.

Б) Противоречивы.

В) Пересекаются.

Г) Противоположны.

8.В каком случае неправильно определен вид отношения между понятиями?

А) Француз и художник - пересечение.

Б) Суслик и грызун - подчинение.

В) Хищение и грабеж - соподчинение.

Г) Прекрасное и безобразное - противоположность.

9.В каком случае неправильно обобщено понятие?

А) Город – населенный пункт.

Б) Паспорт – документ.

В) Учащийся – студент.

Г) Береза – дерево.

10.В каком случае правильно дана оценка определению “Трансплантация – пересадка органов и (или) тканей на другой организм”?

А) Соразмерное определение.

Б) Слишком широкое определение.

В) Слишком узкое определение.

Г) «Круг» в определении.

11.В каком случае правильно дана оценка делению: “Художественная литература делится на лирику, драму, эпос и поэзию”?

А) Соразмерное деление.

Б) Неполное деление.

В) Деление с лишними членами.

Г) Скачок в делении.

12.В каком случае правильно дана оценка определению: «Вращение есть движение вокруг своей оси, которой является прямая, вокруг которой происходит вращение»?

А) Соразмерное определение.

Б) Слишком широкое определение.

В) Слишком узкое определение.

Г) «Круг» в определении.

13.В каком случае неправильно ограничено понятие?

А) Адмирал – русский адмирал – адмирал Ушаков.

Б) Самолет – пассажирский самолет – самолет Ту -154.

В) Личность – выдающаяся личность - Эйнштейн.

Г) Университет – факультет – деканат.

14.В каком отношении находятся понятия “уголовный кодекс” и “гражданский кодекс”?

А) Соподчинены.

Б) Противоречивы.

В) Пересекаются.

Г) Противоположны.

15.Дайте полную логическую характеристику понятиям (определите вид понятий по содержанию и объему). Индийский океан, водное пространство, свобода, форма, человек, космический корабль, созвездие, красота, Зевс-громовержец, сладкая соль, англичанин, телевидение, царь, овощ, Солнечная система, почта России, произведения Ф. М. Достоевского, неравенство, западная граница России, отец, социология, демократия.

16.Изобразите отношения между следующими понятиями с помощью кругов Эйлера.

1. Населенный пункт, село, город, город России, столица, Москва, деревня.

2. Студент, студент СибГУФК, студент факультета спорта, военнообязанный, девушка.

3. Память, способность, зрительная память, хорошая память, плохая память.

4. Медведь, панда, бурый медведь, животное, млекопитающее.

5. Книга, учебное пособие, учебник, учебник по логике, книга «Война миров», сборник тестов по логике.

6. Пудель, такса, собака, животное, лошадь, хвост, грива.

7. Мяч, детский мяч, спортивное снаряжение, баскетбольный мяч, гантели, снаряжение, рюкзак.

8. Гласная буква, буква, буква А, буква Ъ, знак, дорожный знак, язык.

9. Квадрат, куб, геометрическая фигура, плоская геометрическая фигура, пространственная фигура.

10. Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь.

11. Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.

12. Карандаш, простой карандаш, цветной карандаш, пишущее средство, товар.

13. Февраль, сентябрь, зимний месяц, летний месяц, календарный месяц.

14. Дерево, тополь, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фиалка, листок, лес.

15. Орудие преступления, нож, холодное оружие, пистолет, огнестрельное оружие.

16. Треугольник, геометрическая фигура, тетраэдр, плоская геометрическая фигура.

17. Прибор, электрический прибор, чайник, утюг, фен «Vitek».

18. Кошка, домашнее животное, животное семейства кошачьих, тигр, дикое животное, млекопитающее, дворовая кошка Мурка.

19. Флаг, символ, государственный флаг, спортивный флаг, государственный флаг России.

20. Морское судно, крейсер, танкер, транспортное средство, грузовое транспортное средство.

17.Установите, является ли определение корректным, а если нет, укажите, какие правила нарушены.

1. Квадрат – прямоугольник с равными сторонами.

2. Жизнь есть сумма жизненных функций.

3. Мошенничество – это преступление.

4. Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за своё отечество.

5. Барометр – метеорологический измерительный прибор.

6. Медицина – наука, изучающая человеческие болезни.

7. Железные дороги есть средства сообщения людей между собой.

8. Историк – человек, изучающий историю.

9. Мухомор есть ядовитый гриб.

10. Стол есть изделие, предназначенное для питания или работы.

11. Некоторые структуры у многих видов организмов, по-видимому, не несут никакой функции и их называют рудиментарными органами.

12. Дентин – особое вещество, покрывающее зубы.

13. Жанр – устойчивая форма художественного произведения.

14. Мировоззрение писателя – система его взглядов.

15. Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной.

16. Кража – тайное похищение общественного имущества.

17. Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.

18. Наказание – мера государственного принуждения.

19. Студент – это учащийся в учебном заведении.

20. Метафора – это слово, употребленное в переносном значении.

18.Соблюдены ли правила деления в примерах, а если нет, то какое правило нарушено?

1. Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

2. Церкви делятся на православные и католические, высокие и низкие.

3. Леса делятся на лиственные и хвойные.

4. Науки делятся на гуманитарные и естественные.

5. Животные делятся на хищников, травоядных, всеядных и млекопитающих.

6. Свет делится на искусственный, голубой и лунный.

7. Деревья бывают хвойные, низкие, строевые, плодовые.

8. Учебные предметы делятся на обязательные и необязательные.

9. По силе зрения люди делятся на близоруких и дальнозорких.

19.Ограничьте понятия:

человек, море, история, наука, дерево, книга, город, преступление, периодическое издание, инструмент.

20.Обобщите понятия:

министр, ректор, студент СибГУФК, школьник, музей, молоток, корабль, Солнечная система, преподаватель СибГУФК, карандаш.

Практическое занятие 2

Наши рекомендации