Параграф второй: экологические проблемы цивилизации и сущность материального производства в развитии общества.

Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. В ХХ веке в науке сложилось представление о социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. Чаще это относится к государству, нации, классам, элементам структуры общества (политика, право, экономика, экология, наука…).

Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной их неравномерностью. Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом развития. Поэтому основной системообразующий фактор проявляется в материальных и духовных связях людей.

§1. Основные факторы развития человеческого общества.

Мы определили ранее, что общество - это люди, находящиеся во взаимосвязи посредством разнообразных отношений и институтов. Человек, индивид - это элемент общества, причем элемент сущностной, главный. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) - две стороны единого процесса, происходящего во взаимосвязи, взаимообусловленности одного другим.

Говоря о факторах развития общества необходимо выделить:

1) материальные (природные); 2) идеальные (духовные, нравственные).

В этом параграфе разговор пойдет о материальных факторах. Будет рассмотрена природная среда, как естественный фактор развития общества.

Система «универсум - человек» - это основное отношение в понимании природы общества. Человек - порождение универсума, он вышел из него и находится в нем, совершенствуя, преобразуя универсум.

Человек - «часть» природы, ее основной элемент, он становился постепенно в процессе деятельности (труда) и общения формировался как социальное существо. Формирование человека происходило посредством естественного и социального отбора: а) естественный отбор предполагал собственную силу, выносливость, здоровье, умение противостоять внешним силам природы; б) социальный отбор проходил сквозь человеческое «сито» отношений сплоченности, взаимопомощи, заботы о судьбе потомства, формирования зачатков нравственных норм и поведения.

Социально значимое закреплялось и естественным отбором, и передачей опыта, и закреплением навыков. Предметно исторически говоря, человек в своем развитии постепенно становился на путь социальных законов и норм поведения, сообразуясь с естественно-биологическими закономерностями. Это осуществлялось в первую очередь в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению.

Природная среда сыграла роль естественного фактора развития общества через человеческий труд.

Первоначально наши предки использовали в качестве орудий простейшие предметы природного мира, случайно оказавшиеся под рукой, для защиты от хищников или для добычи пищи. Эта их деятельность относилась еще к разряду «первых животных инстинктивных форм труда», как отмечал К. Маркс. Но именно эта примитивная деятельность предков человека явилась началом становления самого человеческого труда в такой форме, в какой он составляет исключительное достояние человека.

От простого использования данных природой предметов, которое иногда встречается и у животных, наши предки постепенно переходили к изготовлению орудий труда, и это было главным моментом в возникновении собственно человеческого труда.

Трудовая деятельность имела два решающих следствия:

во-первых, организм предков человека стал приспосабливаться не просто к условиям среды, а к трудовой деятельности. Специфические особенности физической организации человеческого существа - прямая походка, дифференциация функций передних и задних конечностей, развитие функций рук, головного мозга - выработались в процессе длительного приспособления организма к выполнению трудовых операций;

во-вторых, труд, будучи совместной деятельностью, стимулировал возникновение и развитие членораздельной речи, языка как средства общения, накопления и передачи трудового, социального опыта.

Человека можно отличить от животного по самым разнообразным признакам, главными из которых являются: а) производство орудий труда; б) членораздельная речь; в) способность к абстрактному мышлению.

В чем отличие человеческой деятельности от животной природно-инстинктивной прагматики:

во-первых, деятельность представляет собой активное воздействие человека на природу, а не простое приспособление к ней, которое характерно для животных;

во-вторых, деятельность предполагает систематическое использование и, самое главное, производство орудий производства;

в-третьих, деятельность предполагает сознательное целеполагание;

в-четвертых, деятельность с самого начало носит общественный характер и немыслима вне общества.

Вследствие этого социальное развитие отлично от биологического. Человек развивается как социальное существо без коренного изменения своей биологической природы. Отсюда вытекает и различие характера и темпов обоих процессов. Коренные изменения в общественной жизни совершаются в такие сроки, которых совершенно недостаточно для сколько-нибудь значительных изменений в развитии биологических видов. К тому же биологическое развитие во многих случаях все более замедляется, по мере того как определенный вид организмов специализируется и приспосабливается к среде. Напротив, развитие общества на протяжении истории его в целом ускоряется, несмотря на некоторую дискретность.

Во многом это стало возможным благодаря возникновению новых механизмов преемственности в развитии общества по сравнению с биологической эволюцией.

В органическом мире накопление и передача информации от одного поколения к другому осуществляется главным образом через механизм наследственности, лежащий в основе прирожденных инстинктов, а у высших животных также путем передачи потомству приобретенных родителями индивидуальных навыков.

В общественной жизни сущностную роль играют наследованные каждым поколением, прежде всего, производственные и управленческие навыки, социальные и духовные нормы, общественный опыт, который воплощается в языке, мышлении, культуре и традициях.

Если биологическая передача свойств ограничена запасом информации, который заложен в аппарате наследственности (генах), то наследование социального опыта происходит непрерывно и не имеет границ. Культура представляет собою воплощение этого опыта, совокупность созданных человеком ценностей. При этом каждое новое поколение обогащает культуру новыми достижениями. В отличие от биологического мира, где все изменения совершаются стихийно, бессознательно, перед человеческим обществом открывается возможность сознательно и целенаправленно изменять условия своей материальной жизни и регулировать взаимоотношения с природой.

Отличие природного от общественного заключается в форме связей, охватывающих эти явления. Природные (биотические) существуют объективно. Общественные (главное - социальные) опосредованны людьми.

Однако общество не развивается изолировано от природы. Развитие общества немыслимо без известных естественных предпосылок. К их числу относят окружающие общество природные условия - географическую среду. Кроме того, телесную организацию самих людей, то есть демографическую среду или население.

Географическая среда общества.

Она и природа не идентичные понятия. Природа - это вся объективная действительность. Географическая среда общества есть та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе.

Для обозначения сферы взаимодействия природы и общества в научной литературе применяются различные понятия - «антропосфера», «техносфера», «ноосфера», но суть каждого из них вписывается в понятие географической среды общества. Поскольку это не вся природа, а именно географическая среда общества, то она и испытывает на себе определяющее воздействие социального. Мы об этом говорили ранее.

Основные направления воздействия геосреды:

1) влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. В частности, земледелие и животноводство, нефтедобыча и металлургия, рыболовство и лесное хозяйство;

2) влияет на производительность труда. В частности, погодно-климатические условия - Север – Юг: Мурманск – Краснодар;

3) влияет на развитие способностей человека. Например: стимулирует развитие способностей в одних случаях и сдерживает в других. Крайне суровая, однообразная среда накладывает свой отпечаток;

4) влияет на темпы развития данного общества. Например: развитие судоходства привело к развитию ряда государств (Великобритания, Австралия, Япония);

5) влияет на развитие производственных отношений. В частности, не все восточные народы пришли к частной собственности на землю, так как климат и характер почвы требовал ее общинного возделывания, а не единоличного;

6) влияет на возникновение и специфические черты надстроечных явлений: идеологии, политики (народы Крайнего Севера России, штата Аляски в США);

7) влияет на социально-психологический облик и настрой общества, то есть его менталитет.

Демографическая среда.

Демографической средой общества выступает народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Проблемы народонаселения относятся к науке, занимающейся закономерностями воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса - демографии (греч. demos – народ и grapho – пишу). Задачами ее являются - изучение процесса воспроизводства населения, его численности, плотности и структуры, его динамики, миграции, семьи как демографической единицы.

В демографии условно выделяются три более или менее устойчивых исторических типа воспроизводства населения:

***архетип, свойственный доклассовому периоду человеческой истории. Для архетипа характерна полигамия;

***традиционный, свойственный доиндустриальному аграрному обществу и ранним индустриальным стадиям развития. Началось и завершилось становление института семьи - традиционного типа демографических отношений;

***современный тип, именуемый рациональным типом, сложившийся уже в экономически развитых странах. Воспроизводство населения стало строиться по рациональному типу.

Численность населения, его прирост, плотность, размещение по территории оказывают влияние на развитие общества. Вместе с тем сама численность людей, составляющих общество, зависит от степени развития производства. К началу неолита (около 10 тысяч лет назад) первобытные племена, расселившиеся по всем материкам, насчитывали около 2-5 млн. человек. В начале нашей эры население Земли было около 230 млн. человек, а к концу первого тысячелетия около 300 млн. человек. Первый миллиард населения на земном шаре появился в 1850 г., второй в 1930 г., третий в 1960 г., четвертый в 1976 г., пятый в 1987 г., шестой в 2000 г.

Ускорение темпов роста населения не причина, а следствие изменения способа производства, условий жизни людей. Прирост населения зависит от соотношения смертности и рождаемости. На оба эти процесса влияет множество факторов общественного порядка: экономика, экология, управление, наука, образование, медицина, физическая культура, искусство.

От меры общественных условий зависят и типы воспроизводства населения.

Рост народонаселения - это, прежде всего, социальное явление, регулируемое законами развития общества. Для социальной философии важен вывод, который сделал в еще ХIХ веке К. Маркс из анализа проблемы народонаселения при капитализме: исторически определенному способу производства свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы народонаселения. Абстрактный закон населения К. Маркс считал возможным только для растений и животных, пока в условиях их существования не вмешивается человек.

Помимо отмеченной концепции, существуют и другие точки зрения на народонаселение. В частности, английского экономиста Т. Мальтуса. Он и его последователи (неомальтузианцы) видели в быстром росте народонаселения источник общественных бедствий. Сам Т. Мальтус сформулировал концепцию, согласно которой средства существования растут в арифметической прогрессии (1,2,3,4,5…), а народонаселение в геометрической прогрессии (1,2,4,8,16…). Население размножается гораздо быстрее, чем возрастают средства потребления, и отсюда, по его мнению, проистекают и голод, и нищета, и безработица. Из этого делается вывод: для улучшения своего положения трудящиеся должны ограничивать рождаемость в своих семьях (позднее мальтузианская концепция народонаселения использовалась фашистами ряда стран для оправдания политики войны и уничтожения «избыточного» населения).

В действительности соотношение между темпами роста населения и производства средств существования не является раз и навсегда данным. При медленном развитии производства и избытке населения происходит миграция. В условиях более быстрого технического, затем научно-технического прогресса рост производства средств существования значительно обгоняет темпы роста населения, о чем свидетельствует увеличение производства на душу населения в современных высокоразвитых странах.

Мальтус Томас Роберт 1766-1834 годы - английский экономист, священник. Окончил Кембриджский университет (1788 г.) и получил богословскую степень, в 1797-1803 г.г. – викарий одного из приходов графства Суррей. В 1805-1834 г.г. профессор кафедры современной истории и политэкономии колледжа Ост-Индской компании, в которой исполнял и обязанности священника. Идеолог землевладельческой аристократии и крупной буржуазии, один из основоположников политэкономии. В основу своей концепции народонаселения он положил, сформулированную англичанином М. Хейлом и итальянцем Дж. Ортесом «закономерность» возрастания населения в геометрической прогрессии, теорию «убывающего плодородия почвы» и аргументацию Дж. Таунсенда против закона о бедных в Англии. В 1798 г. Т. Мальтус анонимно опубликовал небольшой памфлет «Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния», в котором поставил проблемы бедности, перенаселения и пауперизма, дав им соответствующе объяснения. Голод, болезни, войны он цинично провозглашал «позитивными факторами», оказывающими благотворное влияние на человечество, поскольку они сокращают население. Пытаясь обосновать тезис о том, что возможности производства продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на так называемый «закон убывающего плодородия почвы». Предложенная Мальтусом теория, была на удивление ему с одобрением встречена в буржуазных кругах. Поэтому компилированный материал он значительно расширил и при его жизни вышло 6 изданий книги.

Общий вывод, который можно сделать по проблеме развития человеческого общества, представляется следующим: естественные условия жизни общества - природная среда и народонаселение - являются существенными факторами общественно-исторического развития. Однако, хотя и состояние географической среды, и большая или меньшая численность населения и его плотность, а также темпы его роста могут оказывать большое влияние на развития общества, ускоряя или замедляя его, все-таки они не являются главной детерминантой общественного развития. Таковым выступает материальное производство. О чем речь пойдет во втором параграфе.

§2. Экологические проблемы цивилизации

и роль материального производства в развитии общества.

Экология (греч. oikos – обиталище, местопребывание) - это наука о закономерностях человеческого общежития в гармонии с природой.

Человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный обмен информацией между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи био-, атмо, гидро- и литосфер, последствия которого он не всегда может учесть.

Еще Ф. Энгельс в своем труде «Диалектика природы» предупреждал, что не стоит «слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых».

Ранее Ф. Энгельса в ХVII веке Ф. Бэкон говорил, что человек должен господствовать над природой, покоряясь ей.

Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в результате деятельности адаптирует её, преобразует ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Воздействие человека на природу имеет тенденцию нарушать сложившийся экологический баланс. Человечество столкнулось с такими проблемами как: повсеместное загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна, исчезновение отдельных видов флоры и фауны.

Таким образом, человек в результате собственной деятельности вступил в острое противоречие с условиями своего обитания. В том числе в космосе (космический мусор).

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее действие на неё. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность.

Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл.

Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого не возможно, во-первых, решение реальных практических задач; во-вторых, совершенствование самого человека, как порождения универсума.

Встает проблема формирования экологического сознания. То есть человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе, а не добиваться первенства над ней.

Решение экологических проблем теснейшим образом связано с борьбой за предотвращение любых видов войн, за достижение мира на планете, за уничтожение накопленных запасов оружия массового поражения, за недопущение применения ядерного оружия («ядерная зима»).

Ноосфера.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному образованию в биосфере - ноосфере (греч. noos – ум, разум).

Термин «ноосферы» введен французским ученым, философом-идеалистом Эдуардом Леруа (1870-1954 г.г.), занимавшимися математикой, палеонтологией и антропологией и предметно использован русским ученым, естествоиспытателем, академиком, первым президентом АН Украины Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945 г.г.). Его идеи сыграли выдающуюся роль в становлении научной картины мира. Им разработано учение о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития.

Представления о ноосфере развивал и другой французский мыслитель, крупный геолог-палеонтолог, антрополог и теолог П. Тейяр де Шарден (1881-1955 г.г.). Ноосфера у Т. Шардена идеальна: это некая «оболочка» мысли, облекающая земной шар. Выход в космос он считал не возможным.

В. Вернадский понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием. Он отмечал, что «логика естествознания в своих основах теснейшим образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, т.е. глубоко и неразрывно связана с биосферой». Ноосфера у него - это не просто царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы. В своей эволюции биосфера претерпевает существенные преобразования и в ХХ веке превращается в новое качественное состояние - ноосферу. Она создается, прежде всего, с ростом науки, а также осознанной человеческой деятельности.

В структурном плане в ноосферу включены: 1) люди; 2) орудия труда (техника); 3) природа (абиотическая, биотическая, в том числе человек как организм).

Главный элемент ноосферы - сознательный человек, взаимодействующий с природной средой, которую он и изменяет. Ноосфера распространяется и на космос, так как и там человек осуществляет сейчас свою деятельность.

Общество находится внутри ноосферы и оно разумно взаимодействует с природой.

Материальное производство.

Материальное производство является главнейшей составляющей в развитии общества. Развитие общества не возможно без материального производства, то есть без производства материальных благ, которые необходимы человеку, обществу для нормального функционирования.

Следует различать понятия «общественное производство» и «материальное производство».

Смысл общественного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производство, или, что одно и тоже, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую все сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, социальную, духовную, правовую, семейную и другие, то есть в производство общественной жизни включается и духовное производство, и политическое производство, и правовое производство, и производство самого человека, и материальное производство.

Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие собственно человеческой истории, человеческой жизнедеятельности.

Жизнедеятельность человека не простая совокупность условий или факторов - экономических и экологических, педагогических и управленческих, научных и художественных, медицинских и физкультурных. Материальные в ней выполняют роль первоосновы, базиса, на котором воздвигаются все остальные. Процесс общественных отношений здесь весьма сложен и в современной жизни бывает первенство тех или иных условий помимо материальных. Но развитие обществе непременно идет с главенствующей опорой на материальные условия бытия.

Процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер. В процессе этого производства люди вступают в определенные отношений как с природой, так и между собой. Эти два ряда отношений образуют две относительно самостоятельные стороны единого способа материального производства, представленные: во-первых, производительными силами (т.е. содержанием материального производства); во-вторых, производственными отношениями (т.е. формой материального производства).

Материальное производство или производство материальных благ, взятое как процесс взаимодействия между людьми и природой и между собой, предполагает наличие четырех элементов:

1) человека, как субъекта труда;

2) средств труда, которыми осуществляется деятельность;

3) предмета труда, то есть природного объекта, на который воздействует человек посредством средств труда;

4) производственных отношений, которые возникают в процессе материального производства.

Соединяя свой труд с тем, что дано природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага. Это и есть процесс материального производства.

Материальное производство есть процесс человеческой деятельности, посредством которой осуществляется преобразование природы в целях создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей.

Те силы, с помощью которых общество воздействует на природу с целью ее преобразования и получения материальных благ, образуют производительные силы. В зависимости от оснований производительные силы могут быть: объективные и субъективные; материальные и духовные; индивидуальные, групповые и общественные.

Следует отметить и такой факт. В современном производстве границы между предметами труда и средствами труда часто носят достаточно условный характер, но тем не менее они существуют. Выступает та или иная вещь в качестве предмета труда или средства труда зависит от ее конкретной функции в процессе труда (К. Маркс). То есть от того, воздействует ли она на другой предмет или, наоборот, подвергается этому воздействию с целью превращения ее в потребительную стоимость. Средства труда и предметы труда, взятые вместе, образуют средства производства (вещественные и энергетические элементы).

Человек, выполняющий в общественной жизни многочисленные роли, включается в процесс материального производства в качестве рабочей силы - обладателя духовных и физических способностей, применяемых в процессе создания материальных благ.

В процессе производства человек выполняет различные функции: энергетическую и транспортную, управленческую и исполнительско-технологическую, научную и логическую, художественную и педагогическую, контрольную и аналитическую.

Люди, как субъективные производительные силы, хотя и находятся под определяющим воздействием вещественных и энергетических элементов производства, играют решающую роль в его развитии. Именно люди являются творцами новой техники, вносят прогрессивные изменения в технологию производства (то есть способ непосредственного соединения человека со средствами производства и их функционирование), определяют какую материально-техническую, технико-технологическую базу им предстоит совершенствовать, развивать или создавать.

Законы общественного развития, генерируемые материальным производством:

во-первых, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Суть закона: производительные силы общества в их единстве с производственными отношениями образуют экономический способ производства. При этом производительные силы выступают как содержание его, а производственные отношения как та экономическая форма, в которой люди осуществляют производство. Коль так, то и взаимодействие между производительными силами и производственными отношениями подчинено общему диалектическому закону взаимодействия содержания и формы, согласно которому содержание играет определяющую роль по отношению к форме. В общественной жизни это находит свое конкретное выражение в общесоциологическом законе соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Объективная, материальная природа производственных отношений тем и определяется, что формируются они не по воле и желанию людей, а в соответствии с состоянием наличных производительных сил:

Во-вторых, закон активного обратного воздействия производственных отношений.

Суть закона: как и всякая форма, производственные отношения непросто пассивно воспринимают те импульсы к изменению, которые исходят от производительных сил: они оказывают активное обратное воздействие на их развитие. В наиболее общем виде механизм этого воздействия можно представить таким образом, что производительные силы создаются и развиваются, сохраняются или выходят из строя в результате практической деятельности людей, движимых определенными мотивами и конкретным образом организованных для ведения общественного производства. Все это определяется существующими производственными отношениями.

Активное обратное воздействие производственных отношений на развитие производительных сил может быть двояким. Когда производственные отношения соответствуют характеру и уровню производительных сил, они выступают в качестве двигателя их развития и ускорителя общественного прогресса в целом. Когда же производственные отношения перестают соответствовать производительным силам, они превращаются в тормоз, то есть существенно замедляют развитие их и социума в целом.

Поэтому история развития каждой общественно-экономической формации и предстает перед нами как это движение - переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Вопросы для самоконтроля

Сущность антропогенеза и социогенеза.

Характерные отличия человека от животного.

Суть отличия человеческой деятельности от рефлексорных действий животного.

Суть различия природного и общественного.

Понятие «географической среды».

Понятие «демографической среды».

Основные направления воздействия геосреды на человека.

Демография как наука.

Концепция народонаселения К. Маркса.

Теория народонаселения Т. Мальтуса.

Экологические проблемы цивилизации.

Представление о ноосфере.

Общественное производство.

Материальное производство.

Функции человека в процессе производства.

Соотношение производительных сил и производственных отношений.

Литература

Альтернативные пути цивилизации. – М., 2000.

Вернадский В.И. Живое вещество. – М., 1978.

Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии//Труды биогеохимической лаборатории. – М., 1980.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

Демографический энциклопедический словарь/Редкол.: Валентей Д.И. (гл. ред.) и др. – М., 1985.

Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Нижний Новгород, 1991.

Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989.

Маевский В.И. Кондратьевские циклы, экономическая эволюция и экономическая генетика. – М., 1994.

Маркс К. К критике политической экономии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и немецкого социализма в лице его различных пророков//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3.

Мосеев Н. Расставание с простотой. – М., 1998.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000.

Социология на пороге ХХI века. Новые направления исследований. – М., 1998.

Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996.

Энгельс Ф. Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

ГЛАВА ХV

Наши рекомендации