Какие тенденции в развитии современного общества отмечены К. Поппером? Современное общество названо автором открытым. Почему?
19.*Ознакомьтесь с мнением Ж. Бодрийара о снижении значимости труда и накопления в современном обществе:
XX век преподал исторический урок никчемности традиционной морали и экономического расчета. Целые поколения людей, стараясь жить по средствам, в результате оказались на более низком уровне жизни, чем позволяли их средства. Об этой эре труда, личной заслуги и накопления – добродетелей, находящих высшее выражение в понятии собственности, еще напоминают нам сохранившиеся от нее вещи, словно призраки потерянных поколений прошлого в мелкобуржуазных интерьерах.
Вопросы
Как Вы думаете, о какой исторической эпохе идет речь в отрывке? Обоснуйте? Какие особенности, цели и ценности характеризуют эту эпоху?
Почему, на Ваш взгляд, Ж. Бодрийар пишет о падении значимости труда, личной заслуги и накопления?
20. Рассмотрите взгляды Ф. Хайека на роль информации в современном обществе:
Практически каждый индивидуум обладает определенным преимуществом перед всеми остальными в том смысле, что он владеет уникальной информацией, которой можно найти выгодное применение, но которую можно использовать, только если решения, зависящие от этой информации, принимаются им самим или при его активном участии. Достаточно вспомнить, как долго должны мы осваивать любую профессию после завершения теоретической подготовки. Какую значительную часть своей трудовой жизни тратим на изучение конкретных работ, и каким ценным капиталом в любом деле является знание людей, местных условий и особых обстоятельств.
Вопросы
Чем обусловлено преимущество каждого человека перед другими, о котором говорит Ф. Хайек?
Как современный человек может распорядиться своим самым ценным капиталом – знанием? Как Вы можете это сделать в будущем?
21.*Изучите мнение Л. Мизеса по поводу наиболее приемлемой форме социальной организации и ее идеологическом основании:
Каждый человек желает себе и близким здоровой жизни и процветания. Здоровье и благополучие других ему могут быть безразличны. Окруженный хищниками с атавистическими инстинктами, человек может заподозрить, что ему перекрывают дорогу, устраивают ловушку, что его лишили пищи, что он должен убить, чтобы удовлетворить собственные потребности. Научно обоснованная технология показывает, что дело обстоит не совсем так. Работа, исполняемая на основе разделения задач, продуктивнее, чем работа изолированного человека. Когда объединяются люди с высокими интеллектуальными и физическими данными с теми, у кого они намного ниже, совместные их действия более эффективны (это следует из закона ассоциации, или сравнительных затрат Рикардо). Следовательно, любой человек быстрее добивается нужных целей путем социального сотрудничества.
Сотрудничество возможно только на основе частной собственности на средства производства. Социализм – общественная собственность на средства производства – делает невозможным любой экономический расчет, поэтому совершенно неприемлем.
Если мы строго придерживаемся канонов научной процедуры, то не можем не прийти к выводу, что частная собственность на средства производства – единственная приемлемая для социальной организации форма, при этом речь не идет ни об апологии капитализма, ни о научном обслуживании либерализма. Человеку, принимающему научный метод осмысления проблем человеческого действия, либерализм должен казаться единственной политической силой, укрепляющей благосостояние для него самого, близких и всех прочих. Отвергать либерализм могут только те, для кого жизнь, здоровье и процветание неважны, кто предпочитает болезни, нужду и страдания.
Вопросы
1. Почему, по мнению Л. Мизеса «…сотрудничество возможно только на основе частной собственности на средства производства»?
На основе использования дополнительной литературы, а также словаря, выясните сущность либерализма. Действительно ли, либерализм является самой оптимальной основой для развития экономики в отличие от социализма?
22. Познакомьтесь с концепцией хозяйства, предложенной С. Н. Булгаковым:
Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что в самом широком и предварительном смысле слова может быть названо хозяйством. Хозяйство в этом смысле свойственно всему живому, не только человеческому, но и животному миру...
Итак, хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм. Содержание хозяйственного процесса можно поэтому выразить еще и так: в нем выражается стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы.
Признак хозяйства – трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению. Это напряженная активность человеческой жизни, во исполнение Божьего слова: в поте лица твоего снеси хлеб свой, и притом всякий хлеб, т.е. не только материальную пищу, но и духовную: в поте лица, хозяйственным трудом не только производятся хозяйственные продукты, но созидается и вся культура.
Все хозяйство представляет собой такую объективную деятельность, которая предполагает под собой, очевидно, некоторую объективную деятельность. Оно есть постоянное воздействие хозяина, субъекта хозяйства (пока здесь безразлично, единичного или коллективного) на вещи (природу или материю, как бы она далее философски не конструировалась), т.е. на объект хозяйства. И всякий хозяйственный акт осуществляет собой некоторое слияние субъекта и объекта, внедрение субъекта в объект, субъективирование объекта, или же выход субъекта из себя в мир вещей, в объект, т.е. объективирование субъекта.
Хозяйственная жизнь сводится к обмену веществ, к некоторому круговороту или чередованию вдыханий и выдыханий. На языке политической экономии вдыханиям соответствует производство, а выдыханиям – потребление.
Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, – он творит культуру, как гласит распространенная формула наших дней.
Вопросы