Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. ТРАДИЦИОННОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВА

Цель занятия: изучение общества как системы; знакомство с основными категориями системного анализа; обсуждение основных стратегий исследования социальных систем. Сравнить ценностные установки и организационные принципы традиционного и современного обществ; выделить важнейшие черты «современного человека»; обсудить основные положения теорий модернизации, постиндустриального и постэкономического обществ.

Основные понятия: социальная система, личностная система, поведенческий организм, интеграция, целедостижение, латентность, адаптация, институционализация, социальная структура, подсистемы социального действия, экономическая система, политическая система, социетальная система, система социализации, системы взаимодействия, организации, самореференции, аутопойэсис, коммуникации, gemeinshat (община), gesellshaft (общество), традиционное общество, современное общество, организационные принципы современности, современный человек, аномия, постиндустриальное общество, постэкономическое общество, «высокая (или поздняя) современность», модернизация, запаздывающая модернизация, рецидивируемая модернизация.

План

1. Теория социальной системы Т. Парсонса.

2. Структурно-функциональный анализ Р. Мертона.

3. Постфункционализм Н. Лумана.

4. Традиционное и современное общества.

5. Проблемы модернизации.

Темы рефератов

1. Структурно-функциональный анализ: версия Т. Парсонса.

2. Социальная система и ее подсистемы.

3. Условия стабильности и самосохранения социальных систем.

4. Интеграция и дифференциация в социальных системах.

5. Социальные структуры и социальное развитие: возможности теоретического синтеза.

6. Стратегия системного анализа Р. Мертона.

7. Явные и латентные функции социальных структур.

8. Самореференция и аутопойэсис систем.

9. Коммуникационные процессы социальных систем.

10. Сравнительный анализ теоретических моделей социальных систем Т. Парсонса и Н. Лумана.

11. Важнейшие характеристики современности.

12. Современная личность.

13. Архаическое сознание в современном обществе.

14. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации.

15. Образы общества будущего

16. Особенности российской модернизации.

17. Россия и Восточная Европа: сравнительный анализ трансформирующихся обществ.

18. Можно ли считать Россию современным обществом?

19. Информационное общество как идея и практика.

20. Возникновение и изменение традиций.

Основные положения

Рассматривая данную тему следует отметить:

1. Представления об обществе как целостной системе начали складываться в социологии под влиянием работ представителей структурного функционализма, и прежде всего Т. Парсонса и Р. Мертона.

Исходным понятием парсонсовой макротеории общества выступает «социальное действие». Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсоном как система действия. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают: адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами.

Функция интеграции общества реализуется социальной системой. Целедостижение – системой, которую Парсонс обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом.

Под социальной системой, согласно парсонсовской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли.

2. Р. Мертон, критически относясь к теории Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма. Во-первых, постулат о функциональном единстве общества. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Во-вторых, постулат об универсальности функционализма или о функциональной полезности всех существующих форм и структур. В противоположность этому утверждению он считает, что элементы системы наряду с функциями могут выполнять и дисфункции (отрицательные функции), либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. Наибольший интерес социолога вызывают функции последнего типа. В-третьих, постулат о необходимости, согласно которому функции удовлетворяют базовые потребности системы, а каждая структура выполняет вполне определенную функцию и в силу этого незаменима. Мертон возражал против жестокой связи структур и функций. Он сформулировал другую трактовку: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять разные функции, в-третьих, различные структуры в различных системах могут обслуживать схожие функции.

Важным шагом в развитии системного подхода стала теория немецкого социолога Н. Лумана. Согласно ее основным положениям существуют три вида социальных систем: системы взаимодействия, социетальные системы и организации. Первый вид систем основывается на личном восприятии индивидами друг друга. Системы второго рода более всеохватывающи, так как включают в себя все коммуникативные действия. По сравнению с системами взаимодействия они более высокоорганизованны. Современная социетальная система – это прежде всего мировое общество. Системы, относящиеся к третьему виду, находятся в промежуточном положении между социательными системами и системами взаимодействия.

Вопросы для повторения

1. Каково соотношение понятий «природа» и «общество»?

2. Что такое «общество»? Дайте развернутое социологическое определение.

3. Что такое социальные действия, социальны связи и социальные взаимодействия.

4. Что из себя представляет общество как целостная социальная система и каковы ее основные структурные элементы?

5. Какие черты присущи традиционному обществу?

6. Назовите черты современного общества.

7. В чем сила и слабость концепции модернизации.

8. Как вы представляете современного человека?

[1; 5;9;14;17,гл. 3; 27;37;39, гл. 4;43;54;65;69;70;93;98;101]

Наши рекомендации