Творческие рассказы. Виды детских сочинений. Приемы обучения.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа.Воспита­тель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необхо­димо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жиз­ненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти, т. е. предложить различные варианты.

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой ва­риант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателятре­бует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания пред­стоит детям осуществлять самостоятельно.

План предлагается составлять в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки «Приклю­чения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала рас­скажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предло­женному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самосто­ятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочине­ние рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену: «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чув­ства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумы­вать интересную концовку рассказа.

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рас­сказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок твор­ческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, при­думанные их товарищами, видеть и положительные и отрицатель­ные стороны рассказов. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку — «ры­жая шубка».

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное со­держание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятель­ной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влия­нием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о кон­кретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о рас­тениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с живот­ными, как играют дети и трудятся взрослые.

Можно предложить, например, такой план:

1) Чем весна отличается от зимы?

2) Какая погода бывает весной?

3) Что происходит весной с деревьями и кустами?

4) Как живут весной птицы и звери?

5) Что люди делают на огороде и в садах?

Особый интерес представляют творческие рассказы, построен­ные на сравнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной»).

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему ин­тересное название, предложить детям нарисовать к каждому рас­сказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Наши рекомендации