Тема 7. Формирование у дошкольников седьмого года жизни умения составлять творческие рассказы.

План

Введение

1Своеобразие и значение творческого рассказывания в детском саду.

2Этапы обучения творческому рассказыванию.

3.Условия, необходимые для творческого рассказывания.

4 Виды занятий по творческому рассказыванию.

5 Методика обучения творческому рассказыванию.

Практическая часть

1.Опираясь на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы), спроектируйте конспект по формированию умения детей подготовительной к школе группы сочинять сказки (тема по выбору)

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников -М,2004.

2. Бородич А.М. Методика развития речи М., 1981

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., Академия, 2006. С.159-179.

4. Развитие связной речи /под ред. Иванова Т.В. ,-Волгоград. Корифей 2009.

5. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников М., 2008

6. Обучение творческому рассказыванию/под ред. Л.М.Граб Волгоград 2010

7. Короткова Э.Ф. Обучение рассказыванию в детском саду.- М., 1982.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2008.

Тема 8: Формирование умения дошкольников пересказывать литературные произведения.

План

Введение

1Сущность пересказа и его значение для мышления и речи.

2 Принципы отбора литературных произведений.

3 Требования к пересказу детей в разных возрастных группах.

4 Методика обучения детей пересказу.

Практическая часть

1.Опираясь на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы), спроектируйте конспект по формированию умения детей старшей группы пересказывать художественное произведение (тема по выбору)

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников -М,2004.

2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., Академия, 2006. С.159-179.

3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2008.

4. Бородич А.М. Методика развития речи М., 1981

5. Развитие связной речи /под ред. Иванова Т.В. ,-Волгоград. Корифей 2009.

6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой М., Сфера, 1999. С.16-19; 134-137.

Тема 9: Ознакомление детей с поэзией в детском саду.

План

Введение

1Особенности восприятия содержания и формы поэтических произведений детьми дошкольного возраста.

2 Требования к отбору поэтических произведений в детском саду.

3Методика заучивания поэтических произведений в детском саду.

4 Приемы обучения выразительному чтению стихотворений.

Практическая часть

1.Подберите конспект НОД с решением задач по заучиванию стихотворений. Проанализируйте его, выделяя, целесообразность использования названных в конспекте методов, форм и средств организации деятельности детей, их соответствие особенностям возраста.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников -М,2004.

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2008.

3. Бородич А.М. Методика развития речи М., 1981

4. Развитие связной речи /под ред. Иванова Т.В. ,-Волгоград. Корифей 2009.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., Академия, 2006. С.159-179.

6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой М., Сфера, 1999. С.16-19; 134-137.

Тема 10. Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

План:

Введение

· Звуковой аналитико-синтетический метод обучения детей чтению, его основа и сущность.

· Методика ознакомления детей со словом.

· Методика ознакомления детей со словесным составом предложения.

· Методика ознакомления детей со слоговым строением слова.

5.Анализ дидактических игр и упражнений по подготовке детей к обучению грамоте.

Подберите конспект ОД с решением задач по заучиванию стихотворений. Проанализируйте его, выделяя, целесообразность использования названных в конспекте методов, форм и средств организации деятельности детей, их соответствие особенностям возраста.

Практическая часть

1. Составьте комплекс компьютерных обучающие (развивающие) игры для решения задач подготовки детей подготовительной группы к обучению грамоте. Обоснуйте свой выбор.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников -М,2004.

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2008.

3. Бородич А.М. Методика развития речи М., 1981

4. Развитие связной речи /под ред. Иванова Т.В. ,-Волгоград. Корифей 2009.

5. Белякова Г.П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложений // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1984.

6. Белякова Г.П. Речевая игра «Живое слово» // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 10.

7. Невская Л.Н. Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду. – М., 1990.

8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.,1991.

9. Дурова Н.В. Специальный курс «Обучение дошкольников грамоте»/ М., 1994.

Тема 11: Воспитание звуковой культуры речи дошкольников

План:

Введение

1. Понятие о звуковой культуре речи. Особенности овладения детьми звуковой стороны языка.

2. Особенности усвоения детьми звукового строя речи.

3. Задачи и содержание работы по воспитанию ЗКР.

4. Приемы обучения детей правильному произношению.

Практическая часть

1.Опираясь на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы), спроектируйте конспект НОД с решением задач по воспитанию звуковой культуры речи (тема и возраст по выбору)

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2000. – С.207-244.

2. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., Академия, 2006. С.159-179.

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

4. // Ребенок в детском саду. – 2004. - №3. – С.35-40.

5. // Дошкольник и младший школьник. – 2004. - №3.

6. Гербова В.в. Занятия по развитию речи в старшей группе д/сада. М., Просвещение, 1983.

Тема 12: Теоретические основы методики работы с художественной литературой.

План:

Введение

1 Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей дошкольного возраста.

2 Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений

3 Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания.

4 Задачи и содержания работы по ознакомлению с художественной литературой.

Практическая часть

1.Подберите конспект интегративной деятельности на тему «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа». Выполните анализ данного конспекта. Оцените целесообразность постановки целей и задач обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, выбор методов, форм и средств организации деятельности детей на занятии.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников -М,2004.

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2008.

3. Бородич А.М. Методика развития речи М., 1981

4. Развитие связной речи /под ред. Иванова Т.В. ,-Волгоград. Корифей 2009.

5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.- М., 2003

Тема 13: Методика обучения детей рассказыванию по игрушкам.

План:

Введение

1.Требования, предъявляемые к наглядности в разных возрастных группах.

2.Требования к рассказам детей в разных возрастных группах.

3.Методика проведения занятий по рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах

Практическая часть

1.Опираясь на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы), спроектируйте конспект НОД с решением задач составлению рассказов детьми по игрушкам (тема и возраст по выбору)

Литература:

1Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников -М,2004.

13. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., Академия, 2006. С.159-179.

14. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2008.

15. Бородич А.М. Методика развития речи М., 1981

МДК 03.04 Теория и методика математического развития

Примерные вопросы к экзамену

Теоретического характера

1. Раскройте вклад Е. И. Тихеевой и Ф. Н. Блехер в обучение детей дошкольного возраста математике.

2. Раскройте задачи, содержание, формы и методы предматематической подготовки детей дошкольного возраста.

3. Выделите дидактические основы математического развития детей дошкольного возраста.

4. Выделите роль дидактических средств в математическом развитии детей.

5. Раскройте соотношение обучения детей основам математики и их самостоятельной деятельности.

6. Раскройте современные концепции и методические системы математического развития детей дошкольного возраста.

7. Покажите специфику обучения детей счету по таблицам Н. А. Зайцева.

8. Докажите важность и необходимость использования различных анализаторов в восприятии детьми количества предметов.

9. Раскройте дидактическую суть использования двух способов сравнения множеств («наложения» и «приложения»).

10. Изложите последовательную методику обучения детей 4 – 5 лет количественному счету в пределах 5.

11. Раскройте приемы обучения детей 4 – 5 лет отсчитыванию групп предметов.

12. Изложите последовательную методику обучения детей 4 – 5 порядковому счету.

13. Обоснуйте методику обучению детей количественному составу числа из единиц в пределах 5 и двух меньших чисел.

14. Дайте характеристику видам арифметических задач.

15. Опишите последовательность 4 этапов работы над арифметическими задачами.

16. Раскройте задачи обучения и изложите методику ознакомления детей второй младшей группы с величиной предметов.

17. Раскройте задачи обучения и изложите методику ознакомления детей средней группы с величиной предметов.

18. Раскройте задачи обучения и изложите методику ознакомления детей старшей группы с величиной предметов.

19. Раскройте методику ознакомления детей подготовительной группы с делением целого предмета на части.

20. Докажите необходимость обучения детей линейному измерению, измерению жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Раскройте методику обучения.

21. Выделите задачи и раскройте методику ознакомления детей младшей группы с геометрическими фигурами.

22. Выделите задачи и раскройте методику ознакомления детей средней группы с геометрическими фигурами.

23. Выделите задачи и раскройте методику ознакомления детей старшей и подготовительной группы с геометрическими фигурами.

24. Выделите задачи и обоснуйте методику ознакомления детей младшей и средней группы с временными представлениями.

25. Выделите задачи и обоснуйте методику ознакомления детей старшей группы с временными представлениями.

26. Выделите задачи и обоснуйте методику формирования пространственных представлений у детей второй младшей группы.

27. Выделите задачи и обоснуйте методику формирования пространственных представлений у детей средней группы.

28. Выделите задачи и обоснуйте методику формирования пространственных представлений у детей старшей группы.

29. Выделите задачи и обоснуйте методику формирования пространственных представлений у детей подготовительной группы.

30. Раскройте своеобразие преемственности в математическом развитии детей детского сада и школы.

Практического характера:

1. Разработайте задания для детей старшего дошкольного возраста с применением цветных счетных палочек X. Кюизенера при знакомстве с числами

2. Разработайте задания с использованием логических блоков З. Дьенеша при ознакомлении дошкольников со свойствами геометрических фигур

3. Осуществите анализ образовательной области «Познание» (в рамках формирования ЭМП) представленной в общеобразовательной программе «От рождения до школы»

4.Составьте план - конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», на тему: ознакомление детей второй младшей группы с величиной предметов

5.Составьте план - конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», на тему: ознакомление детей подготовительной группы с делением целого предмета на части

6.Составьте план - конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», на тему: формирование пространственных представлений у детей второй младшей группы

7.Составьте план диагностики представлений детей о размере и весе предметов

8.Составьте календарный план по методике математического развития на одну неделю, включая индивидуальную работу

9.Подберите развивающие игры, закрепляющие пространственные представления у детей и опишите их содержание

10.Разработайте блок-схему одной из обучающих логико-математических игр

11.Разработайте диагностическое задание на восприятие (понимание) детьми дошкольного возраста алгоритмов

12.Разработайте план консультации на тему «Важность использования логико-математических игр в работе с дошкольниками»

13.Предложите мероприятия направленные на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

14.Составьте перспективный план по формирование элементарных математических представлений на месяц для средней группы детского сада

15.Составьте перспективный план по формирование элементарных математических представлений на месяц для старшей группы детского сада

16.Составьте план диагностики представлений детей о величине и способах ее измерения

17.Составьте перспективный план по формирование элементарных математических представлений на месяц для второй младшей группы детского сада

18.Подберите развивающие игры, закрепляющие умение детей измерять объекты разными методами и опишите их содержание

19.Предложите задания для одаренных детей (в виде индивидуального маршрута)

20.Составьте план диагностики представлений детей о форме и цвете

21.Составьте план - конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание», на тему: ознакомление детей младшей группы с геометрическими фигурами

22.Разработайте содержание упражнений на разбиение множеств по совместимым и несовместимым свойствам

23.Предложите проблемные ситуации для развития у детей интереса к измерительной деятельности

24.Предложите формы работы по обучению детей математике для осуществления преемственности дошкольного учреждения и школы

25.Составьте план работы по обучению детей математике для осуществления преемственности дошкольного учреждения и школы

МДК 03.05 Предшкольная подготовка

Наши рекомендации